1.1. Объем рынка в 2012 году
Объем рынка факторинга по итогам 2012 года перешагнул рубеж в 1 трлн рублей и составил 1,45 трлн рублей (см. график 1). Темпы прироста в 2012-м относительно 2011 года замедлились и составили 65%. Снижение темпов роста рынка наблюдается уже на протяжении 1,5 лет (см. таблицу 1).
Таблица 1. Темпы прироста рынка факторинга снижаются на протяжении 1,5 лет
Период | Темпы прироста, % |
Первое полугодие 2011 года к первому полугодию 2010 года | 80,0 |
Второе полугодие 2011 года ко второму полугодию 2010 года | 75,5 |
Первое полугодие 2012 года к первому полугодию 2011 года | 69,4 |
Второе полугодие 2012 года ко второму полугодию 2011 года | 61,5 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
Динамика рынка факторинга существенно опережает динамику не только ВВП, но и других сегментов финансового рынка (см. таблицу 2). Доля факторинга в ВВП выросла до 2,3% в 2012 году (1,6% годом ранее).
Таблица 2. Рынок факторинга в 2012 году рос быстрее других сегментов финансового сектора
Объемы сегментов финансового рынка | 01.01.10 | 01.01.11 | 01.01.12 | 01.01.13 | Темп прироста на 01.01.13 по сравнению с 01.01.12 или 2012/2011, % |
Кредитный портфель банков, млрд рублей | 16 116 | 18 148 | 23 266 | 27 709 | 19 |
В т. ч. кредитный портфель крупных корпоративных клиентов, млрд рублей | 9 894 | 10 836 | 13 872 | 15 477 | 12 |
Объем портфеля лизинговых компаний, млрд рублей | 960 | 1 180 | 1 860 | 2 530 | 36 |
Объем портфеля факторинговых компаний, млрд рублей | 63 | 99 | 171 | 252 | 47 |
Оборот российского рынка факторинга (за год, предшествующий отчетной дате), млрд рублей | 361 | 496 | 880 | 1450 | 65 |
Объем взносов страховых компаний без учета ОМС (за год, предшествующий отчетной дате), млрд рублей | 514 | 558 | 665 | 809 | 22 |
Номинальный ВВП (за год, предшествующий отчетной дате), млрд рублей | 39 101 | 44 491 | 54 369 | 62 357 | 15 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов, лизинговых компаний, Банка России, ФСФР
Главной тенденцией 2012 года стало усиление специализации Факторов. «По нашему мнению, за прошедший год на рынке произошла ярко выраженная отраслевая, продуктовая и клиентская сегментация факторов. Факторинг начал четко и индивидуально работать для крупного, малого и среднего бизнеса со своими ценовыми ставками и условиями», – отмечает Антон Мусатов, генеральный директор «ВТБ Факторинга».
Высокий уровень конкуренции и, как следствие, низкая стоимость факторинга, сопоставимая со стоимостью кредита, привели к перетоку клиентов из банковского кредитования в факторинг в 2011–2012 годах. Часть Факторов, предлагавших наиболее низкие ставки, столкнулась с большим потоком клиентов, который стало все сложнее обслуживать. Чтобы добиться приемлемого уровня рентабельности и качества услуг, эти Факторы были вынуждены если не отказаться от обслуживания малого и частично среднего бизнеса, то значительно его сократить. Обслуживание крупных клиентов позволяет этим Факторам достичь того эффекта масштаба, который может оправдать низкие факторинговые ставки. Именно это подтолкнуло рост специализации Факторов. «Факторы осознанно отказываются от того бизнеса, который не является для них ключевым, каждый Фактор борется лишь за определенный сегмент клиентов. Факторы намного активнее общаются между собой, обмениваются информацией, а иногда и клиентами», – комментирует сложившуюся ситуацию Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк».
Благодаря росту специализации Факторов произошло снижение уровня конкуренции на рынке, поскольку число Факторов, работающих в одном сегменте, сократилось. «Эксперт РА» делит рынок на четыре крупных сегмента: «Кредитное страхование», «Дикий Запад», «Замена кредиту» и «Классический факторинг» (см. таблицу 3). Наиболее острой остается конкуренция в сегменте «Классический факторинг», т. к., с одной стороны, этот сегмент предполагает покупку кредитного риска высокого качества по цене чуть ниже стоимости привлечения для представителя МСБ, с другой стороны, у Фактора не возникает необходимости в существенном объеме людских ресурсов. В сегменте «Дикий Запад», который предполагает наиболее высокий уровень маржинальности, высок также и уровень потерь и резервов. Как следствие, этот сегмент рынка факторинга зачастую ведется не с баланса кредитной организации, а с баланса специализированной факторинговой компании. «Мы пришли к тому, что и работа с безрегрессным факторингом, и работа с малым и средним бизнесом, которым мы собираемся заниматься, потребуют создания факторинговой компании именно для снятия рисков высокого резервирования», – рассказывает Александр Морозов, директор департамента факторинга ОАО «Банк «Петрокоммерц».
Таблица 3. Основные сегменты рынка факторинга
Клиент МСБ | Клиент – крупный бизнес | |
Дебитор – крупный бизнес | «Классический факторинг» |
«Замена кредиту» Клиент – крупный бизнес Дебитор – крупный бизнес Особенности: низкомаржинальный рынок, рынок для крупных факторов. Для клиента факторинг интересен с точки зрения улучшения структуры баланса |
Дебитор – МСБ |
«Дикий Запад» Клиент – МСБ Дебитор – МСБ Особенности: высокая доходность, но и высокий объем потенциальных потерь и резервов, преимущественно рынок специализированных факторов (не банков) |
«Кредитное страхование» Клиент – крупный бизнес Дебитор – МСБ Особенности: стремление клиента получить факторинг без регресса, умеренно высокая доходность. Конкуренция со стороны кредитных страховщиков |
Источник: «Эксперт РА»
В 2012 году рынок факторинга рос преимущественно за счет сегментов «Замена кредиту» и «Кредитное страхование». Об этом свидетельствует рост доли крупного бизнеса в структуре сделок почти на 4 п. п. (до 59,2%) и доли факторинга без права регресса на 7 п. п. (до 32,3%). При безрегрессном факторинге в качестве клиента преимущественно выступают крупные компании. Объем рынка безрегрессного факторинга за 2012 год удвоился по сравнению с 2011 годом. В то же время основные игроки рынка безрегрессного факторинга в сегменте МСБ – ГК НФК, ОАО АКБ «Металлинвестбанк» и ООО «ФК «Лайф» – показали средний темп прироста уступленных требований без права регресса в 43%.
Усиление специализации Факторов, с одной стороны, ослабляет накал ценовой конкуренции на рынке, с другой стороны – повышает концентрацию Факторов на отдельных клиентах и дебиторах. В опасную зону пока пошли единицы, да и те могут рассчитывать на поддержку материнских банков с высокими рейтингами. Поэтому системной угрозы для рынка специализация пока не несет. Те же, кто на поддержку материнских структур положиться не может, пытаются сохранять универсальность либо уходят в сегмент МСБ. Пытаясь удержаться в сегменте крупного бизнеса, не имея за спиной материнского банка с суверенным рейтингом, они ищут и находят новые стратегии – кооперация Факторов между собой, страхование дебиторской задолженности, выход в новые отрасли, ранее считавшиеся нефакторабельными.
Кооперация Факторов может строиться на:
- обмене клиентами, не являющимися целевым сегментом для Фактора (как вариант – за комиссионное вознаграждение);
- передаче на обслуживание части дебиторской задолженности по крупным дебиторам (что особенно актуально, во-первых, для факторов-банков, которые вынуждены выполнять норматив Н6, во-вторых, для обслуживания крупных дебиторов, кредитные риски на которых одному Фактору принимать не позволяет риск-менеджмент);
- совместном обслуживании Факторами одного клиента. При этом один из Факторов предоставляет финансирование, а второй – покрытие рисков неплатежа.
Все три перечисленных варианта кооперации Фактора периодически возникали и возникают на рынке. Например, МОСОБЛБАНК предлагает факторинговые услуги в рамках сотрудничества с ГК НФК и ООО «ФТК» (первый вариант кооперации Факторов), Металлинвестбанк создал Factoring Media – систему электронного документооборота на рынке факторинга, объединяющую дебиторов, Факторов и поставщиков, позволяющую всем участникам обезопасить себя от рисков мошенничества (второй вариант кооперации Факторов). Третий вариант кооперации Факторов до 2012 года не был распространён, однако Промсвязьбанк и НФК реализовали первую подобную сделку. «Еще недавно никто не мог поверить, что Факторы могут объединиться в реализации конкретной сделки для максимально полного удовлетворения потребностей клиента. Мы считаем, что подобное сотрудничество игроков рынка продолжится и в этом году», – прогнозирует Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк».
Кооперация Факторов будет способствовать сбалансированному росту рынка факторинга и снижению рисков концентрации на отдельных объектах кредитного риска. Эти же цели могут быть достигнуты за счет сотрудничества Факторов с кредитными страховщиками. Страховые компании довольно активно работали с Факторами до кризиса 2008 года (Hermes, COFACE и некоторые другие). После кризиса 2008 года они существенно сократили свою активность на российском рынке, а сейчас стали возвращаться. «Мы надеемся, что активность страховых компаний будет расти, потому что наша деятельность на рынке безрегресса будет в значительной мере зависеть от их лояльности по отношению к кредитным рискам в России», – отмечает Александр Морозов.
Рост рынка за счет сегментов «Замена кредиту» и «Кредитное страхование» позитивно сказался на качестве портфелей Факторов (см. график 2). В целом на рынке факторинга произошло снижение доли проблемных активов (как в результате роста самих портфелей, так и благодаря усилиям Факторов по урегулированию старых проблемных активов). Игроки рынка, столкнувшиеся с существенными потерями в 2008–2009 годах, в 2012 году смогли урегулировать значимую часть старых проблемных активов.
Число штатных сотрудников Факторов выросло с 01.01.2012 по 01.01.2013 на 20% (с 01.01.2011 по 01.01.2012 – на 27%). Доля сотрудников Факторов, занятых продажами факторинговых продуктов, растет уже на протяжении двух лет (см. таблицу 4). По ожиданиям самих Факторов, подобная динамика сохранится и в будущем. Рост числа сотрудников Факторов, существенно отстающий от темпа роста рынка, связан с тем, что рынок растет во многом за счет крупных сделок (сегменты «Замена кредиту» и «Кредитное страхование») и расширения масштабов использования электронного факторинга.
Таблица 4. Доля сотрудников Факторов, занятых продажами факторинговых продуктов, в общем числе сотрудников продолжает расти
На 01.01.11, % | На 01.01.12, % | На 01.01.13, % | На 01.01.14 (прогноз), % | |
Доля сотрудников Факторов, занятых продажами факторинговых продуктов, в общем числе сотрудников | 24,0 | 28,0 | 29,7 | 34,0 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
1.2. Участники рынка и конкуренция
Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в 2012 году из числа крупных Факторов (топ-15) показали ООО «ВТБ Факторинг» (172,1%) и «ТКБ» (ЗАО) (152,3%) (см. таблицу 5).
Темпы прироста менее 15% из числа топ-30 Факторов продемонстрировали группа компаний ГПБ, «Эйч-эс-би-си Банк» (РР), КБ «РОСПРОМБАНК», «Эконом-факторинг» и АКБ «ЦентроКредит». Из числа топ-10 Факторов по объему уступленных за 2012 год прав требований наименьшие темпы прироста показали Факторы, специализирующиеся на работе с МСБ – ГК НФК и АКБ «Металлинвестбанк».
Таблица 5. По итогам 2012 года первое место по объему уступленных требований занял ВТБ Факторинг
Место Фактора в 2012 году | Место Фактора в 2011 году | Наименование Фактора | Рейтинги кредитоспособности от «Эксперта РА» | Объем уступленных денежных требований в 2012 году, тыс. рублей | Темпы прироста объема уступленных требований в 2012 году по сравнению с 2011 годом, % | Объем портфеля Фактора на 01.01.2013, тыс. рублей |
1 | 2 | ООО «ВТБ Факторинг» | - | 339 908 000 | 172,1 | 71 780 000 |
2 | 1 | ОАО «Промсвязьбанк» | - | 262 504 908 | 41,5 | 41 312 204 |
3 | 3 | ОАО «АЛЬФА-БАНК» | - | 163 581 701 | 58,5 | 25 208 677 |
4 | - | КБ «БНП Париба Восток» (ООО) | - | 110 074 000 | н. д. | 8 634 000 |
5 | 4 | ОАО Банк «Петрокоммерц» | А+ | 88 993 794 | 37,4 | 16 878 766 |
6 | 5 | ГК НФК | - | 77 344 758 | 25,8 | 12 166 612 |
7 | 7 | ООО «РБ Факторинг» | - | 59 439 172 | 33,9 | 4 504 920 |
8 | 9 | ЗАО «ЮниКредит Банк» | - | 41 617 384 | 22,4 | 7 514 021 |
9 | 11 | ОАО «МКБ» | - | 40 225 000 | 84,0 | 9 926 000 |
10 | 10 | ОАО АКБ «Металлинвестбанк» | - | 35 836 288 | 19,9 | 2 839 560 |
11 | 13 | «НОМОС-БАНК» (ОАО) | - | 29 323 020 | 82,3 | 7 147 103 |
12 | 12 | ООО «ФК «Лайф» | - | 27 954 460 | 41,8 | 5 343 670 |
13 | 8 | ООО «ГПБ-факторинг»/ ГПБ (ОАО) | А/А++ | 24 346 080 | -34,7 | 7 847 770 |
14 | 17 | «ТКБ» (ЗАО) | А+ | 15 650 674 | 152,3 | 2 935 884 |
15 | 15 | «Кредит Европа Банк» (ЗАО) | - | 11 940 146 | 16,3 | 1 953 772 |
16 | 18 | ООО «Факторинговая компания «Санкт-Петербург» | - | 10 391 270 | 92,7 | 2 409 947 |
17 | 16 | ЗАО «Русская Факторинговая Компания» | - | 8 597 830 | 33,5 | 1 770 917 |
18 | 20 | ООО «ФТК» | - | 7 640 045 | 128,8 | 1 529 486 |
19 | 14 | ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» | - | 7 424 074 | -28,7 | 1 764 136 |
20 | 21 | ЗАО «ФК «КЛЕВЕР» | - | 7 402 153 | 156,0 | 1 636 231 |
21 | 27 | ООО «ПОЛИТЕКС» | А | 6 671 968 | 530,6 | 1 775 408 |
22 | 19 | ООО «ФакторРус» | - | 5 385 430 | 43,5 | 1 115 320 |
23 | 23 | КБ «РОСПРОМБАНК» (ООО) | - | 2 190 230 | -16,5 | 286 730 |
24 | 26 | КБ «СДМ-БАНК» (ОАО) | - | 1 892 913 | 76,9 | 323 829 |
25 | 28 | ООО «Эконом-факторинг» | - | 1 160 080 | 9,7 | 213 950 |
26 | 31 | ООО ФК «КОЛЬЦО УРАЛА» | - | 1 074 871 | 50,3 | 219 651 |
27 | 24 | ЗАО АКБ «ЦентроКредит» | - | 993 382 | -42,7 | 205 785 |
28 | 32 | «СИБСОЦБАНК» (ООО) | А | 753 057 | 36,9 | 79 062 |
29 | 29 | ООО «ФЭК» | - | 751 145 | -0,9 | 156 460 |
30 | - | ООО «Центр-Лизинг» | - | 376 260 | н. д. | 75 948 |
31 | - | ЗАО «ОФК» | - | 195 168 | н. д. | 164 501 |
32 | - | ЗАО «УРАЛПРИВАТБАНК» | - | 117 199 | н. д. | 35 550 |
33 | 34 | ООО «Факторинг ДВ» | - | 99 733 | -19,2 | 6 922 |
34 | 35 | АКБ «Ижкомбанк» (ОАО) | А | 74 535 | -32,8 | н. д. |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
По итогам 2012 года «ВТБ Факторинг» уверенно сохраняет лидерство по объему портфеля (см. таблицу 6). Средний темп прироста портфелей Факторов на 01.01.13 по сравнению с 01.01.12 составил 47,5% (на 64,4% выросли портфели в период с 01.01.12 по 01.01.11). Самые высокие темпы роста портфеля из Факторов топ-10 показало ОАО «МКБ» (141,6%). Существенно вырос также портфель ООО «ПОЛИТЕКС» – более чем в 5 раз. Это позволило Фактору подняться на 8 позиций в рэнкинге по портфелю.
Таблица 6. «ВТБ Факторинг» уверенно сохраняет первое место по объему портфеля на 01.01.2013
Место Фактора по размеру портфеля в 2012 году | Место Фактора по размеру портфеля в 2011 году | Наименование Фактора | Рейтинги кредитоспособности от «Эксперта РА» | Объем портфеля Фактора на 01.01.13, тыс. рублей | Прирост портфеля по сравнению с данными на 01.01.12, % |
1 | 1 | ООО «ВТБ Факторинг» | - | 71 780 000,0 | 60,02 |
2 | 2 | ОАО «Промсвязьбанк» | - | 41 312 204,0 | 20,23 |
3 | 3 | ОАО «АЛЬФА-БАНК» | - | 25 208 677,0 | 50,28 |
4 | 4 | ОАО Банк «Петрокоммерц» | А+ | 16 878 766,3 | 24,30 |
5 | 5 | Банк НФК (ЗАО) | - | 12 166 612,0 | 3,36 |
6 | 9 | ОАО «МКБ» | - | 9 926 000,0 | 141,64 |
7 | - | КБ «БНП Париба Восток» (ООО) | - | 8 634 000,0 | 45,83 |
8 | 15 | ГПБ (ОАО) / ООО «ГПБ-факторинг» | А++/А | 7 847 770,0 | н.д |
9 | 8 | ЗАО «ЮниКредит Банк» | - | 7 514 021,0 | 60,29 |
10 | 7 | «НОМОС-БАНК» (ОАО) | - | 7 147 103,0 | 9,24 |
11 | 10 | ООО ФК «Лайф» | - | 5 343 670,4 | 67,92 |
12 | 11 | РОСБАНК Факторинг | - | 4 504 920,0 | 57,02 |
13 | 17 | «ТКБ» (ЗАО) | А+ | 2 935 884,0 | 63,61 |
14 | 13 | ОАО АКБ «Металлинвестбанк» | - | 2 839 560,0 | 3,58 |
15 | 20 | ООО «Факторинговая компания «Санкт-Петербург» | - | 2 409 947,0 | 131,35 |
16 | 12 | ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» | - | 1 953 771,6 | н.д |
17 | 25 | ООО «ПОЛИТЕКС» | А | 1 775 407,9 | 438,76 |
18 | 16 | ЗАО «РФК» | - | 1 770 916,7 | 13,13 |
19 | 14 | ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» | - | 1 764 136,0 | н.д |
20 | 18 | ЗАО «ФК «КЛЕВЕР» | - | 1 636 231,0 | н.д |
21 | 19 | ООО «ФТК» | - | 1 529 486,2 | н.д |
22 | 21 | ООО «ФакторРус» | - | 1 115 320,0 | 13,95 |
23 | 31 | КБ «СДМ-БАНК» (ОАО) | - | 323 828,9 | 76,42 |
24 | 24 | КБ «РОСПРОМБАНК» (ООО) | - | 286 730,0 | -24,79 |
25 | 30 | ООО ФК «КОЛЬЦО УРАЛА» | - | 219 651,1 | 15,39 |
26 | 28 | ООО «Эконом-факторинг» | - | 213 950,0 | -25,05 |
27 | 26 | ЗАО АКБ «ЦентроКредит» | - | 205 784,7 | -35,73 |
28 | - | ЗАО «ОФК» | - | 164 500,8 | н.д |
29 | 32 | ООО «Факторинговая Энергетическая Компания» | - | 156 460,0 | -13,27 |
30 | 33 | «СИБСОЦБАНК» (ООО) | А | 79 062,4 | -42,63 |
31 | - | ООО «Центр-Лизинг» | - | 75 948,3 | 8,08 |
32 | - | ЗАО «УРАЛПРИВАТБАНК» | - | 35 550,0 | 1208,86 |
33 | - | ООО «Факторинг ДВ» | - | 6 922,2 | н.д |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов
Концентрация рынка факторинга на отдельных Факторах в 2012 году растет: по итогам 2012 года тройка лидеров занимает около 52,8% рынка по объему уступленных требований (см. график 3). По итогам 2011 года данный показатель составлял 47%.
В 2012 году многие ожидали выхода на рынок Сбербанка России, однако этого не произошло. При этом поток банков, заявляющих о выходе на рынок факторинга, не прекращается. «Факторинг по-прежнему значится в списке модных направлений деятельности кредитных организаций. Вопрос в том, может ли каждый банк обеспечить себя достаточным потоком клиентов, чтобы факторинговый бизнес хотя бы обеспечил возврат на инвестиции. Оценку потенциала российского рынка в нынешних условиях ценового демпинга провела одна иностранная кредитная организация – провела и отказалась от развития факторинга в России», – делится соображениями на этот счет Роман Огоньков, председатель правления Группы компаний НФК.