Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 
Вернуться к резюме

Реформа надзора

Создание мегарегулятора на базе ЦБ может решить проблемы хаотичного развития рынка и невысокой надежности страховой отрасли. Однако за это страховщикам придется заплатить – качественной перестройкой системы учета и необходимостью соответствия более жестким нормативным требованиям.

Таблица 5. Следствие создания мегарегулятора для страхового рынка

Возможности Угрозы
Развитие страхового рынка, актуарно обоснованные корректировки тарифов в обязательных видах страхования Ужесточение требований к составлению отчетности и связанный с этим рост управленческих расходов
Активный диалог с регулятором, повышение прозрачности и предсказуемости надзора Более жесткие требования к активам – необходимость приводить в порядок балансы
Стресс-тестирование и раннее реагирование на финансовые затруднения, создание более эффективной процедуры санации страховых компаний Дальнейшее повышение требований к минимальному УК – проблема привлечения инвестиций при низкой рентабельности собственных средств
Повышение надежности страхового рынка и рост доверия к страховым компаниям Уход с рынка ряда страховых компаний.

Источник: «Эксперт РА»

Вернуться к оглавлению

 

Развитие рынка: бонус к надзору

СБРФР готова взять на себя функции по развитию страхового рынка. В октябре 2013 года представители ЦБ в целом одобрили KPI развития страхового рынка, предложенные страховым сообществом.

Ключевые задачи развития рынка (по версии «Эксперта РА», написано в рамках проекта по стратегии развития рынка, подготовленной Oliver Wyman под эгидой ВСС):

  1. Стимулирование спроса на страхование с помощью налоговых льгот, софинансирования взносов и развития вмененного страхования.
  2. Стимулирование накопительного страхования жизни за счет введения налоговых льгот и создания гарантийного фонда.
  3. Модернизация системы финансирования здравоохранения на основе рискового ОМС и его гармоничного сочетания с ДМС.
  4. Увеличение нетто-емкости страховых компаний при условии упрощения реинвестирования прибыли и использования субординированных кредитов, а также развитие сострахования и рост внутренней перестраховочной емкости.
  5. Формирование адекватных ожиданий от страховых услуг за счет информирования и стандартизации правил страхования.
  6. Рост надежности страховых компаний за счет введения актуарного аудита и надзора на базе МСФО, а также смещения фокуса внимания на раннее предупреждение банкротств.
  7. Повышение доверия к страховым компаниям за счет роста качества урегулирования убытков, упрощения процедуры разрешения споров, а также повышения прозрачности деятельности страховых компаний.
  8. Дестимулирование недобросовестной конкуренции при условии регулирования страховых посредников, раскрытия комиссионного вознаграждения и контроля соглашений с аффилированными компаниями.
  9. Снижение транзакционных издержек за счет разрешения использования электронно-цифровой подписи и электронных продаж, борьбы со страховым мошенничеством и устранения дефицита информации.

Надежда Мартьянова, генеральный директор СК «МАКС»:

С мегарегулятором страховое сообщество связывает возможность серьезных изменений. ЦБ – структура в российской экономике влиятельная и обладающая серьезным ресурсом, поэтому он сможет придать дополнительный импульс тем полезным для страхования инициативам, которым сами страховщики должное ускорение придать оказались не в силах. Первый опыт общения показывает глубокую заинтересованность ответственных лиц мегарегулятора к изучению накопленных проблем на страховом рынке. Экспертный совет по страхованию, проведенный Службой Банка России по финансовым рынкам, а также парламентские слушания, организованные Комитетом ГД по финансовым рынкам, показали, что регулятор придерживается четких и ясных принципов, одинаковых для всех субъектов страхового рынка.

Сергей Савосин, генеральный директор ООО «СК «Согласие»:

– Я надеюсь, будут созданы эффективные механизмы по совместному решению проблем, стоящих перед рынком. Рынок консолидировался и готов к конструктивной работе с регулятором и потребителями. Тем более что сейчас у регулятора гораздо больше возможностей по решению насущных проблем: он теперь совмещает в себе больше функций, чем было у ФСФР. Это окажет существенную роль в выстраивании диалога и совместной работы страховщиков и государства, причем с самыми разными его органами. В первую очередь – с судебной системой, которая подменяет регулирование в очень многих направлениях, определяя правоприменительную практику там, где недостаточно четко что-то закреплено законодателем. И здесь никак не обойтись без точки зрения и позиции мегарегулятора.

Вернуться к оглавлению

 

Надзор: перезагрузка

СБРФР уже анонсировала создание системы пруденциальных нормативов и стресс-тестирования страховых компаний. Кроме того, планируется модернизация системы отчетности и развитие практики санации страховых компаний. Все это будет способствовать повышению качества надзора за страховыми компаниями.

Таблица 6. Ключевые показатели эффективности деятельности СБРФР в сфере регулирования и надзора

Ключевые показатели эффективности Значение
1 Количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика Более 90% случаев к 2018 году
2 Объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве Менее 5% от обязательств с учетом выплат из гарантийных фондов к 2018 году
3 Доля активов высокого уровня надежности и ликвидности (в том числе на основе рейтингов и оценки уровня ликвидности) Более 90% активов рынка к 2018 году
4 Значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто с учетом изменения расчета резервов в среднем по рынку Менее 105% к 2018 году
5 Адекватность сформированных страховых резервов (по данным отчетов актуариев) К 2018 году у 95% страховщиков резервы оцениваются как адекватные
6 Доля «неклассического» (в том числе налогооптимизирующего) страхования в общих объемах рынка Не более 10% к 2018 году (по независимой экспертной оценке)
7 Наличие у участников рынка проработанных качественных стратегий развития Не менее 95% от числа участников к 2018 году
8 Случаи неплатежеспособности системно значимых компаний Отсутствуют после 2014 года
9 Доля «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований Не более 5% к 2018 году
10 Средний размер комиссионного вознаграждения Агенты – не более 20%, все посредники – не более 25% к 2018 году
11 Внедренная система электронного документооборота с регулятором Не менее 95% от числа участников к 2018 году

Источник: ВСС

Вернуться к оглавлению

 

Угрозы: цена стабильности

Ключевые вызовы – это актуарный аудит, запрет на использование векселей для покрытия резервов и собственных средств, введение института спецдепозитария и возможное введение нормативов по ликвидности, концентрации рисков и вложениям в связанные стороны по аналогии с банками.

Более жесткие требования уже предъявляются и будут предъявляться к отчетности страховых компаний. Ожидается повышение частоты и уменьшение сроков сдачи отчетности, введение отчетности по нормативам.

Важнейшей угрозой является возможное повышение минимального УК для страховых компаний. Рост концентрации рынка – это нормальное явление для рыночной экономики. Но при этом важно, чтобы барьеры входа на рынок не были чрезмерными. По мнению «Эксперта РА», не нужно стараться привести в соответствие требования к минимальному УК для банков и страховых компаний. Ведь их бизнес существенно отличается. Дальнейшее увеличение минимального УК в перспективе двух-трех лет при невысоких темпах прироста взносов приведет к заметному снижению рентабельности собственных средств страховых компаний, а значит, и к инвестиционной привлекательности отрасли.

Кирилл Бровкович, генеральный директор ЗАО СК «Транснефть»:

– В ближайшее время регулирование страхового рынка станет более жестким. В результате обнаружится много скелетов в шкафах, потребуется докапитализация рынка. По сути, мы можем констатировать начало процесса чистки рынка. И это неплохо. Теоретически в результате доверие к отрасли должно возрасти. Но хотелось бы, чтобы чистка проходила постепенно и не сопровождалась резкими заявлениями, дискредитирующими отрасль. От того, насколько взвешены и корректны будут все участники запускаемого процесса, будет сильно зависеть, повысится ли в результате доверие к страховой услуге или наоборот.

Дмитрий Гармаш, заместитель генерального директора СПК «Юнити Ре»:

– Я положительно отношусь к созданию мегарегулятора, хотя страховщикам пока еще очень непривычно ощущать на себе надзор в объеме почти что банковского! Говоря о частностях, например, с одной стороны, хорошо, что мы видим ужесточение требований к учету и отчетности, в частности к просроченной и спорной дебиторской задолженности, а с другой, это сильно загружает и затрагивает операции по перестрахованию, где всегда очень много отсрочек, переносов сроков платежей, фактических оплат, пришедших позже, так как сроки, как правило, никогда строго не соблюдаются.

 



Будущее страхового рынка: шоковая терапия Приложение 1. Интервью с лидерами страхового рынка

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!