Рейтинговые действия, 30.09.2025

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Киргизской Республики до уровня BB- по международной шкале

Москва, 30 сентября 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Киргизской Республики до уровня BB- по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у страны действовал рейтинг на уровне B+ по международной шкале со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей, в том числе, усилением бюджетной сбалансированности, ростом подушевого валового выпуска, повышением запаса международных резервов и развитием международных торговых связей.

Рейтинг кредитоспособности Киргизской Республики (далее – страна, республика, Киргизия) обусловлен высокими темпами роста экономики страны при уровне экономического развития ниже среднего, волатильной динамикой цен и умеренно развитым банковским сектором, относительно высокими темпами роста населения и ограниченным уровнем развития рынка труда, сильной сбалансированностью бюджета, высоким дефицитом счета текущих операций, слабой диверсификацией экспорта и высокой внешнедолговой устойчивостью. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень долговой нагрузки. Рейтинговая оценка сдерживается высокой степенью зависимости от крупнейших государств-партнеров.

Киргизская Республика – государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Площадь территории страны составляет 199,95 тыс. кв. км, столица – г. Бишкек. Ключевыми секторами экономики страны являются оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; обрабатывающая промышленность; сельское, лесное и рыбное хозяйство. 

Обоснование рейтинга

Быстрорастущая экономика с уровнем развития ниже среднего. По итогам 2024 года ВВП Киргизии вырос на 9,0% в реальных значениях. За 7 месяцев 2025 года увеличение валового выпуска в фиксированных ценах составило 11,5% г/г. Высокие реальные темпы роста наблюдались в большинстве сфер экономики, за исключением сельского хозяйства (+2,3% г/г). На сельхозпроизводстве в этом году сказалось снижение урожайности из-за нехватки поливной воды и более раннего созревания некоторых сельхозкультур. Промышленный выпуск в январе-июле увеличился на 11,4%: увеличение индекса физического объема производства в добывающей промышленности в январе-июле составило +14,6%, в обрабатывающей – +11,0%, в снабжении газом, паром и воздухом – +8,5%. Наибольшие темпы увеличения выпуска в сфере обработки наблюдались в производстве фармацевтической продукции (+136,9%), пищевых продуктов и табачных изделий (+49,0%), резиновых и пластмассовых изделий (+41,5%) а также в полиграфической деятельности и тиражировании (+53,8%). В то же время в производстве основных металлов, на которое приходится половина совокупной добавленной стоимости обрабатывающей промышленности страны, изменение выпуска, напротив, оказалось отрицательным (-1,4%) – сказалось сокращение заказов металлургической продукции со стороны российского рынка.  Активно росло и строительство (+37,8%), подпитываемое расширенной программой государственной ипотеки. В услугах высокие показатели увеличения выпуска наблюдались в оптовой и розничной торговле (+19,5%), а также деятельности гостиниц и ресторанов (+29,6%).  В 2024 году ВВП республики по ППС на душу населения составил 8,0 тыс. долларов.

Волатильная динамика цен и умеренно развитый банковский сектор. С сентября 2024 года в Киргизии шло ускорение инфляции. К августу 2025 года темпы роста потребительских цен достигли 9,5% г/г, увеличившись относительно аналогичного месяца прошлого года на 5,7 п. п. В числе внутренних проинфляционных факторов были пересмотр тарифов по услугам ЖКХ (по электроэнергии для населения +23,8%) и высокая потребительская активность, поддержанная быстрым увеличением доходов (реальные заработные платы – +11,5% г/г, чистые денежные переводы в долларовом выражении +26,2%) и опережающим расширением розничного кредитования (к концу 1-го полугодия банковский портфель потребительских кредитов увеличился в 2 раза г/г, ипотечных – в 1,4 раза). Со стороны внешнего контура рост цен подпитывался переносом инфляции из России, Казахстана, Узбекистана и Турции, а также общемировой ценовой волатильностью на рынках продовольствия и сырья.

Несмотря на ускоряющийся рост цен, центральный банк страны вплоть до июля не прибегал к повышению ставки. Но и по итогам июльского заседания ставка была увеличена только 25 б. п. до 9,25%. Отсутствие ужесточения денежно-кредитной политики позволило банковским активам к концу июня 2025 года увеличиться в 1,4 раза г/г до 1,01 трлн сом. В результате их отношение к ВВП возросло на 8,8 п. п. до 60,4%. Вместе с тем возросло и качество кредитного портфеля: доля просроченной задолженности в совокупной структуре накопленных кредитов к концу июня достигла 1,7%, снизившись на 0,8 п. п. г/г.

Относительно высокие темпы роста населения и ограниченный уровень развития рынка труда. За 2024 год население страны увеличилось на 1,7%, составив на начало 2025 года 7,3 млн человек. У страны умеренно высокая демографическая нагрузка – доля населения вне возрастной группы 15-64 лет в 2024 году составила 38%. Уровень общей безработицы по состоянию на конец 2024 года составил 4,1%. Низкая безработица обусловлена высокой численностью работающих за рубежом трудовых мигрантов. Уровень развития человеческого капитала в стране находится на умеренно высоком уровне – индекс человеческого развития в 2023 году составил 0,720.

Низкий уровень долговой нагрузки. Государственный долг Киргизии за 2024 год увеличился на 2,5% до 573,2 млрд сомов (37,6% от ВВП или 123,4% от доходов бюджета за прошедший год). Долг страны представлен преимущественно внешними обязательствами – по состоянию на 1 января 2025 года на них пришлось 68,8% всего долга. На льготные кредиты приходится 98,6% внешних заимствований. Отношение процентных расходов к доходам бюджета в 2024 году было на уровне 3,9%.

Сильная сбалансированность бюджета. Доходы бюджета в 2024 году увеличились на 18,5% до 464,7 млрд сомов (налоговые доходы – на 18,5% до 348,9 млрд сомов), расходы – на 12,6% до 427,1 млрд сомов. По итогу отношение профицита бюджета к ВВП увеличилось на 1,5 п. п. до 2,5%. За 7 месяцев 2025 года опережающий рост поступлений продолжился. В январе-июле прирост доходов составил +41,7% г/г, а расходов – +33,0% г/г.

Сильное увеличение отчислений наблюдалось по налогам на международную торговлю и операции (+89,7% г/г до 32,8 млрд сомов), что было обусловлено отсутствием до июля 2024 года сборов за таможенный транзит товаров. При этом по НДС на товары, ввозимые на территорию республики доходы снизились (-1,7% г/г до 69,4 млрд сомов) – повлияло снижение объемов товарного импорта. Дополнительную поддержку бюджету оказало увеличение поступлений по прямым налогам на доходы и прибыль. Так, по налогу на прибыль бюджетные доходы выросли на 45,7% г/г до 26,7 млрд сомов, по налогу на доходы физических лиц – на 40,8% до 23,5 млрд, а по взносам по упрощенной системе налогообложения – на 84,6% до 14,2 млрд сомов.  Драйвером роста доходов от налога на прибыль выступили возросшие отчисления золотодобывающих организаций (в 1,8 раза до 14,2 млрд долларов), выигрывающих от роста цен на данный ресурс. Поступления по налогу на доходы увеличились на фоне расширения налогооблагаемой базы в реалиях быстрого роста заработных плат, а по УСН – из-за упразднения с 1 июля 2024 года патентов на торговлю и активного развития сферы услуг. Бюджет республики сильно зависит от торговой и логистической активности в регионе. 

Расходная часть бюджета усилила свою ориентацию на стимулирование развития национального хозяйства. В январе-июле объем операционных трат на экономические вопросы возрос в 3,1 раза г/г до 51,2 млрд сомов, а их доля в общей структуре расходов увеличилась на 10,2 п. п. до 17,8%. При этом совокупные ассигнования по социальному блоку увеличились только на 9,6% до 109,7 млрд сомов, а их вклад в общие расходы снизился с 46,3 до 38,2%.

Высокий дефицит счета текущих операций, слабая диверсификация экспорта. В 2024 году экспорт страны увеличился в 1,5 раза до 8,4 млрд долларов, а импорт – на 4,5% до 15,1 млрд долларов. Основной вклад в быстрый рост экспорта внесли рост продаж золота в 1,9 раза до 2,5 млрд долларов и услуг в 1,6 раза до 3,3 млрд долларов. Вместе с тем нетто-баланс по первичным и вторичным доходам возрос с 2,1 до 2,5 млрд долларов.  По итогу, дефицит счета текущих операций сжался с 6,8 до 4,1 млрд долларов (с 45,0 до 23,5% от ВВП). Согласно оперативной информации, в первом полугодии 2025 года произошло падение как объемов товарного экспорта (на 26,3% г/г до 1048,6 млрд долларов), так и товарного импорта (на 9,3%). Один из ключевых факторов сокращения внешнеторгового оборота в 2025 году – замедление внешнеторговой активности в регионе под влиянием охлаждения российской экономики.

Экспорт страны слабо диверсифицирован. В структуре экспорта преобладает продукция низкой степени переработки. В 2024 году из 3,8 млрд долларов товарного экспорта около 36,7% пришлось на золото, 9% экспорта было представлено сырьём непродовольственным, кроме топлива; 10,3% – пищевыми продуктами и живыми животными; 7,2% – минеральным топливом, смазочными маслами и аналогичными материалами.

Высокая внешнедолговая устойчивость. По состоянию на конец 2024 года совокупный внешний долг за вычетом межфирменной задолженности по прямому инвестированию Киргизии составил 10,5 млрд долларов, увеличившись на 24,2% г/г. В отношении к годовому экспорту данное значение составляло 124,6%. По состоянию на конец 1 квартала 2025 года отношение предстоящих в течение 12 месяцев выплат процентов к экспорту за прошедшие 12 месяцев было на уровне 1,1%. На тот момент отношение золотовалютных резервов к внешнему долгу к погашению и процентам по внешнему долгу в течение 12 месяцев составляло 215,5%. В стране наблюдается быстрый рост золотовалютных резервов: по итогам августа они достигли 6,9 млрд долларов, увеличившись в 1,7 раза г/г.

Низкий уровень институционального развития. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока еще ограничено развита. Разделение властей реализовано в недостаточной степени. Присутствуют отдельные общественные проблемы, способные приводить к нарастанию социальной напряженности.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Киргизской Республики был впервые опубликован 26.08.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.04.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 21.11.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Кабинет Министров Киргизской Республики и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о стране:

НазваниеКиргизская Республика
Глава государстваСадыр Нургожоевич Жапаров
Основные отрасли экономики страныОптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; сельское, лесное и рыбное хозяйство; обрабатывающая промышленность
Площадь199 951 кв. км.
Численность населения7,3 млн человек (на 01.01.2025)

Ключевые финансовые показатели:

Показатель202220232024
Доходы бюджета, млрд сомов300,7392,1464,7
темпы прироста, %43,330,418,5
Расходы бюджета, млрд сомов311,1379,5427,1
темпы прироста, %47,022,012,6
Дефицит/профицит бюджета к ВВП, %-1,01,02,5
Процентные расходы по госдолгу к доходам бюджета, %3,63,53,9
01.01.2301.01.2401.01.25
Долг, млрд сомов448,0559,5573,3
Отношение госдолга к ВВП, %46.842,037,6
Отношение госдолга к доходам бюджета за прошедшие 12 месяцев, %158,9142,7123,4

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Ключевые экономические показатели:

Показатель202220232024
Валовый внутренний продукт, млрд сомов1 0211 3341 523
Темпы прироста реального ВВП, %9,09,09,0
Темпы потребинфляции на конец года, %14,77,36,3
Уровень безработицы, %4,94,94,1
01.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, млн чел.7,07,27,3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Ключевые показатели внешнего сектора:

Показатель2021202220232024
Экспорт, млрд $3,293,635,528,45
темпы прироста, %34,6810,2252,0453,25
Импорт, млрд $5,9310,6614,4515,10
темпы прироста, %46,0279,7535,644,46
Сальдо торгового баланса к ВВП, %-19,53-28,50-57,91-63,89
Чистые первичные + вторичные доходы, млрд $1,901,852,122,53
Сальдо СТО, млрд $-0,74-5,18-6,74-4,11
Сальдо СТО к ВВП, %-7,99-42,69-48,76-23,54

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Баланс развития в условиях вызовов

Коммерсантъ

"Эксперт РА" представил рэнкинг устойчивости российских городов в 2025 году
16.09.2025

Финансово независимые: как развивались российские регионы в 2025 году

Известия

Агентство "Эксперт РА" оценило бюджеты субъектов Федерации
10.09.2025

Чистый приток иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%

АЭИ ПРАЙМ

"Эксперт РА": приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%
28.07.2025

Капитал ищет место под солнцем

Эксперт

Россия оставалась для республик Центральной Азии в 2024 г. одним из ключевых инвесторов и сохранила ведущие позиции в I квартале 2025 г., следует из данных "Эксперт РА". Российские вложения в экономику региона в прошлом году росли на фоне общего сокращения вливаний иностранного капитала. В частности, валовые прямые вложения из РФ в проекты в Казахстане и Киргизии увеличились на 33% и 75% соответственно.
28.07.2025

Условия заботы: в приграничье расширили режим свободной экономической зоны

Известия

Как это отразится на бизнес-климате в регионах
10.07.2025