Итоги 2012 года для российского страхового рынка крайне противоречивы. С одной стороны, темпы прироста страховых взносов впервые за много лет превысили темпы роста номинального ВВП. С другой стороны, в 2012 году накопленное недовольство против страховых компаний вылилось в реальные денежные потери и стратегические проблемы. Свое негативное отношение к страховому рынку проявили все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Стало понятно, что отрицательный goodwill российского страхового рынка приносит ему все более и более существенные проблемы. Эти проблемы можно разбить на 3 группы рисков:
- Стратегический риск.
- Репутационный риск и риск потери клиентской базы.
- Риск непредвиденного роста расходов.
Стратегический риск
Примеры: параллельное создание стратегий развития отрасли, корректировка тарифов в ОС ОП, обсуждение изменений в закон об ОСАГО.
Ключевой темой 2012 года стала разработка стратегии развития страхового рынка до 2020 года. В результате у страховщиков появилась не одна, а целых две стратегии: версия, подготовленная под эгидой ВСС, и документ Министерства финансов. Уже в конце марта 2013 года Правительство одобрило стратегию Минфина, основная часть которой посвящена не развитию рынка, а его регулированию.
Еще одним стратегическим «провалом» страховщиков стало беспрецендентное снижение тарифов в обязательном страховании ответственности перевозчиков. В результате ожидаемый объем рынка сократился с первоначальных 18 млрд до 2,8 млрд рублей. При этом дебаты по поводу тарифов не позволили вовремя запустить работу этого нового вида страхования. Первые договоры ОС ОП начали заключаться вместо 1 января лишь в середине марта.
Наиболее ярко негативное отношение государства к страховому сообществу выявилось в процессе обсуждения корректировки лимитов ответственности и тарифов в ОСАГО. В частности, в феврале 2013 года некоторые депутаты Госдумы выступили за конфискацию непотраченных взносов, а также за снижение тарифов при увеличении ответственности.
Репутационный риск и риск потери клиентской базы
Примеры: общероссийский рэнкинг по жалобам, публикация статистики отказов.
В 2012 году впервые стало возможно оценить качество урегулирования убытков страховых компаний не только на основании чтения форумов страхователей и взаимных обвинений страховщиков, а на основе статистики.
Так, в 2012 году:
- появились федеральные рэнкинги по числу жалоб на страховщиков по отношению к числу действующих договоров (начиная с 1-го полугодия 2012 года);
- регулятор стал запрашивать и публиковать данные по числу заявленных и урегулированных страховых случаев, числу отказов в страховой выплате (со II квартала 2012 года).
По данным ФСФР, в 2012 году всего было заявлено 20 436 794 страховых случаев, урегулировано 20 261 629 страховых случаев, при этом число отказов составило 373 434 случая.
Среднее значение отношения числа отказов к числу заявленных страховых случаев составило 1,8% без учета медицинского страхования (на которое приходится 65% заявленных страховых случаев) – 5,0%.
При этом в страховании автокаско доля отказов была равна 5,2%, в ОСАГО – 4,4%, в страховании от НС – 6,5%, в страховании имущества физических лиц – 10,5%, в ДСАГО (кроме «Зеленой карты») – 12,2%.
Таблица 1. Доля отказов у топ-20 страховых компаний по взносам по страхованию от несчастных случаев и болезней, 2012 год
Место по взносам | Компания | Взносы, млн рублей | Заявленные страховые случаи, шт. | Отказы, шт. | Отношение числа отказов к числу заявленных страховых случаев, % |
11 | РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ | 1 382 | 1 307 | 748 | 57,2 |
7 | РУССКИЙ СТАНДАРТ СТРАХОВАНИЕ | 2 234 | 2 794 | 901 | 32,2 |
10 | СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ | 1 387 | 279 | 74 | 26,5 |
4 | СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ КАРДИФ | 3 821 | 4 369 | 1 039 | 23,8 |
14 | СЕВЕРНАЯ КАЗНА | 1 200 | 977 | 165 | 16,9 |
5 | АВИВА | 3 029 | 8 401 | 1 319 | 15,7 |
9 | РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ | 1 647 | 25 161 | 3 727 | 14,8 |
1 | ДЖЕНЕРАЛИ ППФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ | 13 721 | 8 506 | 1 142 | 13,4 |
20 | АЛИКО | 857 | 4 562 | 528 | 11,6 |
2 | ВТБ СТРАХОВАНИЕ | 8 233 | 3 857 | 386 | 10,0 |
8 | АЛЬЯНС | 1 945 | 6 849 | 653 | 9,5 |
15 | АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 1 194 | 2 028 | 189 | 9,3 |
18 | РЕСО-ГАРАНТИЯ | 1 033 | 8 508 | 585 | 6,9 |
Среднее значение | 6,5 | ||||
6 | РОСГОССТРАХ | 2 480 | 61 792 | 3 941 | 6,4 |
17 | СОГЛАСИЕ | 1 052 | 13 933 | 570 | 4,1 |
16 | ЖАСО | 1 126 | 19 614 | 797 | 4,1 |
13 | ТРАНСНЕФТЬ | 1 294 | 2 075 | 14 | 0,7 |
19 | ВЫРУЧИМ! | 972 | 164 | 1 | 0,6 |
3 | ВСК | 4 956 | 46 851 | 150 | 0,3 |
12 | СОГАЗ | 1 366 | 5 670 | 15 | 0,3 |
Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
Таблица 2. Доля отказов у топ-20 страховых компаний по взносам по страхованию автокаско, 2012 год
Место по взносам | Компания | Взносы, млн рублей | Заявленные страховые случаи, шт. | Отказы, шт. | Отношение числа отказов к числу заявленных страховых случаев, % |
8 | СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК | 19 953 | 178 374 | 38 574 | 21,6 |
17 | МАКС | 16 152 | 53 941 | 5 779 | 10,7 |
16 | КОМПАНЬОН | 3 535 | 24 908 | 2 502 | 10,0 |
13 | ЮГОРИЯ | 8 298 | 101 782 | 9 999 | 9,8 |
9 | АЛЬЯНС | 25 028 | 140 308 | 10 505 | 7,5 |
3 | РОСГОССТРАХ | 97 432 | 171 639 | 12 601 | 7,3 |
20 | ЭРГО РУСЬ | 2 752 | 17 121 | 1 188 | 6,9 |
11 | ЦЮРИХ | 8 637 | 78 055 | 5 308 | 6,8 |
15 | ЭНЕРГОГАРАНТ | 7 585 | 33 291 | 2 077 | 6,2 |
4 | СОГЛАСИЕ | 33 304 | 299 226 | 18 332 | 6,1 |
Среднее значение | 5,2 | ||||
19 | ВТБ СТРАХОВАНИЕ | 22 787 | 38 512 | 1 984 | 5,2 |
6 | АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 34 160 | 105 118 | 3 670 | 3,5 |
2 | РЕСО-ГАРАНТИЯ | 51 828 | 384 228 | 11 127 | 2,9 |
7 | ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ | 18 037 | 139 785 | 4 005 | 2,9 |
14 | ГУТА-СТРАХОВАНИЕ | 7 376 | 50 193 | 1 218 | 2,4 |
18 | ТРАНСНЕФТЬ | 8 339 | 31 125 | 751 | 2,4 |
5 | ВСК | 33 579 | 190 091 | 3 684 | 1,9 |
1 | ИНГОССТРАХ | 67 806 | 541 453 | 8 738 | 1,6 |
12 | СОГАЗ | 75 994 | 41 701 | 622 | 1,5 |
10 | УРАЛСИБ | 12 869 | 112 645 | 159 | 0,1 |
Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
Таблица 3. Доля отказов у топ-20 страховых компаний по взносам по ОСАГО, 2012 год
Место по взносам | Компания | Взносы, млн рублей | Заявленные страховые случаи, шт. | Отказы, шт. | Отношение числа отказов к числу заявленных страховых случаев, % |
4 | СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК | 7 727 | 324 588 | 33 691 | 10,4 |
8 | АЛЬЯНС | 3 314 | 110 986 | 9 063 | 8,2 |
20 | РСТК | 743 | 15 482 | 1 170 | 7,6 |
18 | СЕВЕРНАЯ КАЗНА | 784 | 18 454 | 1 290 | 7,0 |
12 | ГУТА-СТРАХОВАНИЕ | 1 927 | 35 749 | 2 252 | 6,3 |
16 | СОГАЗ | 1 441 | 18 477 | 1 098 | 5,9 |
14 | ЮГОРИЯ | 1 826 | 42 522 | 2 486 | 5,8 |
6 | СОГЛАСИЕ | 5 143 | 108 158 | 6 172 | 5,7 |
17 | ЭНЕРГОГАРАНТ | 1 037 | 25 239 | 1 224 | 4,8 |
1 | РОСГОССТРАХ | 39 196 | 789 598 | 35 647 | 4,5 |
Среднее значение | 4,4 | ||||
15 | ЦЮРИХ | 1 463 | 29 866 | 1 308 | 4,4 |
11 | МАКС | 2 280 | 105 861 | 3 129 | 3,0 |
3 | РЕСО-ГАРАНТИЯ | 10 324 | 293 362 | 8 272 | 2,8 |
10 | ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ | 2 373 | 36 594 | 880 | 2,4 |
5 | ВСК | 7 044 | 164 254 | 3 529 | 2,1 |
19 | АСКО | 758 | 22 380 | 460 | 2,1 |
2 | ИНГОССТРАХ | 12 160 | 212 497 | 3 550 | 1,7 |
13 | РОССИЯ | 1 861 | 53 090 | 571 | 1,1 |
9 | УРАЛСИБ | 3 104 | 79 893 | 196 | 0,2 |
7 | АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 5 142 | 77 691 | 26 | 0,0 |
Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
Риск непредвиденного роста расходов
Примеры: распространение на страхование действия закона о защите прав потребителей, неоднозначная позиция Верховного Суда по судебной практике в автостраховании, штрафы ФСФР.
Негативное отношение к страховой отрасли оказало свое влияние и на судебную практику, и на активность регулятора в плане взимания штрафов со страховых компаний. В частности, можно выделить следующие события, отразившиеся на расходах страховых компаний:
- Распространение действия закона о защите прав потребителей на страхование (Постановление Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 года).
- Публикация позиции Верховного Суда, содержащей:
- запрет на учет износа в автокаско;
- запрет на какие-либо исключения из покрытия, связанные с действиями клиента;
- введение обязанности возмещать утерю товарной стоимости;
- введение обязанности возмещать ущерб по не вписанному в полис водителю.
Опрошенные «Экспертом РА» страховые компании оценивают связанный с новациями в судебной практике рост выплат и прочих расходов (пени, штрафы) в пределах от 1 до 60% (в зависимости от компании), в среднем – на 10-15%.
Кроме того, с ноября 2011 года у ФСФР появилось право штрафовать страховщиков за неисполнение предписаний и непредставление в срок отчетности. По итогам 2012 года центральный аппарат ФСФР оштрафовал страховщиков на сумму 92,3 млн рублей или 54% от совокупной величины штрафов ФСФР.
Новый имидж
Работа над имиджем должна стать первоочередной задачей страхового сообщества как на уровне отдельных компаний, так и на уровне СРО. При этом проблему нужно решать системно, через создание специальных институтов и устранение «серых зон» во взаимоотношениях между страховщиками и их клиентами.
Едва ли не первым позитивным примером работы страхового сообщества с органами власти является создание рабочей группы для подготовки постановления Пленума Верховного суда, касающегося вопросов добровольного страхования. В апреле 2013 года стало известно о проекте Постановления, смягчающего существующую судебную практику.
Из опроса представителей страховых компаний
Какую меру, направленную на повышение доверия к страховым компаниям, вы считаете наиболее эффективной?
Половина опрошенных представителей страхового сообщества уверена, что повысить доверие к страховой отрасли можно за счет стандартизации правил страхования и/или порядка урегулирования убытков. 21% руководителей страховых компаний полагают, что рост доверия к страховым компаниям произойдет с повышением качества страхового надзора. Каждый пятый участник опроса считает наиболее действенной мерой создание института страхового омбудсмена.