Страхование, 13.11.2013

Кризис отношений между страховым рынком и государством
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

В 2012–2013 годах свое негативное отношение к страховому рынку проявили сразу все ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Параллельное создание стратегий развития рынка, кратное снижение тарифов в ОСГОП, обсуждение корректировки тарифов в ОСАГО, публикация рэнкингов страховых компаний по числу жалоб, штрафы регулятора и решения Верховного Суда – все это следствия негативного имиджа, сложившегося вокруг страховщиков.

Негативное отношение во многом спровоцировано невысоким качеством надзора за страховыми компаниями, а также связано с несбывшимися ожиданиями от введения новых обязательных видов страхования и стимулирования сельскохозяйственного страхования.

Все чаще вопросы, связанные со страховым рынком и его развитием, переходят в политическую плоскость. Политическими мотивами объясняются и участившиеся примеры «супер социально ответственного страхования» – страховых выплат по нестраховым случаям:

  • выплаты из фонда РСА по наводнению в Крымске;
  • выплаты по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в результате наводнения на Дальнем Востоке;
  • выплаты по обязательному страхованию ответственности перевозчиков в результате теракта в Волгограде.

Таблица 4. Проблемы регулирования и развития рынка

Направление государственной политики Проблемы 2013 года
Развитие рынка Отсутствие в России органов власти, ответственных за развитие страхования, фактическое развитие рынка от катастрофы к катастрофе
Надзор за страховым рынком Морально устаревшие требования и нормативы (маржа – аналог Solvency I), невысокое качество отчетности (сложности при оценке реального качества активов), низкая эффективность надзора при выявлении компаний с финансовыми затруднениями

Источник: «Эксперт РА»

Вернуться к оглавлению

Развитие рынка: на волю случая

До самого последнего времени в России не было органов власти, ответственных за комплексное развитие страховой отрасли.

Стратегии развития страхования, принимаемые Минфином, практически не влияют на государственную политику в этом секторе.

За последние пять лет фактическое развитие рынка происходило от катастрофы к катастрофе. ОСОПО было введено после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и взрывов на шахте Распадская, ОСГОП – после крушения теплохода «Булгария», об обязательном страховании жилья говорили после пожаров 2010 года, наводнения в Крымске в 2012 году и наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году.

Александр Григорьев, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»:

– Большинство законодательных инициатив по страховой тематике требуют серьезной доработки. Достаточно вспомнить, насколько абсурдным был первоначально принятый Государственной Думой закон о техосмотре. Сколько труда потребовалось, чтобы сделать его более вменяемым. И теперь техосмотр не создает серьезных проблем для населения. Другие же законодательные инициативы, на мой взгляд, не выдерживают никакой профессиональной критики. По этой причине я оцениваю будущее страхового рынка крайне пессимистично.

Единственная надежда состоит в том, что госпожа Набиуллина, имея правильные рыночные системные взгляды, сможет достаточно быстро начать реализацию правильных мер в отношении рынка страхования. По большому счету в течение последних пяти лет нормализацией рынка никто серьезным образом не занимался.

Вернуться к оглавлению

Надзор: скрытые риски

Существующая система надзора не позволяет вовремя выявить финансовые затруднения и пресечь действия «страховых пирамид» и схемных компаний. При этом с развитием розницы и повышением уровня проникновения страхования социальные последствия от банкротства страховщиков все более возрастают.

 

Ключевой проблемой российского страхового рынка является низкое качество активов. По оценкам «Эксперта РА», порядка 20% инвестиций топ-100 страховых компаний можно назвать фиктивными. При этом по отчетности ситуация значительно лучше.

 

Иными точками внимания для регулятора должны стать:

  • экономическая обоснованность используемых тарифов и адекватность сформированных резервов;
  • величина страхового риска, оставляемого на собственном удержании;
  • кредитные риски по контрагентам (объектам инвестиций, перестраховщикам и дебиторам);
  • вложения в аффилированные объекты инвестиций.

Все эти риски при существующей системе требований и нормативов к страховым компаниям никак не выявляются и не контролируются.

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

По прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2024 году ожидает охлаждение, темпы его прироста снизятс... 16.01.2024
Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год: «жизнь» продолжается

Рынок банкострахования увеличился на 40% и составил 355,4 млрд рублей за 1 полугодие 2023 года. 12.10.2023
Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год:  «жизнь» продолжается

Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок вырос на 24% за 1-е полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. 03.10.2023
Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й:  высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Большинство страховщиков оценивают состояние страхового рынка достаточно позитивно. Рынок смог адапт... 06.09.2023
Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту

Несмотря на волатильный год, российский страховой рынок выстоял и удержался на отметке 1,8 млрд рубл... 20.04.2023
Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту
Вся аналитика