Рейтинговые действия, 05.03.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Краснодарского края на уровне ruАА+

Москва, 5 марта 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruAA+, прогноз по рейтингу позитивный.

Рейтинг кредитоспособности Краснодарского края (далее – регион, край) обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционного климата, благоприятным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, высоким уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, сдерживающее влияние оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года.

Краснодарский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: деятельность с операциями с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 5,5 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 3,1% в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом объема розничной торговли (+8,5%), платных услуг населению (+3,2%), а также объема строительных работ (+14,3%), при этом промышленность продемонстрировала отрицательную динамику (-2,2%), за счет обрабатывающих производств (-4,4%) в связи с уменьшением производства нефтепродуктов. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне, по итогам 2024 года, по расчетам агентства, показатель составил 0,9 млн рублей, увеличившись на 12,4% к уровню 2023 года в действующих ценах. Среднедушевые денежные доходы населения в отчетном году, по оценке региона, составили 63,5 тыс. рублей, что на 16,2% выше уровня 2023 года, величина прожиточного минимума была установлена в размере 14,8 тыс. рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,0, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Благоприятный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Регион характеризуется высокой численностью населения, которая, по данным Росстата, на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 5841,8 тыс. человек и за последние три года она выросла на 0,2% за счет миграционного прироста, перевешивающего естественную убыль населения. Регион является одним из лидеров по миграционному притоку населения. Безработица по итогам 2024 года, по оценке региона, сложилась на уровне 2023 года и составила 2,0%. Сложившийся в регионе низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что в дальнейшем может ограничить развитие экономики.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке региона, в 2024 году составил 1,0 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 17,3% в действующих ценах. Наибольший объем инвестиций пришелся на сектор транспортировки и хранения, а также обрабатывающий. Среди завершенных крупных проектов в 2024 году наиболее значимые для региона строительство тепловой электростанции «Ударная», культурно-развлекательного центра в городе-курорте Геленджик, плодохранилища с регулируемой газовой средой, логистического комплекса РОМЕКС, завода по переработке масличных культур и пр. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 17,9%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается агентством как высокая.

Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2024 года увеличился на 0,6% и составил 509,6 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) приросли на 10,7%, межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета сократились на 15,1%, в результате чего доля ННД в общем объеме доходов увеличилась на 7,5 п. п. и составила 83,3%. В структуре налоговых доходов прирост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, за исключением налога на прибыль организаций, поступления по которому сократились на 13,3% в связи с уменьшением финансовых результатов деятельности организаций транспортировки и хранения, топливно-энергетического комплекса, обрабатывающих производств, торговли, финансового рынка, а также с возвратами из бюджета переплаты по налогу по уточненным налоговым декларациям. Существенный рост наблюдался по НДФЛ (+32,7%) в связи с ростом заработной платы, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+41,8%) на фоне роста налоговой базы, а также по налогу на имущество организаций (+12,7%)в связи с увеличением налогооблагаемой базы за счет вступления в силу с 1 января 2024 г. результатов новой кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, проведенной в 2023 году, а также вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества. Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, составила 2,5% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,4% налоговых доходов регионального бюджета.

В структуре межбюджетных трансфертов из федерального бюджета отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением субвенций, поступление которых увеличилось на 2,0% г/г. Дотации сократились на 9,8% в связи со снижением в отчетном году объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели, субсидии – на 7,7%, что в основном обусловлено передачей части полномочий Социальному фонду России, иные межбюджетные трансферты – на 10,3% в связи с сокращением объемов средств, выделяемых на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, создание комфортной городской среды, поддержку сельскохозяйственных производителей и прочее.

Объем расходов бюджета в 2024 году составил 536,5 млрд рублей, что на 5,7% выше уровня 2023 года. В структуре расходов преобладала социальная направленность, на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 67,5% всех расходов бюджета. В структуре расходов в абсолютном выражении в значительной степени выросли расходы на образование (+15,0 млрд рублей) в связи с ростом расходов на заработную плату и индексацией значимых расходов, ЖКХ (+8,4 млрд рублей) – увеличением расходов на строительство групповых водопроводов, а также муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, здравоохранение (+7,4 млрд рублей) – увеличением заработной платы медицинских работников, обеспечением лекарственными препаратами льготной категории граждан, осуществлением капитального ремонта объектов здравоохранения, а также на физическую культуру и спорт (+6,5 млрд рублей) – с увеличением расходов на строительство, реконструкцию и приобретение объектов социального и производственного комплексов. При этом наибольшее сокращение наблюдалось по расходам на социальную политику (-11,7 млрд рублей) в связи с передачей отдельных выплат в Социальный фонд России. На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2024 году пришлось 16,8% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета.

Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 26,9 млрд рублей или 6,3% от ННД, который был покрыт бюджетным кредитом на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), а также остатками средств на счетах бюджета.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 112,8 млрд рублей, что на 4,1% ниже его размера на 01.01.2024, в связи с погашением бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, а также погашением облигационного займа. Долговая нагрузка сократилась на 4,1 п. п., и составила 26,6% (за исключением ИБК и специального казначейского кредита долговая нагрузка снизилась до 20,3%) в том числе за счет роста ННД. В структуре долга на отчетную дату преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 91,6%, остальная часть была представлена облигационными займами – 8,4%. Преобладание бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в отчетном году способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,5%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА-

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.09.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Краснодарского края принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеКраснодарский край
Глава регионаКондратьев Вениамин Иванович
Основные отрасли экономики регионаДеятельность по операцииям с недвижимым имуществом; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; Транспортировка и хранение; Обрабатывающие производства; Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
Площадь76 000 кв. км
Численность населения5841.8 тыс. человек на 01.01.25

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.422.2506.3509.6534.8
темпы прироста16.4%19.9%0.6%5.0%
Расходы бюджета, млрд руб.412.5507.4536.5599.4
темпы прироста25.3%23.0%5.7%11.7%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.311.5383.4424.3466.4
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД3.1-0.3-6.3-13.8
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.112.6117.6112.8173.2
темпы прироста13.1%4.5%-4.1%53.6%
Отношение долга к ННД, %36.130.726.637.1

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель202220232024 оценка2025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей4304.04917.55536.96088.9
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %108.1105.8103.1103.0
ВРП на душу населения, тыс. руб.738.8844.0948.51040.3
темпы прироста31.1%14.2%12.4%9.7%
Уровень безработицы, %3.62.02.01.9
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.5819.35833.05841.85864.5

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A0ZZ8X4
RU000A1011B5

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Без лишних оков: снижение требований к инфраструктуре может удешевить перелеты

Известия

Какие именно изменения необходимы, чтобы сделать путешествия доступнее
02.02.2025

Водные данные: на модернизацию объектов водоснабжения выделят 1,4 млрд рублей

Известия

С чем связаны проблемы регионов и хватит ли этих средств
29.12.2024

Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024