Москва, 27.11.2025
Резюме
«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики и инвестиционного климата, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие уровни ВРП, ВРП на душу населения, среднедушевых денежных доходов относительно величины прожиточного минимума и низкие расходы на обслуживание долга. Давление оказывает умеренно низкая диверсификация налоговой базы региона.
Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень экономического развития региона. По оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), составил 5,2 трлн рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 3,9% в сопоставимых ценах. Положительную динамику обеспечили обрабатывающие производства (+11,4% к уровню 2023 года), строительство (+17,6%), сельское хозяйство (+10,1%), розничная торговля (+8,2%), платные услуги населению (+3,8%), общественное питание (+8,8%). За девять месяцев 2025 года объём промышленного производства вырос на 11,6%. Ключевой вклад в динамику внесли обрабатывающие производства, показавшие рост на 20,4%, особенно производство химических веществ (+3,9% к аналогичному периоду прошлого года), лекарств и медицинских изделий (+6,3%), машин и оборудования (в 1,5 раза), кокса и нефтепродуктов (+4,5%). При этом в сфере добычи полезных ископаемых наблюдалось снижение темпов на 2,0%. По итогам 2025 года регион прогнозирует увеличение объёма ВРП на 2,4% в сопоставимых ценах до 5,4 трлн рублей.
ВРП на душу населения в 2024 году увеличился до 1,3 млн рублей, или на 13,3% в действующих ценах, что высоко оценивается агентством. Среднедушевые денежные доходы населения выросли на 16,8% до 61,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 7,5% до 13,1 тыс. рублей. Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму составило 4,7, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По прогнозу региона, по итогам текущего года среднедушевые денежные доходы вырастут до 70,3 тыс. рублей, а ВПМ составит 15,1 тыс. рублей, при этом их соотношение сохранится на прежнем уровне.
Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения по состоянию на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 4019,6 тыс. человек, увеличившись за последние три года на 0,5%. Динамика поддерживается миграционным приростом на фоне естественной убыли населения. Среднегодовой уровень безработицы в 2024 году снизился на 0,3 п. п. до 1,8%, а за прошедший период этого года держался на уровне 1,7%. По итогам 2025-го регион прогнозирует значение данного показателя на уровне отчётного года. Сложившийся уровень безработицы свидетельствует о дефиците кадров, который может оказывать давление на дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат региона оценивается на высоком уровне. Объём инвестиций в основной капитал за отчётный год вырос на 12,7% в сопоставимых ценах до 1,4 трлн рублей. Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних завершившихся года составило 25,2%, что оценивается агентством на умеренно высоком уровне. В первом полугодии 2025 года объём инвестиций в основной капитал увеличился на 14,6% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года, составив 660 млрд рублей, при этом более половины инвестиций осуществлено в обрабатывающем секторе. Наиболее крупные инвестиционные проекты были реализованы в сфере нефтегазохимии и машиностроении. По итогам 2025-го объём инвестиций в основной капитал прогнозируется регионом на уровне 1,6 трлн рублей. Инвестиционная привлекательность региона оценивается на высоком уровне. На территории региона действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», территории опережающего развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Доходы бюджета региона по итогам 2024 года составили 594,3 млрд рублей, что на 22,1% превышает показатель предыдущего года. Динамика была обеспечена за счёт роста налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) на 22,6% и межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета на 17,4%. Доля ННД в общей сумме доходов достигла 84,0%, что на 0,4 п. п выше уровня 2023 года. За девять месяцев текущего года объём ННД составил 348,8 млрд рублей, что на 13,1% выше по сравнению с аналогичным периодом отчётного года. Все виды бюджетообразующих налоговых поступлений, за исключением налога на прибыль организаций, продемонстрировали положительную динамику. В частности, наибольший рост сложился по НДФЛ (+19,8% вследствие увеличения фонда оплаты труда и создания новых рабочих мест), а также акцизам (+12,6%, в частности из-за повышения акцизных ставок на пиво, крепкий алкоголь, дизельное топливо и бензин) и налогу на имущество организаций (+9,5% в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества). Объём поступлений по налогу на прибыль организаций оказался на 1,3% ниже по причине ухудшения финансовых результатов ряда предприятий нефтедобывающего и финансового сектора. По итогам 2025 года доходы бюджета прогнозируются на 01.11.2025 регионом со снижением на 3,0% до 576,5 млрд рублей, при этом ННД снизятся на 7,3%, а их доля в общей сумме доходов также уменьшится и составит 80,3%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается агентством как невысокая: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в отчётном году пришлось 26,6% налоговых доходов бюджета региона (31,3% годом ранее), при этом доля крупнейшего налогоплательщика снизилась с 16,9 до 13,0%.
Расходы республиканского бюджета за отчётный год составили 578,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,3%. На финансирование соцблока было направлено 41,7% от общего объёма расходов регионального бюджета, что на 6,7 п. п. меньше, чем в предыдущем году. За девять месяцев 2025 года расходы составили 363,6 млрд рублей, продемонстрировав рост на 22,6% относительно аналогичного периода прошлого года. Прирост наблюдался по всем направлениям, кроме охраны окружающей среды и культуры, кинематографии. Наибольшее увеличение отмечено по расходам на национальную экономику (+26,9%), образование (+24,3%), здравоохранение (+36,9%), социальную политику (+20,0%) и ЖКХ (+50%). Увеличение расходов по указанным направлениям было обусловлено ростом заработных плат работников бюджетной сферы, выполнением «майских указов» по оплате труда отдельных категорий граждан, первоочередных и социально значимых расходов бюджетных учреждений и реализацией федеральных и региональных проектов. Капитальные расходы в отчётном году составили 102,2 млрд рублей, или 17,7% всех расходов республиканского бюджета, при этом за последние три года около 61% этих средств было выделено за счёт федеральных трансфертов, в связи с чем агентство оценивает гибкость расходной части бюджета как невысокую. По итогам 2025 года регион прогнозирует расходы в объёме 593,8 млрд рублей, что будет на 2,7% больше уровня прошлого года. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается на умеренно высоком уровне: в 2024 году доля капитальных расходов составила 17,7% всех расходов (примерно половина капрасходов профинансирована за счёт собственных средств), по итогам 2025 года доля капрасходов составит около 17%, при этом основная часть капрасходов будет профинансирована за счёт собственных средств республиканского бюджета.
Бюджет за отчётный год был исполнен с профицитом в размере 16,0 млрд рублей, или 3,2% ННД. По прогнозу региона, дефицит по итогам текущего года составит 17,3 млрд рублей, или 3,7% ННД, а его покрытие будет осуществляться за счёт остатков средств на счетах и казначейского инфраструктурного кредита (далее – КИК).
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 112,1 млрд рублей, уменьшившись на 10,8% по сравнению с 01.01.2024. Отношение долга на отчётную дату к ННД за 2024 год снизилось на 8,4 п. п. до 22,5%. Без учёта инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) уровень долговой нагрузки составил 17,7%. По прогнозу региона, долг на 01.01.2026 снизится до 99,2 млрд рублей, долговая нагрузка – до 21,4% (16,4% без учета ИБК, СКК и КИК). В структуре долга отсутствуют рыночные заимствования, на отчётную дату 80,6% приходилось на бюджетные кредиты, 19,4% – на государственные гарантии. К концу 2025 года ожидается снижение доли последних до 9,0% в связи с частичным исполнением обязательств принципалом перед кредиторами. Расходы на обслуживание долга региона остаются на низком уровне: в отчётном году они составили 0,2% ННД; по итогам текущего года ожидается сохранение показателя на том же уровне. Регион имеет достаточный объём средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и краткосрочных обязательств в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruAAA
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | Республика Татарстан |
| Вид объекта рейтинга | Субъект Российской Федерации |
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | Отсутствует |
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 11.07.2018 |
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 05.06.2025 |
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
| Запрошенность рейтинга | Да |
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | РСБУ 01.01.2025 |
| Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. |
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
| Название | Республика Татарстан |
| Глава региона | Рустам Нургалиевич Минниханов |
| Основные отрасли экономики региона | Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля |
| Площадь | 68,0 тыс. кв. км. |
| Численность населения | 4019,6 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
| Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
| Доходы бюджета, млрд руб. | 452.7 | 486.8 | 594.3 | 576.5 |
| темпы прироста | 27.5% | 7.5% | 22.1% | -3.0% |
| Расходы бюджета, млрд руб. | 463.2 | 510.2 | 578.3 | 593.8 |
| темпы прироста | 34.8% | 10.2% | 13.3% | 2.7% |
| Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 366.6 | 407.2 | 499.1 | 462.8 |
| Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -2.9 | -5.7 | 3.2 | -3.7 |
| 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
| Долг, млрд руб. | 103.5 | 125.7 | 112.1 | 99.2 |
| темпы прироста | 7.1% | 21.4% | -10.8% | -11.5% |
| Отношение долга к ННД, % | 28.2 | 30.9 | 22.5 | 21.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Татарстан
Ключевые экономические показатели региона:
| Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
| Валовый региональный продукт, млрд рублей | 4144.7 | 4583.4 | 5203.5 | 5430.4 |
| Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 105.4 | 104.3 | 103.9 | 102.4 |
| ВРП на душу населения, тыс. руб. | 1036.0 | 1145.2 | 1297.2 | 1351.1 |
| темпы прироста | 17.2% | 10.5% | 13.3% | 4.2% |
| Уровень безработицы, % | 2.3 | 2.1 | 1.8 | 1.8 |
| 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
| Численность населения, тыс.чел. | 4001.6 | 4003.0 | 4019.6 | 4019.2 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Татарстан
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильноМиграции населения в 2024 году: потоки ослабевают«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: замедление по итогам 2024 года и предстоящие вызовыДинамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2025 года
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru