Москва, 24 июня 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании АО «Новая концессионная компания» на уровне ruA, прогноз по рейтингу позитивный.
Рейтинг кредитоспособности АО «Новая концессионная компания» (НКК) обусловлен отсутствием у компании рисков проектирования и строительства в связи с началом эксплуатационной стадии, умеренно низкими рисками эксплуатационной стадии, умеренно низкими финансовыми, корпоративными рисками и рисками управления проектом.
По рейтингу сохранен позитивный прогноз в связи с ожиданиями агентства по выходу СДКП на полную эксплуатационную мощность, подтверждения прогнозных значений выручки фактическими и утверждения новой транспортной модели города Москвы, что позволит улучшить трафик-прогноз на СДКП в будущих периодах.
АО «Новая концессионная компания» является концессионером, заключившим в декабре 2014 года концессионное соглашение (КС) сроком на 40 лет с городом Москва, выступающим в качестве концедента. КС подразумевает строительство и эксплуатацию на платной основе Северного дублера Кутузовского проспекта (СДКП) от «Молодогвардейской транспортной развязки» до ММДЦ «Москва-СИТИ» вдоль Смоленского направления Московской железной дороги. СДКП стал продолжением действующей скоростной платной автомобильной дороги «Новый выход на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск» («Северный обход Одинцова»), эксплуатацию которой ведет материнская компания НКК – АО «Главная дорога» (владеет 100% обыкновенных акций НКК, ruA, стаб.). Протяженность основного хода СДКП составляет около 10 км. Эксплуатация СДКП на платной основе началась 9 сентября 2023 года и продолжится до конца 2054 года.
Обоснование рейтинга
Риски проектирования и строительства отсутствуют.
В связи с досрочным началом эксплуатации автодороги в 2023 года и завершением в 2024 году основных строительно-монтажных работ риски проектирования и строительства, по мнению агентства, отсутствуют.
Умеренно низкие риски эксплуатационной стадии.
Агентство отмечает умеренную подверженность НКК трафик-риску. Конфигурация КС не предусматривает платы концедента и (или) страхующих механизмов для концессионера в формате минимальной гарантированной доходности или платы за доступность. Агентство учитывает, что положения КС содержат условия о компенсациях концессионеру в связи с наступлением особых обстоятельств на всех стадиях реализации проекта. В частности, предусмотрены механизмы компенсации падения трафика при вводе в эксплуатацию концедентом новых радиальных магистральных дорог скоростного движения или автодорог аналогичной категории между Кутузовским проспектом и Звенигородским шоссе (строительство которых не было начато на дату заключения КС) или снижение средней скорости транспортного потока ниже 20 км/ч на любом из съездов или въездов на автомобильную дорогу в течение 2-х полуторачасовых интервалов в сутки или одного интервала длительностью два с половиной часа.
Выручка компании по итогам 2024 года составила 4,5 млрд рублей, что более чем на 10% ниже средних прогнозов компании в финансовой модели. При этом интенсивность проезда по СДКП в I квартале 2025 года выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, кроме того, со 2 января 2025 года была проведена индексация платы за проезд на 8%, что умеренно отразилось на выручке компании по итогам 3-х месяцев 2025 года (рост составил 20% относительно показателя за аналогичный период 2024 года).
Работы по эксплуатации дороги и функционал по взиманию планы за проезд осуществляет АО «Новое качество дорог», которое имеет такой опыт с 2014 года, оказывая аналогичные услуги для автодороги «Северный обход Одинцова».
НКК в 2025 году планирует по итогам проведенных обследований осуществить строительно-монтажные работы на «Молодогвардейской транспортной развязке», переданной ей концедентом, а также работы по улучшению транспортной доступности на отдельных участках автодороги, перестройке улично-дорожной сети и строительству компенсационного здания АО «РЖД». Это станет основным фактором роста совокупных эксплуатационных расходов в 2025 году, при этом расходы на «Молодогвардейскую транспортную развязку» компенсируются концедентом в размере 100%. Перечисленные работы, с учетом компенсации, не оказывают влияния на операционный денежный поток компании.
Агентство отмечает отсутствие рисков поставок и сырья по проекту на эксплуатационной стадии.
Финансовые риски оцениваются как умеренно низкие.
Высокий уровень прогнозной ликвидности. Коэффициент прогнозной ликвидности на горизонте 24 месяцев с начала 2025 года, рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам и расходам на обслуживание долга, составил 1,63, что оценивается агентством как высокий уровень с учетом отсутствия минимальной гарантированной доходности или платы за доступность, что в полном объеме позволяет покрыть обязательства перед кредиторами. Рост коэффициента прогнозной ликвидности в текущем периоде обусловлен значительным снижением капитальных расходов по проекту в 2025 году в связи с завершением компанией основных строительно-монтажных работ в 2024 году.
Горизонт длительностью в 24 месяца применяется для корректного соотношения доступной ликвидности к купонным выплатам, которые по выпуску облигаций с залоговым обеспечением осуществляются компанией один раз в год.
Высокий показатель финансовой состоятельности проекта и высокая подверженность рыночным рискам. Показатели покрытия обслуживания долговых обязательств остатками на счетах и операционным денежным потоком остаются на комфортных уровнях: прогнозные минимальные значения показателей обслуживания долга DSCR и ISCR на период реализации проекта до момента полного погашения долговых обязательств составят 1,5 и 2,4 соответственно. Значение показателя отношения прогнозных номинальных денежных потоков от проекта накопленным итогом к номинальным обязательствам (включающим обязательства по погашению основного долга и процентов) компании накопленным итогом составило 1,4, что оценивается положительно. Снижение перечисленных показателей относительно прогнозов прошлого года связано с более умеренными предпосылками компании в финансовой модели по росту выручки на основании фактически наблюдаемых значений, а также с консервативными предпосылками по выплатам долга, имеющим привязку к индексу потребительских цен.
При оценке показателей обслуживания долговых обязательств агентством учитывались выплаты по всем долговым обязательствам ввиду отсутствия признаков субординации по облигациям класса «Б»: наличия графика погашения основного долга и процентов, отсутствия закрепленной в документации приоритетности выплат и практики формирования резервов на обслуживание долга.
Обновленная финансовая модель проекта с учетом более умеренных темпов роста трафика на основе фактических данных за период с IV квартала 2023 года по 2024 год (включительно), по расчетам агентства, предполагает более низкий запас ликвидности для исполнения обязательств в случае снижения прогнозируемой выручки и (или) роста операционных расходов. Учитывая, что купонная ставка по долговым обязательствам привязана к индексу потребительских цен, присутствует риск давления на денежный поток в случае их роста, частично компенсируемый механизмом, предусмотренным КС: на ежегодной основе тариф за проезд может быть проиндексирован на значение уровня потребительских цен, являющееся максимальным уровнем допустимой индексации, при этом у компании на текущий момент сохраняется достаточно большой потенциал по повышению тарифа за проезд в будущем.
Агентством отмечается отсутствие валютных рисков в связи с тем, что доходы и расходы компании номинированы в рублях.
Риски рефинансирования отсутствуют. Средства привлечены на весь срок реализации проекта, необходимость в рефинансировании обязательств компании отсутствует.
Умеренно низкие корпоративные риски и риски управления проектом.
Компания характеризуется высоким уровнем управления корпоративными рисками и конфликтом интересов. Агентство умеренно позитивно оценивает качество управления проектом. При оценке учитывался значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства, привлечение для реализации проекта консультантом с положительным опытом в подобных проектах, умеренно высокий уровень мониторинга проекта, наличие внутренних документов, регламентирующих правила отбора контрагентов, умеренно высокая степень детализации финансовой модели, высокий уровень страхового покрытия, систематически осуществляемые PR и GR мероприятия, связанные с проектом. Сдерживающим фактором является отсутствие регламентации формирования резервов.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA
Оценка внешнего влияния: –
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг АО «Новая концессионная компания» был впервые опубликован 21.10.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.07.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные АО «Новая концессионная компания», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Новая концессионная компания» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Новая концессионная компания» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о компании:
Название | АО «Новая концессионная компания» |
ИНН | 7726730225 |
Тип проекта | Концессия |
Стадия проекта | Эксплуатация |
Публичная сторона | г. Москва |
Период эксплуатации | 2023-2054 гг. |
Ключевые финансовые показатели по РСБУ:
Показатель, млн рублей | 31.12.24 | 31.12.23 |
Активы | 79 190 | 74 538 |
Капитал | -5 247 | -2 040 |
Выручка | 3 739 | 1 175 |
Чистая прибыль | -3 207 | -1 036 |
Источник: по данным АО "Новая концессионная компания"
Оценка блоков анализа