В результате развития кросс-продаж, а также роста убыточности автострахования доля автострахования в сегменте «директ» опустилась до минимального значения за всю историю директ-страхования в России. По итогам 2008 года подавляющая часть взносов директ-страхования (более 95%) приходилась на автострахование (страхование автокаско, ДСАГО и ОСАГО), а в 2014 году доля снизилась до 48%. Рост сегмента на 20% в 2014 году в сравнении с 2013 годом обеспечили страхование выезжающих за рубеж (+270 млн рублей), страхование автокаско (+230 млн рублей) и ДМС (+220 млн рублей). Активнее всего растут страхование от несчастных случаев и болезней (60%), страхование выезжающих за рубеж (57%) и страхование имущества физических лиц (46%). Лидерами по взносам по итогам 2014 года, как и годом ранее, в сегменте директ-страхования остаются ЗАО «МЕТЛАЙФ», ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и Группа Ренессанс Страхование.
Смена локомотива: доля автострахования в сегменте сократилась до минимального значения. В 2008 году подавляющая часть взносов директ-страхования (более 95%) приходилась на автострахование (страхование автокаско, ДСАГО и ОСАГО). По итогам 2013 года эта цифра составила уже 50%, а в 2014 году опустилась до 48%. В номинальном выражении объем директ-страхования вырос на 1,1 млрд рублей. Наибольший вклад в прирост внесли страхование выезжающих за рубеж (+270 млн рублей), страхование автокаско (+230 млн рублей) и ДМС (+220 млн рублей). Активнее всего росли страхование от несчастных случаев и болезней (60%), страхование выезжающих за рубеж (57%) и страхование имущества физических лиц (46%).
Мал, да удал: директ-страхование растет быстрее рынка. По оценкам «Эксперт РА», объем сегмента директ-страхования в 2014 году составил 6,6 млрд рублей (5,5 млрд рублей в 2013 году). Таким образом, доля сегмента составила лишь 0,7% от общего объема страхового рынка (988 млрд рублей). Однако темпы прироста сегмента (20%) значительно опережают темпы прироста рынка в целом (9,2% за 2014 год). Под директ-страхованием понимается дистанционная продажа полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через Интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов. По оценкам «Эксперт РА», в настоящее время количество компаний на рынке, занимающихся директ-страхованием, не превышает 40, а некоторые из них пока еще не ввели его отдельный учет.
Конкуренция нарастает: концентрация сегмента директ-страхования снижается. Доля топ-5 лидеров сегмента по итогам 2014 года составила 66% от общего объема директ-страхования. Концентрация сегмента снижается третий год подряд (в 2013 году на премии топ-5 страховщиков приходилось 73% от взносов, в 2012 году – 76%). Доля «компаний-первопроходцев» (Группа Ренессанс Страхование, ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ», ОАО «Либерти Страхование»), которые начали активное развитие канала директ-страхования еще в 2008 году, также сократилась: с 44% за 2012 год до 37% за 2014 год. Однако изменений в лидерах за прошедший год не произошло: первое место по взносам за 2014 год среди всех страховщиков занимает ЗАО «МЕТЛАЙФ» (1 376 114 тысяч рублей), среди специализированных страховщиков директ-страхования – ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» (1 225 139 тысяч рублей), а среди универсальных компаний – Группа Ренессанс Страхование (798 385 тысяч рублей).
По оценкам «Эксперт РА», объем сегмента директ-страхования в 2014 году составил 6,6 млрд рублей (5,5 млрд рублей в 2013 году). Таким образом, доля сегмента составила лишь 0,7% от общего объема страхового рынка (988 млрд рублей). Темпы прироста сегмента (20%) значительно опережают темпы прироста рынка в целом (9,2% за 2014 год).
В 2008 году подавляющая часть взносов директ-страхования (более 95%) приходилась на автострахование (страхование автокаско, ДСАГО и ОСАГО). По итогам 2013 года эта цифра составила уже 50%, а в 2014 году опустилась до 48%.
В номинальном выражении объем директ-страхования вырос на 1,1 млрд рублей. Наибольший вклад в прирост внесли страхование выезжающих за рубеж (+270 млн рублей), страхование автокаско (+230 млн рублей) и ДМС (+220 млн рублей). Активнее всего росли страхование от несчастных случаев и болезней (60%), страхование выезжающих за рубеж (57%) и страхование имущества физических лиц (46%).
Доля топ-5 лидеров сегмента по итогам 2014 года составила 66% от общего объема директ-страхования. Концентрация сегмента снижается третий год подряд (в 2013 году на премии топ-5 страховщиков приходилось 73% от взносов, в 2012 году – 76%). Доля «компаний-первопроходцев» (Группа Ренессанс Страхование, ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ», ОАО «Либерти Страхование»), которые начали активное развитие канала директ-страхования еще в 2008 году, также сократилась: с 44% за 2012 год до 37% за 2014 год.
Таблица 1. Динамика взносов по прямому страхованию компаний Группа Ренессанс Страхование, ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и ОАО «Либерти Страхование».
Компания | Взносы по прямому страхованию, всего, тысяч рублей | Доля прямого страхования во взносах компании, % | Динамика доли прямого страхования во взносах компании, 2014/2013, п. п. | Темпы прироста взносов, % | ||
2014 год | 2013 год | 2014 год | 2013 год | |||
ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» | 1 225 139 | 959 361 | 69,7 | 81,1 | -11,4 | 27,7 |
Группа Ренессанс Страхование | 798 385 | 845 534 | 2,5 | 2,1 | 0,4 | -5,6 |
ОАО «Либерти Страхование» | 424 871 | 336 195 | 15,1 | 13,4 | 1,8 | 26,4 |
Источник: «Эксперт РА»
Наиболее высокие темпы прироста взносов по прямому страхованию (из топ-10) показали универсальные компании – Страховая группа «Альфастрахование» (170,0%), ООО СК «ВТБ Страхование» (67,9%), ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» (36,3%).
По итогам анкетирования, проведенного «Эксперт РА», первое место по взносам по прямому страхованию за 2014 год среди всех страховщиков занимает ЗАО «МЕТЛАЙФ» (1 376 114 тысяч рублей), среди специализированных страховщиков директ-страхования – ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» (1 225 139 тысяч рублей), а среди универсальных компаний – Группа Ренессанс Страхование (798 385 тысяч рублей).
Методология
Под директ-страхованием «Эксперт РА» понимает дистанционную продажу полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через Интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов.
Среди 107 компаний, приславших анкеты для участия в рэнкингах, 30 предоставили данные по директ-страхованию. По оценкам «Эксперт РА», в настоящее время количество компаний на рынке, занимающихся директ-страхованием, не превышает 40. Не все компании смогли принять участие в анкетировании, так как еще не ввели отдельный учет этого сегмента. Мы ожидаем, что уже в ближайшие два-три года, с увеличением веса сегмента в портфеле, большинство страховщиков придут к необходимости его обособленного учета в управленческой отчетности.
Компаниям, предоставившим данные для исследований, также были заданы дополнительные вопросы с целью проверки и уточнения величин страховых премий, получаемых через колл-центр и Интернет.
Чтобы добиться максимальной достоверности, каждая анкета проверялась по следующим трем пунктам:
- соответствие единиц измерения;
- суммы строк в разбивке должны быть меньше или равны итоговым значениям;
- значения взносов сегмента директ-страхования по видам и итого не должны превышать значений премий, полученных суммарно с помощью всех каналов продаж, по этим видам и итого.
Для сравнения полученных данных также были использованы исследования «Эксперт РА» по директ-страхованию за 2008, 2010 и 2013 годы.
Приложение. Рэнкинги страховых компаний по директ-страхованию
Таблица 1. Директ-страхование, итого, 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 2. Добровольное медицинское страхование (без учета ВЗР), 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 3. Страхование от несчастных случаев и болезней (без учета ВЗР), 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 4. Страхование выезжающих за рубеж (в том числе ДМС, НС, финансовые риски), 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 5. Страхование автокаско, 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 6. Страхование имущества физических лиц, 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 7. Страхование АГО, 2014 год
Открыть таблицу в новом окне
Таблица 8. ОСАГО, 2014 год
Открыть таблицу в новом окне