Москва, 24 января 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Омской области (далее – область, регион) обусловлен сильным уровнем развития экономики при приемлемом уровне демографического развития и развитом рынке труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Омская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля и сельское хозяйство. В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками и позитивной экономической динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 1,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,2% выше уровня 2023 года. Драйвером экономического роста региона выступала промышленность, за 11 месяцев 2024 года индекс промышленного производства составил 103,1% относительно аналогичного периода 2023 года, положительная динамика зафиксирована во всех секторах промышленности. Наибольший прирост продемонстрировали производства прочих транспортных средств и оборудования (+29,0%), компьютеров, электронных и оптических изделий (+19,1%), напитков (+14,8%), отрасли водоотведения (+26,3%) и распределения газообразного топлива (+17,3%). Умеренный рост показали предприятия нефтепереработки (+4,2%), генерации пара и горячей воды (+3,9%), химической индустрии (+2,1%). Кроме того, увеличился оборот розничной торговли на 7,0% и объем платных услуг населению на 3,7%. Также за данный период отмечена положительная динамика ввода в действие общей площади жилых домов (+16,9%). По итогам 2025 года объем ВРП прогнозируется регионом с ростом в сопоставимых ценах на 1,3% до 1,3 трлн рублей, в т.ч. прирост промышленного производства на 1,6 % к уровню 2024 года.
Позитивное влияние на рейтинговую оценку также оказал высокий уровень ВРП на душу населения, по расчетам агентства, значение данного показателя по итогам 2024 года увеличилось на 12,5% в действующих ценах к уровню 2023 года и составило 636,6 тыс. рублей. По оценке региона, среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 14,4% к уровню 2023 года и составили 46,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,7 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 3,4. По итогам 2025 года регионом ожидается рост среднедушевых денежных доходов населения на 10,9% до 51,8 тыс. рублей при установленной величине прожиточного минимума 15,4 тыс. рублей.
Приемлемый уровень демографического развития и развитый рынок труда. По предварительным данным региона, численность населения области по состоянию на 01.01.2025 составила 1802,5 тыс. человек. Наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения составила 2,6%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком населения. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2024 года данный показатель оценивается регионом на уровне 3,1 %, что на 0,5 п. п. ниже, чем в 2023 году.
Инвестиционный климат региона оценивается сдержанно. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2024 года, по оценке региона, сложился на уровне 222,0 млрд рублей, что в действующих ценах на 6,5% выше уровня 2023 года. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно низком уровне и составило 20,0%, что оказало давление на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. В 2024 году в регионе реализован ряд крупных инвестиционных проектов, в т.ч. введены в эксплуатацию распределительный центр для торговых сетей, завод по производству металлоконструкций для нефтегазовой отрасли, а также проведена модернизация производственных мощностей и производств. На территории области действует особая экономическая зона «Авангард», где в декабре 2024 года заработал первый завод. По итогам 2025 года регион прогнозирует рост объема инвестиций до 238,9 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов областного бюджета за отчетный год, по предварительным данным региона, увеличился на 4,3% и составил 151,9 млрд рублей, что связано с ростом поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления по ННД за 2024 год увеличились на 6,6% и составили 107,5 млрд рублей (70,8% всей доходной части бюджета). Положительная динамика ННД обусловлена ростом поступлений по НДФЛ (+22,2 % в связи с ростом фонда заработной платы), налогу на имущество организаций (+21,3% из-за модернизации основных средств) и акцизам по подакцизным товарам (+14,4% в основном за счёт роста поступлений по акцизам на пиво). При этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 18,9% (в т.ч. из-за отмены с 01.01.2023 года действия института КГН, снижения поступлений по банковскому сектору экономики, проведения зачетов на единый налоговый счет сумм переплаты по уточненным налоговым декларациям). Диверсификация налоговой базы региона оказывает умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в 2024 году, по предварительным данным региона, приходилось 24,9% налоговых доходов, на крупнейшего налогоплательщика – 9,9% налоговых доходов. Объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за отчётный год сложился на уровне 2023 года и составил 43,4 млрд рублей. Наибольший прирост за отчётный год отмечен по дотациям (+24,0%) и субвенциям (+4,9%), при этом наблюдалось снижение по субсидиям на 4,3% (в основном за счет уменьшения субсидий на ликвидацию несанкционированных свалок и передачи части полномочий Социальному фонду России) и по иным межбюджетным трансфертам на 54,4% (за счет снижения поступлений на финансирование дорожной деятельности; на финансовое обеспечение (возмещение) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур).
Расходы областного бюджета за 2024 год, по предварительным данным региона, приросли на 2,8% относительно 2023 года и составили 160,0 млрд рублей. Существенный рост отмечен по расходам на образование (+8,6 млрд рублей из-за роста заработной платы, строительства общеобразовательной школы) и социальную политику (+1,7 млрд рублей, в т.ч. из-за увеличения расходов на предоставление мер социальной поддержки участникам СВО, финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводковой ситуации в области). При этом наибольшее сокращение расходов сложилось по расходам на национальную экономику (-6,1 млрд рублей в основном за счет уменьшения расходов в рамках реализации инфраструктурных проектов). Гибкость расходной части бюджета оценивается сдержанно: доля капитальных расходов в совокупных расходах бюджета в отчётном году составила 6,8%, при этом в среднем за последние три года капрасходы более чем на 50% были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
По итогам 2024 года дефицит областного бюджета, по предварительным данным региона, составил 8,1 млрд рублей или 7,6% от ННД, за вычетом бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) и остатков средств на счетах дефицит бюджета составил 3,9 млрд рублей или 3,7% от ННД и был покрыт за счет кредитов коммерческих банков.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона за 2024 год увеличился на 7,3% и составил на 01.01.2025 73,4 млрд рублей, увеличение произошло за счет привлечения банковских кредитов. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 68,3% (без учета ИБК, специальных казначейских кредитов долговая нагрузка составила 62,2%). В структуре долга на 01.01.2025 наибольший удельный вес занимают бюджетные кредиты – 64,6%, на долю кредитов коммерческих банков и облигационных займов приходится 30,6% и 4,8% соответственно. Преобладание в отчетном году в долговом портфеле бюджетного долга способствовало низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,9%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. График погашения долговых обязательств оказывает давление на рейтинговую оценку, т.к. доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2025 составляет порядка 30%, в течение 13–24 месяцев – порядка 20%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.08.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Омская область |
Глава региона | Виталий Павлович Хоценко |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная |
Площадь | 141,1 тыс. кв. км |
Численность населения | 1802,5 тыс.человек (на 01.01.2025) |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 137.07 | 145.60 | 151.90 | 158.1 |
темпы прироста | 8.1% | 6.2% | 4.3% | 4.1% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 142.3 | 155.7 | 160.0 | 158.6 |
темпы прироста | 10.1% | 9.4% | 2.8% | -0.9% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 92.3 | 100.9 | 107.5 | 116.7 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -5.7 | -10.0 | -7.6 | -0.5 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 57.3 | 68.4 | 73.4 | 71.9 |
темпы прироста | 25.1% | 19.4% | 7.3% | -2.1% |
Отношение долга к ННД, % | 62.1 | 67.8 | 68.3 | 61.6 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 947.1 | 1032.6 | 1152.4 | 1326.9 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 105.9 | 101.9 | 102.2 | 101.3 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 514.2 | 565.8 | 636.6 | 738.5 |
темпы прироста | 20.5% | 10.0% | 12.5% | 16% |
Уровень безработицы, % | 5.3 | 3.6 | 3.1 | 3.2 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 1832.1 | 1818.1 | 1802.5 | 1791.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения в 2024 году: потоки ослабеваютРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru