Москва, 20 марта 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан (далее – республика, регион) обусловлен сильным уровнем развития экономики, умеренно сильным уровнем демографического развития и инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень ВРП, ВРП на душу населения, отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму. Давление оказывает негативная динамика численности населения и зависимость от крупнейшего налогоплательщика.
Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства и торговлю. Обрабатывающая промышленность в регионе формирует более четверти валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,8 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,7% выше уровня 2023 года. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+5,4% к уровню 2023 года), строительных работ (+8,2%), розничной торговли (+12,3%), платных услуг населению (+4,7%). Позитивное влияние на динамику промышленного производства оказали предприятия обрабатывающей сферы (+8,4%), обеспечения электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (+1,3%). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне, по расчетам агентства, значение данного показателя по итогам отчетного года увеличилось на 13,9% к уровню 2023 года в действующих ценах и составило 0,7 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 16,9% и составили 46,8 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на высоком уровне и составило 3,2, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Умеренно сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона находится на высоком уровне: по предварительным данным Росстата на 01.01.2025 она составила 4046,1 тыс. человек, однако на фоне естественной убыли за последние три года численность населения снизилась на 1,1%. По оценке региона, безработица по итогам 2024 года составила 2,1%, что на 0,2 п. п. ниже уровня годом ранее. Сложившийся в регионе низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что может ограничивать дальнейшее развитие экономики.
Инвестиционный климат находится на умеренно сильном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год составил 783,8 млрд рублей, что на 9,7% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 26,1%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. Основными драйверами увеличения объёма инвестиций в отчётном году были инфраструктурные проекты в дорожном строительстве, предприятия обрабатывающих производств и энергетической отрасли. В республике созданы и успешно функционируют территории опережающего развития, технопарки и индустриальные парки, ОЭЗ ППТ «Алга», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 5,8% и составил 299,8 млрд рублей, что обусловлено увеличением поступлений по налоговым и неналоговым доходам (далее – ННД) на 11,3%. Доля ННД в доходной части бюджета приросла на 3,7 п. п. и составила 74,8%, что свидетельствует о высоком уровне бюджетной автономии. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+23,0% в основном из-за роста фонда оплаты труда) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+27,7% под влиянием роста налогооблагаемой базы и увеличением объема авансовых платежей). При этом по налогу на прибыль организаций отмечено снижение поступлений на 2,0%, что обусловлено сокращением налогооблагаемой базы в основном в производстве химических веществ и химических продуктов, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, а также в сфере водоснабжения, водоотведения. Безвозмездные поступления от других бюджетов за 2024 год снизились на 7,8% относительно 2023 года и составили 73,9 млрд рублей. Снижение наблюдалось по субсидиям (-12,5% в основном из-за передачи части полномочий Социальному Фонду России) и иным межбюджетным трансфертам (-28,7%, в связи завершением основного объема работ по развитию инфраструктуры дорожного хозяйства и ликвидации несанкционированных свалок в границах городов), при этом по дотациям и субвенциям отмечен рост на 4,7% и 2,7% соответственно. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно низком уровне, т. к. на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 15% налоговых доходов, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков – 31,2% налоговых доходов консолидированного бюджета региона.
Расходы региона за 2024 год выросли на 5,7% по сравнению с 2023 годом и составили 317,9 млрд рублей. Существенный рост отмечен по расходам на образование (+13,7 млрд рублей в основном из-за роста фонда оплаты труда и расходов на капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы образовательных организаций) и социальную политику (+7,7 млрд рублей в основном из-за роста расходов на капремонт, строительство геронтологического центра «Именлек», оказание мер соцподдержки участникам СВО и членам их семей). При этом наиболее существенно снизились расходы на национальную экономику (-6,2 млрд рублей), что связано с уменьшением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, развития внутреннего и въездного туризма, малого и среднего предпринимательства, отдельных мероприятий в сфере промышленности, сокращением расходов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Объём капитальных расходов в 2024 году снизился на 5,8% к уровню 2023 года до 38,8 млрд рублей, их доля в структуре расходов составила 12,2% совокупных расходов бюджета, при этом большая часть капрасходов была профинансирована за счет собственных средств регионального бюджета.
По итогам 2024 года дефицит регионального бюджета составил 18,1 млрд рублей или 8,1% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) и коммерческих заимствований.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2024 год увеличился в 14,6% в связи с привлечением ИБК и банковских кредитов и на 01.01.2025 составил 67,3 млрд рублей. Долговая нагрузка, по расчетам агентства, приросла на 0,9 п. п. до 30,0% (без учета ИБК и специального казначейского кредита долговая нагрузка составила 20,0%). В структуре долга наибольший удельный вес приходился на бюджетные кредиты из федерального бюджета – 52,2%, на долю облигационных займов – 25,3%, банковских кредитов и госгарантий – 11,1% и 11,4% соответственно. Эффективное управление долгом, а также преобладание в структуре долга бюджетных кредитов обусловило низкий уровень расходов на его обслуживание (1% от ННД), что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.09.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Республика Башкортостан |
Глава региона | Хабиров Радий Фаритович |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, торговля оптовая и розничная, деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
Площадь | 142,9 тыс. кв. км. |
Численность населения | 4046,1 тыс. человек (на 01.01.2025) |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 280.6 | 283.4 | 299.8 | 337.5 |
темпы прироста | 14.1% | 1.0% | 5.8% | 12.6% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 295.3 | 300.6 | 317.9 | 341.5 |
темпы прироста | 15.7% | 1.8% | 5.7% | 7.4% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 181.3 | 201.4 | 224.2 | 256.0 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -8.1 | -8.6 | -8.1 | -1.6 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 38.4 | 58.8 | 67.3 | 75.7 |
темпы прироста | 44.3% | 53.0% | 14.6% | 12.5% |
Отношение долга к ННД, % | 21.2 | 29.2 | 30.0 | 29.6 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 2217.1 | 2460.3 | 2791.4 | 3010.4 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 101.0 | 104.7 | 104.7 | 103.6 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 542.8 | 604.3 | 688.4 | 742.4 |
темпы прироста | 10.2% | 11.3% | 13.9% | 7.9% |
Уровень безработицы, % | 3.4 | 2.3 | 2.1 | 2.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 4077.6 | 4064.4 | 4046.1 | 4063.5 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Миграция населения в 2024 году: потоки ослабевают
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru