Рейтинговые действия, 25.09.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ставропольского края на уровне ruА+

Москва, 25 сентября 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Ставропольского края (далее – регион, край) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, приемлемым инвестиционном климатом, умеренно высоким уровнем демографического развития и развитым рынком труда, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывает невысокое отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, соотношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года и высокая гибкость расходной части бюджета.

Ставропольский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством пищевых продуктов.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,6 трлн рублей, что на 6,8% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом промышленного производства (+13,2% к уровню 2023 года), объема строительных работ (+15,2%) и оборота розничной торговли (+9,7%). В текущем году динамика разнонаправленная: за январь-июль 2025 года промышленное производство снизилось на 8,5% к аналогичному периоду 2024 года (снижение по всем секторам промышленности, за исключением обеспечения электроэнергией, газом и паром), оборот розничной торговли вырос на 2,1%, объем строительных работ вырос на 1,7%, объем продукции сельского хозяйства за полугодие снизился на 0,9%. Тем не менее регион по итогам 2025 года имеет позитивные прогнозы роста экономики: ВРП ожидается на уровне 1,8 трлн рублей, что на 4,3% выше уровня 2024 года в сопоставимых ценах.

Объем ВРП на душу население по итогам 2024 года вырос на 16,1% в действующих ценах к уровню 2023 года и составил 538,8 тыс. рублей. По итогам 2025 года показатель увеличится до 608,4 тыс. рублей (+12,9% к 2024 году). Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 16,2% к уровню 2023 года и составили 38,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 7,5% до 13,9 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума в среднем за последние 3 года составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 года регион ожидает роста среднедушевых денежных доходов населения до 42,9 тыс. рублей, при величине прожиточного минимума в 16,0 тыс. рублей.

Умеренно высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 2884,4 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 0,6% за счет естественной убыли населения. Безработица в крае опустилась в 2024 году до 3,4%, что на 0,4 п. п. ниже уровня 2023 года, в среднем за май-июль 2025 года показатель снизился до 2,8%, при этом в среднем по 2025 году региона ожидает безработицу на уровне 2024 года.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос незначительно (+1,0% в сопоставимых ценах к уровню в 2023 году) и составил 383,9 млрд рублей. За 1 полугодие 2025 года инвестиции выросли на 2,5% к аналогичному периоду 2024 года. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 24,9%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается агентством на низком уровне. По итогам 2025 года регион ожидает объем инвестиций в основной капитал в размере 430,6 млрд рублей (+12,2% к 2024 году в текущих ценах).

Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2024 года увеличился на 1,6% и составил 190,1 млрд рублей, из которых 63,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). Доля ННД в доходах в 2024 году увеличилась к уровню 2023 года на 2,1 п. п. на фоне роста объем ННД на 5,1% и сокращения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 1,3%. За 7 месяцев 2025 года ННД выросли на 6,1%, наиболее позитивную динамику продемонстрировали НДФЛ (+15,9% в связи с ростом фонда оплаты труда) и акцизы (+10,5%, что обусловлено введением с 2025 года акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, а также ростом ставок акцизов на алкогольную продукцию и на нефтепродукты). Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 7 месяцев 2025 года вырос на 11,0%, рост наблюдался по всем видам трансфертов. По итогам 2025 года регион ожидает роста доходов бюджета на 4,7% к уровню 2024 года до 199,1 млрд рублей, в том числе ННД вырастут 5,7%, и их доля в доходах увеличится до 64,0%.

Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,6% налоговых доходов регионального бюджета.

Объем расходов бюджета за 2024 год составил 206,5 млрд рублей, что на 11,4% выше уровня 2023 года. В структуре преобладала социальная направленность, 64,7% всех расходов было направлено на социальный блок. Капитальные расходы формировали 12,7% всех расходов и были профинансированы в основном за счет собственных средств бюджета, что позитивно оценивается с точки зрения гибкости расходной части бюджета. За 7 месяцев 2025 года расходы выросли на 11,3%, в структуре расходов наибольший рост в денежном выражении показали расходы на социальную политику (+7,0 млрд рублей в связи с увеличением единовременных выплат и социальных пособий по отдельным направлениям), здравоохранение (+3,5 млрд рублей в связи с модернизацией первичного звена здравоохранения, увеличением заработной платы работникам сферы) и национальную экономику (+3,1 млрд рублей в связи с увеличением расходов на дорожную деятельность). По итогам 2025 года регион ожидает увеличение расходов на 4,9% до 216,6 млрд рублей, на фоне строительства нескольких крупных объектов доля капитальных расходов увеличится до 15,7%.

По итогам 2024 года дефицит бюджета составил 16,5 млрд рублей или 13,7% от ННД, который профинансирован за счет остатков средств на счетах и инфраструктурных бюджетных кредитов (далее - ИБК). По итогам 2025 года дефицит бюджета составит 17,5 млрд рублей (13,8% от ННД), который будет профинансирован в основном за счет остатков средств на счетах и казначейских инфраструктурных кредитов (далее – КИК), а также за счет банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 26,2 млрд рублей, что на 2,5% ниже, чем на 01.01.2024; долговая нагрузка, по оценке агентства, составила 21,8% (19,4% без учета ИБК и специальных казначейских кредитов). Снижение долга произошло за счет погашения части облигационных займов. По итогам 2025 года долг сократится до 20,1 млрд рублей, долговая нагрузка до 15,8% (до 8,0% за вычетом ИБК, КИК и специальных казначейских кредитов) за счет погашения и списания части бюджетного долга, погашения части облигационных займов. Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 86,7% бюджетными кредитами и на 13,3% облигационными займами, по итогам 2025 года в структуре долга появятся банковские кредиты с долей 13,6%, а доли бюджетных кредитов и облигаций снизятся до 77,7% и 8,7% соответственно. Расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 0,3% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2025 года расходы на обслуживание долга останутся на комфортном уровне (0,4% от ННД). Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским и банковским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.04.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 27.08.2025).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеСтавропольский край
Глава регионаВладимир Владимирович Владимиров
Основные отрасли экономики регионаТорговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; Обрабатывающие производства; Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Площадь66 160 кв. км.
Численность населения2884,4 тыс. человек (на 01.01.2025)

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.182.9187.0190.1199.1
темпы прироста14.6%2.3%1.6%4.7%
Расходы бюджета, млрд руб.168.8185.4206.5216.6
темпы прироста14.9%9.8%11.4%4.9%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.107.3114.7120.6127.4
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД13.11.5-13.7-13.8
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.29.726.926.220.1
темпы прироста2.8%-9.4%-2.5%-23.3%
Отношение долга к ННД, %27.723.521.815.8

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ставропольский край

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей1177.81340.81554.71750.1
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %101.5106.6106.8104.3
ВРП на душу населения, тыс. руб.406.6464.2538.8608.4
темпы прироста13.7%14.2%16.1%12.9%
Уровень безработицы, %4.33.83.43.4
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.2891.22886.12884.42869.1

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ставропольский край

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ставропольский край
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ставропольский край
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ставропольский край

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A102H34

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Баланс развития в условиях вызовов

Коммерсантъ

"Эксперт РА" представил рэнкинг устойчивости российских городов в 2025 году
16.09.2025

Финансово независимые: как развивались российские регионы в 2025 году

Известия

Агентство "Эксперт РА" оценило бюджеты субъектов Федерации
10.09.2025

Чистый приток иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%

АЭИ ПРАЙМ

"Эксперт РА": приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%
28.07.2025

Капитал ищет место под солнцем

Эксперт

Россия оставалась для республик Центральной Азии в 2024 г. одним из ключевых инвесторов и сохранила ведущие позиции в I квартале 2025 г., следует из данных "?Эксперт РА". Российские вложения в экономику региона в прошлом году росли на фоне общего сокращения вливаний иностранного капитала. В частности, валовые прямые вложения из РФ в проекты в Казахстане и Киргизии увеличились на 33% и 75% соответственно.
28.07.2025

Условия заботы: в приграничье расширили режим свободной экономической зоны

Известия

Как это отразится на бизнес-климате в регионах
10.07.2025