Рейтинговые действия, 10.01.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Пермского края на уровне ruA+

Москва, 10 января 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем инвестиционного климата, демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, высокой сбалансированностью бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.

Пермский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь.  Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.

Обоснование рейтинга

Регион имеет высокий уровень развития экономики. Номинальный объем ВРП, по оценке региона, за 2024 год (далее – отчетный год) составил 2,4 трлн рублей, индекс физического объема ВРП в постоянных ценах составил 103,6%. Драйвером экономического роста региона выступала промышленность – за 10 месяцев 2024 года индекс промышленного производства составил 106,4% относительно аналогичного периода 2023 года, в том числе положительную динамику продемонстрировали добывающий сектор (+1,1%), обрабатывающая промышленность (+9,7%) и энергетический комплекс (+18,6%). Позитивная динамика в обрабатывающих производствах обусловлена значительным ростом объемов производства и отгрузки продукции отраслей оборонно-промышленного комплекса и ведущей отрасли промышленности региона – химического производства (+15,4%). Кроме того, поддержку ВРП оказал внутренний потребительский спрос (за январь-октябрь 2024 года оборот розничной торговли составил 104,5% к соответствующему периоду 2023 года, оборот общественного питания – 108,0%). Объем ВРП по итогам 2025 года регионом прогнозируется с ростом в сопоставимых ценах на 3,6%.

Позитивное влияние на рейтинговую оценку в отчетном году оказал уровень ВРП на душу населения, по расчетам агентства, рост данного показателя составил порядка 10% в действующих ценах до 1,0 млн рублей. Согласно прогнозу социально-экономического развития Пермского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, по итогам 2024 года среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 8,0% и составили 49,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума была установлена в размере 14,2 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году составило 3,5.

Край характеризуется умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами. Регион имеет высокую численность населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата), по оценке региона, составила 2486,5 тыс. человек, при этом за последние три года численности населения региона сократилась на 1,5%. Отрицательная динамика населения обусловлена как естественной убылью населения, так и миграционным оттоком. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2024 год, показатель сократился на 0,4 п. п. и по оценке региона составил 2,4%. В среднем за август-октябрь 2024 года безработица составила 2,1%. Особая нехватка кадров наблюдается в базовых секторах экономики. В регионе сложился дефицит кадров, который является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития.

Инвестиционный климат в регионе оценивается на умеренном уровне. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал, по оценке региона, увеличился на 15,1% в сопоставимых ценах и составил 600,8 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило порядка 22%. Максимальный вклад пришелся на базовые отрасли экономики – «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». Инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. На территории региона действуют 2 территории опережающего развития – «Чусовой» и «Нытва», а также особая экономическая зона «Пермь», которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов на территории региона.

Сбалансированность бюджета региона находится на высоком уровне. По итогам 11 месяцев 2024 года доходы регионального бюджета увеличились на 2,0% относительно аналогичного периода отчетного года, в том числе ННД приросли на 8,2%, при этом межбюджетные трансферты сократились на 33,4%. По всем бюджетообразующим налогам наблюдается положительная динамика за исключением налога на прибыль организаций (-10,4%), что связано с перераспределением налоговой базы, сложившейся по итогам реорганизации крупного налогоплательщика, а также со снижением финансового результата в текущем году по отдельным налогоплательщикам. Наиболее положительная динамика наблюдалась по НДФЛ (+21,8%) в основном в связи с увеличением фонда оплаты труда, УСН (+33,5%) – с увеличением налоговой базы, а также по налогу на имущество организаций (+15,8%) – переоценкой объектов недвижимости. В структуре межбюджетных трансфертов снижение наблюдалось по дотациям (-41,7%), субсидиям (-37,1%) и иным межбюджетным трансфертам (-36,7%), при этом субвенции продемонстрировали положительную динамику (+4,8%). Сокращение дотаций вызвано в первую очередь снижением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (-34,9%), кроме того, в 2024 году региону не было предусмотрено предоставление дотаций на частичную компенсацию расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, которая была предоставлена в 2023 году. Сокращение субсидий связано с передачей части полномочий Социальному фонду России. По иным межбюджетным трансфертам снижение произошло в основном за счет сокращения межбюджетных трансфертов на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства. По итогам 2024 года, по оценке региона, рост поступлений ННД составил 8,1%, сокращение межбюджетных трансфертов составило 30,5%, в результате чего доля ННД в общем объеме доходов увеличилась до 88,1%. Доходная часть краевого бюджета подвержена умеренным рискам – на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2023 году приходилось 30,9% налоговых доходов, а на долю крупнейшего – 10,9%.

Расходы краевого бюджета за 11 месяцев 2024 года сократились на 3,4% относительно аналогичного периода прошлого года. Отрицательная динамика наблюдалась по расходам на национальную экономику (-19,4%) в связи со снижением расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства, ЖКХ (-23,6%) – с завершением программы переселения граждан из аварийного жилья, а также на культуру и кинематографию (-14,6%) – с сокращением затрат на строительство объектов общественной инфраструктуры регионального значения. По итогам 2024 года, по оценке региона, расходы бюджета увеличатся на 6,3% г/г. Гибкость расходной части бюджета оценивается позитивно, по оценке региона, доля капитальных расходов в отчетном году составила 20,3% и в номинальном выражении увеличилась на 25,5% к уровню 2023 года. Капитальные расходы в регионе финансируются в основном за счет собственных средств бюджета.

Последние три года региональный бюджет исполнялся с дефицитом, по оценке региона, в 2024 году дефицит бюджета составил 12,4 млрд рублей или 5,7% от ННД, который был покрыт в основном за счет инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК) и остатков средств на счетах бюджета.

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2025 долг региона составил 27,4 млрд рублей, что на 0,8% ниже, чем на 01.01.2024. Долговая нагрузка в 2024 году снизилась на 1,1 п. п. и на отчетную дату составила 12,6%, а без учета ИБК и специального казначейского кредита – 6,2%. Долг на отчетную дату состоял на 100% из бюджетных кредитов. Наличие в долговом портфеле только бюджетных кредитов обусловило невысокий уровень расходов, в отчетном году на его обслуживание было направлено 0,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пермского края был впервые опубликован 09.09.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.07.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024