Москва, 28 января 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА- и изменило прогноз на позитивный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruАА- со стабильным прогнозом.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу на позитивный обусловлено положительной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей по итогам 2024 года, а также ожиданиями агентства по дальнейшему их улучшению. Вместе с тем наблюдается поступательное снижение долговой нагрузки, рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов регионального бюджета.
Рейтинг кредитоспособности Свердловской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики и комфортным инвестиционным климатом, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными возможностями, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума.
Свердловская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является умеренно диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.
Обоснование рейтинга
Умеренно сильный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 4,4 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 3,5% в сопоставимых ценах. Поддержку ВРП оказал рост промышленного производства (+3,1% за 11 месяцев отчетного года к уровню аналогичного периода 2023 года), оборота розничной торговли (+6,6%), объема платных услуг населению (+9,1%) и объема строительных работ (+11,5%). В структуре промышленного производства позитивное влияние преимущественно оказывает обрабатывающая отрасль (+4,1% за 11 месяцев отчетного года к уровню аналогичного периода 2023 года), опережающие темпы прироста наблюдались в производстве прочих транспортных средств и оборудования (+23,5%), прочих готовых изделий (+20,1%), бумаги и бумажных изделий (+17,4%), в деятельности по ремонту и монтажу машин и оборудования (+13,5%), в деревообработке (+13%), в производстве химических веществ и химических продуктов, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+8,2%). В металлургическом производстве индекс производства составил 101,9% к уровню января – ноября 2023 года. В тоже время значительная часть промышленного производства региона сконцентрирована в 17 моногородах, что свидетельствует о социальных рисках в регионе и оказывает давление на рейтинговую оценку. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос более чем на 12% к уровню 2023 года в действующих ценах и, по расчетам агентства, составил почти 1,1 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на высоком уровне и составило 3,8, тем самым оказав поддержку рейтинговой оценке. Доходы населения в 2024 году, по оценке региона, выросли почти на 20% к уровню 2023 года и составили около 64 тыс. рублей, величина прожиточного минимума увеличилась на 8,6% до 15,3 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Регион имеет высокую численность населения, которая по оценке региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 4208,7 тыс. человек, при этом за отчетный год численность снизилась на 0,3% на фоне естественный убыли населения, опережающей миграционный прирост. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: за сентябрь-ноябрь 2024 года средний уровень безработицы по методологии МОТ составил 1,4%, по итогам 2024 года, по оценке региона, показатель составил 2,2%, снизившись на 0,2 п. п. относительно уровня 2023 года. В регионе сложился дефицит кадров, который является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке региона, в 2024 году составил 805,1 млрд рублей, что по сравнению с уровнем 2023 года выше на 13,8% в действующих ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП находится на низком уровне и за последние три года составило чуть более 17,5%, при этом инвестиционная привлекательность оценивается на умеренно высоком уровне. В отчетном году наибольший объем инвестиций пришелся на сектор транспортировки и хранения, а также обрабатывающий сектор. На территории региона действуют 4 территории опережающего социально-экономического развития, ОЭЗ «Титановая долина» и ряд индустриальных парков, которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов на территории региона.
Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета, по предварительным данным региона, по итогам 2024 года составил 471,0 млрд рублей, из которых 91,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2024 году, по предварительным данным региона, увеличились на 7,9% к уровню 2023 года, что в том числе обусловлено ростом поступлений по НДФЛ (+23,8% в результате роста фонда начисленной заработной платы, а также в связи с выплатой дивидендов рядом компаний), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения налога (+25,7% в результате роста количества налогоплательщиков и их доходов), налогу на имущество организаций (+8,7% в связи с вводом новых объектов и изменением остаточной стоимости недвижимого имущества). При этом поступления по налогу на прибыль организаций сократились на 11,4%, что связано с отрицательным финансовым результатом деятельности предприятий в ряде отраслей экономики в отчетном году. Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2024 году составила 2,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2024 году, по предварительным данным региона, снизились почти на 16% к уровню 2023 года, негативная динамика наблюдается по всем видам трансфертов.
Объем расходов бюджета в 2024 году, по предварительным данным региона, составил 462,9 млрд рублей, что на 16,5% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 64,5% расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на образование (+21,0 млрд рублей), здравоохранение (+15,5 млрд рублей) и социальную политику (+9,8 млрд рублей) в основном в связи с ростом заработной платы работников бюджетной сферы, при этом расходы по ЖКХ сократились на 4,9 млрд рублей в связи с завершением программы по переселению граждан из аварийного жилья. На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2024 году, по предварительной оценке, пришлось 7,5% совокупных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части регионального бюджета на умеренно высоком уровне.
В отчетном году областной бюджет исполнен с профицитом, который по предварительным данным региона составил 8,1 млрд рублей или 1,9% от ННД.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. По данным региона, на 01.01.2025 долг составил 92,6 млрд рублей, что на 14,3% ниже, чем на 01.01.2024 в связи с частичным погашением ряда бюджетных кредитов, а также облигационных займов. Долговая нагрузка снизилась на 5,6 п. п. и составила 21,5% (16,6% без учета ИБК и СКК) в том числе за счет роста ННД. Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 75,5% бюджетными кредитами и на 24,5% облигационными займами. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 0,7% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.08.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Свердловская область |
Глава региона | Куйвашев Евгений Владимирович |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля |
Площадь | 194. 8 тыс.кв. км. |
Численность населения | 4208.7 тыс. человек на 01.01.2025 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 372.8 | 448.5 | 471.0 | 483.8 |
темпы прироста | 3.8% | 20.3% | 5.0% | 2.7% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 375.4 | 397.4 | 462.9 | 529.1 |
темпы прироста | 9.2% | 5.9% | 16.5% | 14.3% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 305.4 | 399.0 | 430.6 | 445.6 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -0.9 | 12.8 | 1.9 | -10.2 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 106.4 | 108.1 | 92.6 | 120.8 |
темпы прироста | 7.0% | 1.6% | -14.3% | 30.4% |
Отношение долга к ННД, % | 34.8 | 27.1 | 21.5 | 27.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Свердловская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 3469.6 | 3972.7 | 4440.1 | 4791.8 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 99.6 | 108.2 | 103.5 | 103.0 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 816.1 | 939.0 | 1053.2 | 1140.5 |
темпы прироста | 13.2% | 15.1% | 12.2% | 8.3% |
Уровень безработицы, % | 3.5 | 2.4 | 2.2 | 2.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 4239.2 | 4222.7 | 4208.7 | 4193.9 |
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения в 2024 году: потоки ослабеваютРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru