- 2.1. Региональная структура сделок
- 2.2. Структура сделок по объему бизнеса клиентов
- 2.3. Структура сделок по отраслевой принадлежности клиентов
- 2.4. Структура сделок по объемам и срокам финансирования
- 2.5. Структура сделок по видам факторинга
2.1. Региональная структура сделок
Соотношение структуры сделок между Москвой и регионами РФ стабилизировалось в 2012 году (см. график 4). Доля региональных клиентов в структуре объема уступленных требований так и не вернулась к докризисным значениям, несмотря на то, что многие Факторы планировали значительный рост факторинга в регионах.
Из числа крупных Факторов доля Москвы в объемах уступленных требований меньше 50% только у ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «МКБ» и ГК НФК. У лидеров рынка, ОАО «АЛЬФА-БАНК» и ООО «ВТБ Факторинг», доля столицы составляет 63 и 64% соответственно.
В большинстве федеральных округов лидерство принадлежит «ВТБ Факторингу» (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Дальневосточный, Приволжский и Сибирский федеральные округа). В Северо-Западном федеральном округе (кроме г. Санкт-Петербурга) и Центральном федеральном округе (кроме г. Москвы) лидерство сохранило за собой ОАО «Промсвязьбанк». ОАО «Альфа-Банк» захватило лидерство в Уральском федеральном округе (в 2011 году ГК ГПБ лидировала в данном регионе). В Южном ФО тоже сменился лидер: с первой строчки Группу компаний НФК (с долей 31%) сместило ОАО Банк «Петрокоммерц» (с долей в ЮФО в 2012 году 29%).
2.2. Структура сделок по объему бизнеса клиентов
В структуре сделок по размеру бизнеса клиентов впервые с 2009 года наблюдается снижение доли не только малого, но и среднего бизнеса (см. график 5). В 2012 году доля крупного бизнеса выросла почти на 4 п. п. Рост рынка факторинга за счет крупного бизнеса связан с тенденцией перехода некоторых крупных клиентов с банковских кредитов на факторинг. Этот рост обеспечил, прежде всего, «ВТБ Факторинг» (занимает более 30% рынка факторинга в сегменте крупного бизнеса) при общей доле на рынке факторинга около 23% (см. график 3). При этом у многих Факторов доля крупного бизнеса в структуре сделок снизилась, это свидетельствует о том, что на обслуживание в «ВТБ Факторинге» частично перешли крупные клиенты других Факторов.
Лидерство в сегменте факторинга МСБ по объему денежных требований, фактически уступленных Фактору, по итогам 2012 сохраняет за собой ОАО «Альфа-Банк» (см. таблицу 7). В целом 4-ка лидеров в сегменте МСБ по сравнению с 2011 годом не претерпела изменений.
Таблица 7. Рэнкинг Факторов по объему денежных требований, фактически уступленных Факторам клиентами сегмента МСБ за 2012 год
Место |
Место Фактора в 2011 году |
Наименование |
Объем денежных требований, фактически уступленных Факторам клиентами сегмента МСБ в 2012 году, тыс. рублей |
Рейтинги кредитоспособности от «Эксперта РА» |
Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору следующими группами компаний, тыс. рублей |
Доля сегмента МСБ в объемах уступленных Фактору денежных требований за 2012 год, % |
|
клиенты – малый бизнес |
клиенты – средний бизнес |
||||||
1 |
1 |
ОАО «АЛЬФА-БАНК» |
137 723 532,0 |
- |
51 717 752 |
86 005 780 |
84,2 |
2 |
2 |
ОАО «Промсвязьбанк» |
84 241 067,0 |
- |
30 391 791 |
53 849 276 |
32,1 |
3 |
3 |
ГК НФК |
57 549 845,7 |
- |
22 311 808 |
35 238 038 |
74,4 |
4 |
4 |
ООО «ВТБ Факторинг» |
54 366 000,0 |
- |
22 151 000 |
32 215 000 |
16,0 |
5 |
6 |
ООО «ФК «Лайф» |
27 954 459,8 |
- |
22 819 149 |
5 135 311 |
100,0 |
6 |
5 |
ОАО АКБ «Металлинвестбанк» |
26 056 971,0 |
- |
11 487 984 |
14 568 987 |
72,7 |
7 |
8 |
ЗАО «ЮниКредит Банк» |
22 331 048,0 |
- |
1 363 665 |
20 967 383 |
53,7 |
8 |
10 |
ФК Санкт-Петербург |
8 313 016,0 |
- |
3 533 032 |
4 779 984 |
80,0 |
9 |
11 |
РФК |
6 247 113,3 |
- |
3 912 855 |
2 334 258 |
72,7 |
10 |
9 |
ОАО Банк «Петрокоммерц» |
5 598 252,0 |
А+ |
1 109 183 |
4 489 069 |
6,3 |
11 |
- |
ЗАО «ФК «КЛЕВЕР» |
3 122 137,0 |
- |
2 085 580 |
1 036 557 |
42,2 |
12 |
13 |
ООО «ФакторРус» |
2 872 179,0 |
- |
2 398 987 |
473 192 |
53,3 |
13 |
16 |
ООО «Эконом-факторинг» |
1 160 080,0 |
- |
1 160 080 |
0 |
100,0 |
14 |
18 |
КБ «СДМ-БАНК» (ОАО) |
1 009 710,5 |
- |
361 093 |
648 617 |
53,3 |
15 |
20 |
«СИБСОЦБАНК» (ООО) |
753 057,4 |
А |
147 435 |
605 622 |
100,0 |
16 |
22 |
ООО ФК «КОЛЬЦО УРАЛА» |
681 008,8 |
- |
403 341 |
277 668 |
63,4 |
17 |
- |
ООО «Центр-Лизинг» |
376 259,6 |
- |
7 754 |
368 505 |
100,0 |
18 |
14 |
ЗАО АКБ «ЦентроКредит» |
325 634,1 |
- |
325 634 |
0 |
32,8 |
19 |
25 |
ООО «ПОЛИТЕКС» |
200 946,0 |
А |
107 088 |
93 858 |
3,0 |
20 |
- |
ЗАО «ОФК» |
195 168,4 |
- |
125 544 |
69 625 |
100,0 |
21 |
- |
ЗАО «УРАЛПРИВАТБАНК» |
117 199,2 |
- |
117 199 |
0 |
100,0 |
22 |
23 |
АКБ «Ижкомбанк» (ОАО) |
74 653,0 |
- |
74 653 |
0 |
100,0 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
На начало 2013 года 10 Факторов являлись партнерами МСП Банка, объем действующих договоров с ними составлял 9,7 млрд рублей, что соответствует примерно 4% портфелей Факторов по состоянию на 01.01.13. С учетом того, что на конец года портфели Факторов обычно выше, чем в среднем за год, то оценить участие МСП Банка в пассивах Факторов можно на уровне 5-6%. По этому показателю программа финансирования Факторов является одной из наиболее эффективных программ МСП Банка. Всего же в программе успело принять участие 15 факторинговых компаний и банков, осуществляющих факторинговые операции. «Нас радует, что это направление поддержки МСП востребовано рынком. Подтверждением заинтересованности Факторов в участии в Программе служит то, что в 2012 году к нам присоединилось 4 новых участника», – считает Михаил Афанасьев, директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства дирекции «Фронт-офис» МСП Банка.
2.3. Структура сделок по отраслевой принадлежности клиентов
Доля оптовой торговли немного выросла по сравнению с прошлым годом – до 59,4% рынка (на 2,6 п. п. по сравнению с 2011 годом). Как видно из таблицы 8, лидерство в отдельных отраслях очень непрочно: за 2012 год во всех отраслях (за исключением строительства) сменились лидеры. Высокие темпы роста в 2012 году показали сфера оказания услуг и строительство, отрасли, традиционно слабо охваченные факторингом. «Практически вся сфера услуг может дать рынку существенный прирост – рекламные агентства, грузоперевозки, кейтеринг, клининг и многие другие», – полагает Алла Борискина, начальник управления интегрированных маркетинговых коммуникаций «Русской Факторинговой Компании». Подчеркивает перспективы сферы услуг также Максим Микульшин, начальник отдела развития факторинга «Московского кредитного банка»: «За прошедший год банк реализовал несколько интересных проектов, например, в сфере оказания услуг, где ранее факторинг как финансовый инструмент не рассматривался вовсе».
Таблица 8. Лидерство в отдельных отраслях многим Факторам в 2012 году не удалось сохранить
Отрасль | Лидер рынка в 2012 году в отрасли | Лидер рынка в 2011 году в отрасли |
Оптовая торговля | ООО «ВТБ Факторинг» | ОАО «Промсвязьбанк» |
Обрабатывающие производства | ООО «ВТБ Факторинг» | ОАО «Промсвязьбанк» |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | ОАО АКБ «Металлинвестбанк» | ООО «ВТБ Факторинг» |
Оказание услуг | ОАО «Промсвязьбанк» | ООО «ВТБ Факторинг» |
Строительство | ОАО «Альфа-Банк» | ОАО «Альфа-Банк» |
Розничная торговля | «ТКБ» (ЗАО) | ОАО «Альфа-Банк» |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
2.4. Структура сделок по объемам и срокам финансирования
Улучшение качества портфелей Факторов отразилось в снижении среднего срока сделки с 60 до 53-х дней (см. таблицу 9). Ведь обычно динамика среднего срока сделки зависит от двух параметров: ситуации с ликвидностью и качеством активов Факторов. В 2011 году рост среднего срока сделки был связан с ухудшением платежной дисциплины дебиторов из-за снижения уровня ликвидности в экономике со второй половины года (см. график 7).
Наиболее высокую оборачиваемость портфеля демонстрируют ООО «ФК «Лайф», ОАО «Альфа-Банк», КБ «СДМ-БАНК» (ОАО), ООО «ВТБ Факторинг», ОАО АКБ «Металлинвестбанк» и ГК НФК. Наиболее «длинные» сроки факторинговых сделок в 2012 году показали ЗАО АКБ «ЦентроКредит», ЗАО «ЮниКредит Банк», Группа компаний ГПБ, ФК «Санкт-Петербург», «ТКБ» (ЗАО) и ЗАО «ОФК».
Таблица 9 . В 2013 году средний срок сделки уменьшился на 7,5 дней и составил 53 дня
Год | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Средний срок сделки факторинга, дни | 62,3 | 53,0 | 67,5 | 51,3 | 60,1 | 52,6 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
2.5. Структура сделок по видам факторинга
Безрегрессный факторинг уже на протяжении 3-х лет растет темпами, опережающими рост факторинга с правом регресса. Благодаря этому в 2012 году доля безрегрессного факторинга в структуре сделок составила уже 32,2% (см. график 8). Прошлогоднего лидера в сегменте безрегрессного факторинга по объемам уступленных требований – «Росбанк Факторинг» – сместило ООО «ВТБ Факторинг» (см. таблицу 10).
Доля международного факторинга в 2012, как и в 2011 году, составила чуть более 1% рынка. Вступление России в ВТО во второй половине 2012 года пока не повлекло рост доли международного факторинга. Растет число Факторов, оказывающих услуги международного факторинга (в 2011 году 6 Факторов оказывало услуги международного факторинга, в 2012 году – 8). Во второй половине 2012 года впервые услуги международного Факторинга оказали ЗАО «ФК «КЛЕВЕР» и ООО «ПОЛИТЕКС».
При росте объемов экспорта и импорта точкой роста станет международный факторинг. Даже несмотря на низкие темпы роста импорта и экспорта: в 2012 году по сравнению с 2011 годом динамика экспорта составила +1,4%, динамика импорта – +3,6%, международный факторинг вырос в 1,5 раза. С учетом того, что рынок в целом за 2012 год вырос на 65%, доля международного факторинга сократилась.
Таблица 10. Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по итогам 2012 года стало ООО «ВТБ Факторинг»
Место Фактора в 2012 году | Место Фактора в 2011 году | Наименование Фактора | Рейтинги кредитоспособности «Эксперта РА» | Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору по договорам безрегрессного факторинга в 2012 году, тыс. рублей | Прирост по сравнению с результатом 2011 года,% | Число компаний, получивших факторинговое обслуживание по договорам внутреннего безрегрессного факторинга в 2012 году, шт. |
1 | 2 | ООО «ВТБ Факторинг» | - | 131 396 000,0 | 244,24 | 129 |
2 | - | КБ «БНП Париба Восток» ООО | - | 110 074 000,0 | н. д. | 1 |
3 | 1 | РОСБАНК Факторинг | - | 55 764 251,3 | 36,41 | 14 |
4 | 3 | Банк НФК (ЗАО) | - | 41 759 190,9 | 40,78 | 480 |
5 | 6 | ОАО «Промсвязьбанк» | - | 30 675 189 | 62,44 | 78 |
6 | 7 | ОАО «АЛЬФА-БАНК» | - | 19 152 068 | 33,87 | 29 |
7 | - | «НОМОС-БАНК» (ОАО) | - | 14 052 839,0 | н. д. | 103 |
8 | 11 | ОАО «МКБ» | - | 11 807 000,0 | 580,13 | 15 |
9 | 4 | ГПБ (ОАО) / ООО «ГПБ-факторинг» | А++/А | 11 567 280,0 | -52,09 | 16 |
10 | 10 | ЗАО «ЮниКредит Банк» | - | 9 803 661,0 | 389,33 | 19 |
11 | 9 | ОАО АКБ «Металлинвестбанк» | - | 6 822 606,0 | 40,22 | 87 |
12 | 15 | ЗАО «ФК «КЛЕВЕР» | - | 1 760 923,0 | 265,34 | н. д. |
13 | 8 | ОАО Банк «Петрокоммерц» | А+ | 1 404 323,7 | -83,25 | 1 |
14 | 18 | ООО «ФК «Лайф» | - | 963 317,6 | 477,03 | 515 |
15 | 17 | ООО «ФакторРус» | - | 381 973,0 | 59,99 | 13 |
16 | 21 | «ТКБ» (ЗАО) | А+ | 376 848 | 2234,15 | 5 |
17 | 16 | ЗАО «РФК» | - | 286 231,2 | -10,43 | 4 |
18 | - | ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» | - | 252 271,0 | н. д. | н. д. |
19 | - | ООО «ПОЛИТЕКС» | А | 224 266,3 | н. д. | 14 |
20 | - | ООО «Факторинговая компания «Санкт-Петербург» | - | 38 960,0 | н. д. | 2 |
21 | - | ЗАО «УРАЛПРИВАТБАНК» | - | 17 030,2 | н. д. | 4 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов