Москва, 10 марта 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Тульской области (далее – область, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренно слабым уровнем демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами, приемлемым уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень ВРП, ВРП на душу населения, дисциплины исполнения бюджета и бюджетной автономии. Давление оказывает негативная динамика численности населения.
Тульская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики акцентирована на обрабатывающих производствах, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,5% выше уровня 2023 года. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+9,6%) и оборота розничной торговли (+12,9%). В структуре промышленного производства прирост отмечен почти по всем секторам (добыча полезных ископаемых: +10,2%, обрабатывающие производства: +9,6%, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха +12,3%), за исключением водоснабжения и водоотведения (-5,1%). Опережающие темпы прироста в обрабатывающем секторе наблюдались в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки (+28,1%), ремонте и монтаже машин и оборудования (+40,4%), производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (+23,1%), готовых металлических изделий (+19,6%), в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+34,2%). По итогам 2025 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,8% до 1,3 трлн рублей, промышленного производства — на 4,1% к уровню 2024 года.
Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказал высокий уровень ВРП на душу населения региона, по расчетам агентства, по итогам отчетного года значение данного показателя увеличилось на 10,2% в действующих ценах к уровню 2023 года и составило 0,8 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 3,3. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год приросли на 18,9% к уровню 2023 года и составили 50,4 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 15,5 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 10,3% до 55,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 17,7 тыс. рублей.
Умеренно слабый уровень демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами. Численность населения области находится на умеренном уровне и по предварительным данным Росстата на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1455,9 тыс. человек, за последние три года убыль населения области составила 2,7% за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. Безработица в регионе находится на рекордно низком для области уровне: по итогам 2024 года, по оценке региона, показатель составил 2,1%, что на 0,6 п. п. ниже значения 2023 года. Сложившийся в регионе дефицит кадров является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития области.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2024 года, по оценке региона, сложился на уровне 260,0 млрд рублей, что на 10,6% выше уровня 2023 года в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило 21,1%, инвестиционная привлекательность региона оценивается также на умеренном уровне. В 2024 году завершена реализация 12 крупных инвестиционных проектов, в т. ч. в сферах машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства. На территории области действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Узловая», территории опережающего развития «Ефремов» и «Алексин», промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов областного бюджета за отчетный год увеличился на 11,6% и составил 140,8 млрд рублей, что обусловлено увеличением поступлений по налоговым и неналоговым доходам (далее – ННД) на 16,6%, в результате чего доля ННД в доходной части бюджета приросла на 3,7 п. п. и составила 87,3%. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+29,4% в основном из-за увеличения ФОТ и численности сотрудников) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+38,0% в связи с увеличением налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков), при этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 4,4% в связи с уменьшением налогооблагаемой базы предприятий оптовой торговли, финансовой и страховой деятельности, химической и пищевой промышленности, отдельных крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса. Диверсификация налоговой базы региона находится на умеренно высоком уровне: доля десяти крупнейших налогоплательщиков в 2024 году составила 26,3% налоговых доходов, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 11,4% налоговых доходов. Безвозмездные поступления от других бюджетов за 2024 год снизились на 12,6% относительно уровня 2023 года и составили 17,4 млрд рублей за счет сокращения поступлений в 1,5 раза и по дотациям (в основном из-за сокращения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), и по иным межбюджетным трансфертам (в основном из-за снижения поступлений из резервного фонда Правительства Российской Федерации). При этом положительная динамика наблюдалась по субсидиям (+3,4% преимущественно за счет роста поступлений на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и на модернизацию школьных систем образования) и субвенциям (+0,3% в связи с ростом поступлений на осуществление полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов и на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами).
Расходы регионального бюджета за 2024 год составили 148,8 млрд рублей, что на 18,9% выше уровня 2023 года. В структуре расходов преобладали социальные расходы, доля которых за отчетный год составила 67,5% или 100,5 млрд рублей. Существенный рост зафиксирован по расходам на образование (+9,6 млрд рублей из-за увеличения фонда оплаты труда, средней стоимости горячего питания, расходов на укрепление материально-технической базы государственных образовательных организаций) и социальную политику (+5,9 млрд рублей в связи с ростом фонда оплаты труда, количества получателей мер соцподдержки, в т.ч. гражданам, прибывающим на территорию области). Капитальные расходы за отчетный год, по расчетам агентства, снизились в 1,5 раза и составили 4,9 млрд рублей. В 2024 году доля капрасходов сложилась на низком уровне и составила 3,3%, что оказало сдерживающее влияние на гибкость расходной части бюджета.
По итогам 2024 года региональный бюджет исполнен с дефицитом в объеме 8,0 млрд рублей или 6,5% ННД, который был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК) и иными источниками финансирования.
Сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2024 год увеличился на 2,2% за счет привлечения ИБК и составил 23,2 млрд рублей. При этом долговая нагрузка, по расчетам агентства, снизилась на 2,7 п. п. относительно уровня 2023 года на фоне роста ННД и составила 18,8% (без учета ИБК и специального казначейского кредита – 12,9%). В структуре долга на 01.01.2025 по-прежнему наибольший удельный вес приходился на бюджетные кредиты – 97,1%, доля государственных гарантий составила 2,9%. Расходы на обслуживание долга в отчетном году увеличились на 26,0% и составили 0,2 млрд рублей или 0,2% от ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к открытым кредитным линиям и казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.09.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Тульская область |
Глава региона | Миляев Дмитрий Вячеславович |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная |
Площадь | 25,7 тыс. кв.км. |
Численность населения | 1455,9 тыс. человек (на 01.01.2025) |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 119.4 | 126.2 | 140.8 | 139.4 |
темпы прироста | 8.0% | 5.7% | 11.6% | -1.0% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 121.2 | 125.2 | 148.8 | 146.4 |
темпы прироста | 14.7% | 3.2% | 18.9% | -1.6% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 91.0 | 105.4 | 122.9 | 121.7 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -2.0 | 1.0 | -6.5 | -5.8 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 19.9 | 22.7 | 23.2 | 35.6 |
темпы прироста | 11.6% | 13.7% | 2.2% | 53.8% |
Отношение долга к ННД, % | 21.9 | 21.5 | 18.8 | 29.3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Тульская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 1004.3 | 1124.5 | 1228.0 | 1319.3 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 104.1 | 109.3 | 104.5 | 103.8 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 674.4 | 761.7 | 839.1 | 909.7 |
темпы прироста | 14.1% | 12.9% | 10.2% | 8.4% |
Уровень безработицы, % | 3.6 | 2.7 | 2.1 | 2.1 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 1481.5 | 1471.1 | 1455.9 | 1444.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Тульская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Миграция населения в 2024 году: потоки ослабевают
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru