Рейтинговые действия, 29.09.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-

Москва, 29 сентября 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Волгоградской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики, комфортным уровнем инвестиционного климата, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокая гибкость расходной части бюджета, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, доли налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.

Волгоградская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность). Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: по оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), составил 1,48 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 1,3% выше, чем годом ранее.  Положительная динамика наблюдалась в промышленном производстве (+0,9% к уровню 2023 года), строительстве (+1,8%), розничной торговле (+7,3%), общественном питании (+21,5%) и оказании платных услуг населению (+4,9%). За семь месяцев текущего года объём промышленного производства уменьшился на 5,7% относительно аналогичного периода предыдущего года, в том числе по обрабатывающим производствам – на 4,7%, также снизилась добыча полезных ископаемых (-15,2%) и объёмы выполненных работ в строительстве (-4,0%). Динамика в обрабатывающих производствах была разнонаправленной, в наибольшей степени спад отмечался в металлургическом производстве, а положительная динамика была отмечена в машиностроении (+33,4%), химии (+2,0%) и пищевой промышленности (+2,3%). Также наблюдался рост производства продукции сельского хозяйства (+17,4%), оборота розничной торговли (+1,2%), общественного питания (+14,5%) и платных услуг населению (+2,5%). По итогам 2025 года регион прогнозирует ВРП в размере 1,55 трлн рублей, что превысит значение отчётного года на 1,3% в сопоставимых ценах.

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам отчётного года показатель прирос на 7,6% к уровню 2023 года в действующих ценах, составив, по расчётам агентства, 605,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 16,8% до 41,6 тыс. рублей, а их отношение к величине прожиточного минимума составило 3,1, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По прогнозу региона, по итогам текущего года их величина составит порядка 49,3 тыс. рублей, а отношение к прожиточному минимуму, установленному в размере 15,3 тыс. рублей, увеличится до 3,2.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами.  Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 2434,0 тыс. человек, за последние три года снизившись на 2,4% за счёт естественной убыли и миграционного оттока населения. Уровень безработицы в 2024 году составил 2,4%, снизившись на 0,5 п. п. относительно 2023 года. В 2025 году показатель продолжил снижаться, в мае-июле текущего года значение составило 1,9%, и по итогам 2025 года регион ожидает, что показатель не превысит 2,2%. Сложившийся в регионе низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что может ограничивать дальнейшее экономическое развитие региона.

Инвестиционный климат оценивается на комфортном уровне. Объём инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 15,5% в сопоставимых ценах и составил 364,6 млрд рублей. Основой роста инвестиций по итогам 2024 года выступили инвестиции в промышленном секторе, в особенности, в сфере обрабатывающих производств (рост в 1,7 раза). Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года составило 21,5%, инвестиционная привлекательность оценивается агентством на умеренно высоком уровне. За первое полугодие 2025 года объём инвестиций в основной капитал увеличился на 16,0% к уровню аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах: основными направлениями инвестиций стали обрабатывающие производства, транспортировка и хранение. По итогам текущего года регион прогнозирует данный показатель с приростом к 2024-му на 4,3% в действующих ценах до 380,4 млрд рублей.

Умеренно высокий уровень сбалансированности бюджета. Доходы областного бюджета за отчётный год составили 182,9 млрд рублей, из которых 70,2% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД за 2024 год увеличились на 8,3% к уровню 2023 года, межбюджетные трансферты – на 2,6%. За январь-июль 2025 года ННД составили 70,7 млрд рублей, что на 1,8% ниже значения сопоставимого периода предыдущего года; наибольший прирост был отмечен по НДФЛ (+10,5% вследствие увеличения фонда оплаты труда) и акцизам (+5,6%, в основном, по акцизам на пиво в результате увеличения объёма его производства и реализации), при этом снизились поступления по налогу на прибыль организаций (-26,3% в связи с осуществлением возвратов по уточненным декларациям и ухудшением финансовых результатов организаций в ряде отраслей, в частности в обрабатывающих производствах, финансовой и страховой сферах) и по налогу на имущество организаций (-16,8% в связи с осуществлением возвратов, связанных с признанием объектов движимым имуществом, и применением новых правил учета основных средств). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2024 году выросли на 2,6% к уровню 2023 года, положительная динамика наблюдалась по дотациям и субсидиям, при этом негативная – по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам. За семь месяцев 2025-го межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились на 16,8% вследствие сокращения субсидий, а по итогам года их объём прогнозируется регионом со снижением на 17,5%. По итогам 2025 года объём доходов бюджета увеличится на 3,9% до 190,1 млрд рублей за счёт прогнозируемого регионом роста ННД на 12,7% к уровню 2024 года, доля ННД в общих доходах достигнет 76,1%. По оценке региона, в отчётном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков пришлось лишь 15,9% налоговых доходов регионального бюджета

Расходы бюджета за отчётный год составили 183,6 млрд рублей, что на 4,9% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 59,9% расходов бюджета. Гибкость расходной части бюджета оценивается на низком уровне: в отчётном году капитальные расходы составили 6,0% от общих расходов бюджета, при этом доля трансфертов в них в 2023-2024 годах превышала 50%, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. По итогам 2025-го удельный вес капрасходов прогнозируется регионом на том же уровне, при этом доля федеральных трансфертов в них может уменьшиться. За январь-июль текущего года расходы снизились на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 103,0 млрд рублей. В структуре расходов наибольшее снижение наблюдалось по расходам на национальную экономику (-31,3% к аналогичному периоду прошлого года) и жилищно-коммунальное хозяйство (-12,6%). Уменьшение расходов на национальную экономику было обусловлено завершением крупных проектов 2024 года (оплата лизинга автобусов, капитальный грант на электротранспорт) и изменением графика финансирования дорожного фонда, а на ЖКХ – завершением в прошлом году реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Наиболее существенное увеличение расходов было отмечено в сфере здравоохранения (+21,5% вследствие индексации заработной платы, роста финансирования мероприятий по обеспечению лекарствами льготных категорий граждан и модернизации здравоохранительных учреждений) и социальную политику (+17,1% в связи с ростом объёмов поддержки участников специальной военной операции и их семей). По итогам 2025 года регион прогнозирует рост расходов на 7,1% до 196,6 млрд рублей.

В отчётном году областной бюджет исполнен с дефицитом в размере 0,7 млрд рублей, или 0,5% ННД, и был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК). По итогам 2025 года регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 6,5 млрд рублей или 4,5% ННД, который будет покрыт казначейскими инфраструктурными кредитами (далее – КИК), банковскими кредитами, остатками средств на счетах и иными источниками.

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 56,2 млрд рублей, снизившись за год на 1,0% в результате погашения облигационных займов и части бюджетных кредитов. Долговая нагрузка снизилась до 43,8% (без учета ИБК и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) – 37,2%), что на 4,1 п. п. ниже уровня предыдущей отчётной даты. По итогам текущего года регион прогнозирует снижение долга на 1,3%, при этом долговая нагрузка снизится до 38,3% (без учёта ИБК, КИК и СКК – 32,3%) на фоне прогнозируемого регионом увеличения ННД. Структура долга региона на 01.01.2025 была представлена на 84,9% бюджетными кредитами и на 15,1% банковскими кредитами, и по итогам 2025-го существенных изменений не ожидается. Расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 0,7% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку; по итогам текущего года ожидается их увеличение до 1,1% ННД. Регион имеет средства для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА-

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.04.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 27.08.2025).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеВолгоградская область
Глава регионаАндрей Иванович Бочаров
Основные отрасли экономики регионаОбрабатывающие производства; Торговля оптовая и розничная; Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
Площадь112,9 тыс. кв. км
Численность населения2434,0 тыс. человек на 01.01.25

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.157.9172.8182.9190.1
темпы прироста9.6%9.4%5.8%3.9%
Расходы бюджета, млрд руб.157.7175.0183.6196.6
темпы прироста8.8%10.9%4.9%7.1%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.102.9118.6128.4144.7
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД0.2-1.8-0.5-4.5
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.59.756.856.255.4
темпы прироста4.6%-5.0%-1.0%-1.3%
Отношение долга к ННД, %58.047.943.838.3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей1208.21385.01480.01550.0
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %104.3108.0101.3101.3
ВРП на душу населения, тыс. руб.486.9562.5605.6644.4
темпы прироста14.2%15.5%7.6%6.4%
Уровень безработицы, %3.52.92.42.2
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.2470.12453.92434.02376.7

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Баланс развития в условиях вызовов

Коммерсантъ

"Эксперт РА" представил рэнкинг устойчивости российских городов в 2025 году
16.09.2025

Финансово независимые: как развивались российские регионы в 2025 году

Известия

Агентство "Эксперт РА" оценило бюджеты субъектов Федерации
10.09.2025

Чистый приток иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%

АЭИ ПРАЙМ

"Эксперт РА": приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%
28.07.2025

Капитал ищет место под солнцем

Эксперт

Россия оставалась для республик Центральной Азии в 2024 г. одним из ключевых инвесторов и сохранила ведущие позиции в I квартале 2025 г., следует из данных "?Эксперт РА". Российские вложения в экономику региона в прошлом году росли на фоне общего сокращения вливаний иностранного капитала. В частности, валовые прямые вложения из РФ в проекты в Казахстане и Киргизии увеличились на 33% и 75% соответственно.
28.07.2025

Условия заботы: в приграничье расширили режим свободной экономической зоны

Известия

Как это отразится на бизнес-климате в регионах
10.07.2025