Рейтинговые действия, 19.03.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ульяновской области на уровне ruBBB

Москва, 19 марта 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruBBB, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Ульяновской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, ограниченным уровнем инвестиционного климата, умеренно низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и приемлемой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, а также негативная динамика численности населения. Положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.

Ульяновская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренными размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 725,9 млрд рублей, что на 4,0% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом промышленного производства (+16,0% к уровню 2023 года), оборота розничной торговли (+3,6%) и объема платных услуг (+2,2%). Рост промышленного производства был поддержан обрабатывающим сектором (+17,6%), где наиболее позитивную динамику продемонстрировали производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 1,5 раза), компьютеров, электронных и оптических изделий (в 1,8 раза), а также производство мебели (+22,6%).

Объем ВРП на душу население по итогам 2024 года вырос на 8,5% в действующих ценах к уровню 2023 года и составил 621,0 тыс. рублей Среднедушевые доходы населения за 2024 год составили 42,3 тыс. рублей, что в 3,1 раза превосходит величину прожиточного минимума в отчетном году (13,8 тыс. рублей) и оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами.  По предварительным данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1164,8 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,3% за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. Безработица, по оценке региона, по итогам 2024 года опустилась до 2,2%, что на 0,6 п. п. ниже уровня 2023 года. Это рекордно низкий для региона показатель, при этом в регионе сложился дефицит кадров, что является одним из ключевых барьеров сейчас для дальнейшего экономического развития.

Инвестиционный климат находится на ограниченном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году составил 143,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2023 года на 11,0%. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 18,5%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность оценивается агентством как умеренная.

Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2024 года увеличился на 11,1% и составил 104,4 млрд рублей, из которых 77,9% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). Доля ННД в доходах в 2024 году увеличилась к уровню 2023 года на 2,1 п. п., объем ННД увеличился на 14,2%. В структуре ННД позитивная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, в том числе наиболее существенная по НДФЛ (+23,4% в связи с ростом фонда оплаты туда), УСН (+37,2% в связи с ростом налогооблагаемой базы), налогу на имущество организаций (+20,1% в связи с отменой налоговой льготы бюджетным учреждениям в 2024 году). Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 11,8% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,8% налоговых доходов регионального бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2024 году выросли на 4,6% относительно 2023 года, позитивная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением иных межбюджетных трансфертов, которые сократились в 2,9 раза в связи с отсутствием в 2024 году трансфертов на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, а также на фоне перевода части трансфертов в субсидии.

Объем расходов бюджета за 2024 год составил 105,5 млрд рублей, что на 8,0% выше уровня 2023 года. В структуре преобладала социальная направленность, 60,8% всех расходов было направлено на социальный блок. Капитальные расходы формировали 7,5% всех расходов, что умеренно позитивно оценивается с точки зрения гибкости расходной части, однако более чем на половину капитальные расходы финансируются за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. В структуре расходов наибольший прирост наблюдался по расходам на образование (+4,3 млрд рублей в связи с расходами на повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы «указных» категорий и реализацией новых мероприятий в рамках федеральных проектов), наибольшее снижение – по расходам на национальную экономику (-3,4 млрд рублей в связи с осуществлением в 2023 году расходов в рамках опережающего финансирования и расходов на реализацию проектов индустриального парка «Инза» и промышленной зоны «Заволжье», реализация которых завершена в 2023 году).

Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 1,2 млрд рублей или 1,4% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и рыночных заимствований.

Долговая нагрузка региона находится на приемлемом уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 50,4 млрд рублей, что на 0,7% выше, чем на 01.01.2024 в связи с привлечением банковских кредитов, ИБК и выпуска облигаций, при этом часть бюджетных кредитов была погашена. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 62,0% (без учета ИБК снизилась до 59,9%), что на 8,3 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 47,3% бюджетными кредитами, на 36,8% облигационными займами и на 15,9% банковскими кредитами. Расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 3,1% от ННД, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается на умеренно низком уровне: доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2025 составляет порядка 30%, в течение 13–24 месяцев – порядка 20%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским и банковским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.09.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеУльяновская область
Глава регионаАлексей Юрьевич Русских
Основные отрасли экономики регионаОбрабатывающие производства; Деятельность по операциям с недвижимым имуществом; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
Площадь37.2 тыс. кв. км
Численность населения1164.8 тыс. человек на 01.01.25

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.88.893.9104.4110.7
темпы прироста7.8%5.8%11.1%6.0%
Расходы бюджета, млрд руб.92.897.7105.5111.2
темпы прироста3.3%5.3%8.0%5.4%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.58.871.181.388.2
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД-6.9-5.3-1.4-0.6%
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.47.250.050.450.6
темпы прироста14.7%6.1%0.7%0.4%
Отношение долга к ННД, %80.270.362.057.4

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель202220232024 оценка2025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей586.4673.6725.9785.7
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %99.0104.8104.0102.5
ВРП на душу населения, тыс. руб.494.3572.4621.0677.6
темпы прироста16.6%15.8%8.5%9.1%
Уровень безработицы, %4.22.82.22.2
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.1181.01172.81164.81154.3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A101U61
RU000A102CX8
Показать все

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Инвестиционное списание разгрузило регионы

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили состояние местных бюджетов
24.02.2025

Без лишних оков: снижение требований к инфраструктуре может удешевить перелеты

Известия

Какие именно изменения необходимы, чтобы сделать путешествия доступнее
02.02.2025

Водные данные: на модернизацию объектов водоснабжения выделят 1,4 млрд рублей

Известия

С чем связаны проблемы регионов и хватит ли этих средств
29.12.2024

Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024