Москва, 25 февраля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный. По рейтингу установлен статус «под наблюдением», что означает высокую вероятность рейтинговых действий в ближайшем будущем.
Установление статуса «под наблюдением» связано с задержкой поступления средств от региона в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, что может привести к ухудшению финансового состояния частного партнера и проблемам с исполнением им своих обязательств. Агентство будет отслеживать статус поступлений, в связи с чем установлен статус «под наблюдением».
Рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренно высоким уровнем демографического развития и рынка труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокий уровень ВРП и ВРП на душу населения, положительная динамика численности населения, высокий уровень отношения инвестиций в основной капитал к ВРП, гибкость расходной части бюджета. Давление оказывает умеренно низкая численность населения и диверсификация налоговой базы.
Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая составляет более половины ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, железной руды, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,2% выше уровня 2023 года. За 2024 год индекс промышленного производства составил 108,5% к уровню 2023 года. Положительное влияние на рост промышленного производства оказали добыча полезных ископаемых (+9,8% г/г) и обрабатывающие производства (+5,6% г/г). В регионе отмечен рост объема добычи угля (+55,7%) и металлических руд (+7,1%). Также отмечен прирост оборота розничной торговли на 6,0%, ввода в действие общей площади жилых домов (+6,7%). По итогам 2025 года объем ВРП прогнозируется регионом с ростом в сопоставимых ценах на 3,1% до 2,8 трлн рублей, промышленного производства – на 3,1% к уровню 2024 года.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 15,7% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился в размере 2,6 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на высоком уровне и составило 3,1. По оценке региона, среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 11,1% и составили 76,6 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 23,3 тыс. рублей. По итогам 2025 года, регионом ожидается рост доходов населения на 7,7% до 82,5 тыс. рублей при установленной величине прожиточного минимума 26,8 тыс. рублей.
Умеренно высокий уровень демографического развития и рынка труда. Регион имеет умеренно низкую численность населения, которая, по предварительным данным Росстата, на 01.01.2025 составила 1007,1 тыс. человек. В республике сохраняется естественный прирост населения: за последние три года прирост численности составил 0,9%. Безработица по итогам 2024 года, по оценке региона, составила 5,5%, что на 0,2 п. п. ниже, чем в 2023 году.
Инвестиционный климат оценивается на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал оценивается регионом за 2024 год на уровне 781,0 млрд рублей, что на 4,8% выше уровня предыдущего года в действующих ценах. По данным Росстата, объем инвестиций за январь-сентябрь прирос на 3,3% в сопоставимых ценах и сложился на уровне 476,1 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 31,8%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как низкая. В 2024 году в республике были введены в эксплуатацию четыре обогатительных фабрики на Эльгинском угольном месторождении, завершилось строительство Тихоокеанской железной дороги. На территории региона действуют территории опережающего развития, промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета, по данным отчёта об исполнении бюджета на 01.01.2025, за отчетный год снизился на 6,0% и составил 331,1 млрд рублей, из которых 61% приходилось на налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД). Доля ННД в доходах бюджета за 2024 год снизилась на 3,7 п. п., что вызвано снижением поступлений по ННД на 11,4% до 201,9 млрд рублей. Наблюдалось сокращение поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (-28,7%, в связи с высоким уровнем поступлений в 2023 году вследствие уточненных налоговых деклараций и изменений в Налоговом кодексе РФ), налогу на прибыль организаций (-19,3% из-за роста налоговой базы в 2023 году в части налогообложения курсовых разниц), налогу на имущество организаций (-10% из-за возврата переплаты крупнейшему налогоплательщику). При этом увеличились поступления по НДФЛ на 19,7% (из-за роста полученных дивидендов и фонда оплаты труда по крупнейшим добывающим предприятиям). Диверсификация налоговой базы региона оценивается негативно, т. к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2024 году, по предварительной оценке региона, составила 14,8% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 49,4% налоговых доходов республиканского бюджета.
Безвозмездные поступления от других бюджетов за отчетный год, по данным отчёта об исполнении бюджета на 01.01.2025, остались почти на уровне 2023 года и составили 103,0 млрд рублей. По состоянию на отчётную дату поступления по дотациям и субвенциям показали рост на 10,4% и 26,0% соответственно, при этом снижение отмечено по иным межбюджетным трансфертам (-49,6%) и субсидиям (-14,8%). Рост поступлений по дотациям связан с увеличением поступлений на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличение поступлений по субвенциям произошло в основном из-за роста поступлений на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений и пожарной безопасности и тушение лесных пожаров. Снижение субсидий обусловлено преимущественно сокращением поступлений на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения, на создание новых мест в общеобразовательных организациях, а также в связи с сокращением поступлений на реализацию региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения. Опережающие поступления иных межбюджетных трансфертов по реализации планов социально-экономического развития центров экономического роста в 2023 году способствовали снижению поступлений данного вида межбюджетных трансфертов в 2024 году.
Объем расходов региона за 2024 год, по данным отчёта об исполнении бюджета на 01.01.2025, снизился на 1,0% по сравнению с 2023 годом и составил 351,9 млрд рублей. Существенное снижение зафиксировано по расходам на ЖКХ (-15,1 млрд рублей из-за снижения финансирования из федерального бюджета на объекты капстроительства и на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) и здравоохранение (-1,3 млрд рублей в связи с завершением капстроительства объектов здравоохранения), при этом наибольший прирост отмечен по расходам на образование (+5,8 млрд рублей, в основном из-за увеличения заработной платы работников бюджетной сферы). Капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году снизились на 22,7% и составили 41,6 млрд рублей, при этом доля капрасходов в совокупных расходах регионального бюджета составила 11,8%, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне.
В отчётном году бюджет был исполнен с дефицитом в объеме 20,8 млрд рублей или 10,3% от ННД, на покрытие которого были направлены остатки средств на счетах и бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК).
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2024 год увеличился на 5,4% и составил 55,2 млрд рублей. Рост долговых обязательств связан с привлечением ИБК и с увеличением объёма предоставленных госгарантий. Долговая нагрузка увеличилась на 4,4 п. п. и составила 27,3% (без учета ИБК и специального казначейского кредита долговая нагрузка составила 22,8%). В структуре долга по-прежнему преобладают облигационные займы с долей 41,0%, удельный вес государственных гарантий – 30,5% и 28,5% приходится на бюджетные кредиты из федерального бюджета. Расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 1,1% от ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к банковским и казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА–
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.09.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Республика Саха (Якутия) |
Глава региона | Айсен Сергеевич Николаев |
Основные отрасли экономики региона | Добыча полезных ископаемых, строительство, транспортировка и хранение |
Площадь | 3 083,5 тыс. кв. км. |
Численность населения | 1007,5 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 319.6 | 352.4 | 331.1 | 329.3 |
темпы прироста | -0.4% | 10.2% | -6.0% | -0.6% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 330.0 | 355.5 | 351.9 | 332.0 |
темпы прироста | 14.7% | 7.7% | -1.0% | -5.6% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 161.2 | 227.9 | 201.9 | 219.2 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -6.4 | -1.4 | -10.3 | -1.3 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 48.6 | 52.4 | 55.2 | 73.5 |
темпы прироста | 6.7% | 7.7% | 5.4% | 33.1% |
Отношение долга к ННД, % | 30.1 | 23.0 | 27.3 | 33.5 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Саха (Якутия)
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 2025.0 | 2226.4 | 2588.3 | 2830.5 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 104.0 | 102.0 | 103.2 | 103.1 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 2029.7 | 2227.3 | 2576.5 | 2792.2 |
темпы прироста | 20.5% | 9.7% | 15.7% | 8.4% |
Уровень безработицы, % | 6.5 | 5.7 | 5.5 | 5.4 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 997.6 | 1001.7 | 1007.5 | 1019.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Саха (Якутия)
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Миграция населения в 2024 году: потоки ослабеваютЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru