Рейтинговые действия, 24.02.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Магаданской области на уровне ruВВВ+ и изменил прогноз на стабильный

Москва, 24 февраля 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruBBB+ и изменило прогноз на стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruВВВ+ с развивающимся прогнозом.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу на стабильный обусловлено стабилизацией бюджетных показателей региона, в том числе снизилась долговая нагрузка, улучшилась оценка бюджетного сальдо.

Рейтинг кредитоспособности Магаданской области (далее – регион, область) обусловлен сдержанным уровнем развития экономики и приемлемым инвестиционным климатом, ограниченным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, приемлемым уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокая диверсификация налоговой базы, положительное влияние оказывают высокие среднедушевые денежные доходы населения относительно величины прожиточного минимума.

Магаданская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.

Обоснование рейтинга

Сдержанный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 489,6 млрд рублей, что на 1,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост объема промышленного производства (+5,8% г/г), розничной торговли (+11,7%) и объема платных услуг (+1,5%). Промышленное производство в регионе выросло благодаря добывающему сектору, где объем производства вырос на 7,9% на фоне роста добычи золота и благоприятной цены на него.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 3,7 млн рублей, что преимущественно обусловлено низкой численностью населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году, по оценке региона, составили 126,7 тыс. рублей, что на 13,9% выше уровня 2023 года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,5, что оказало поддержку рейтинговой оценки.

Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Регион имеет низкую численность населения, которая по данным Росстата на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 133,9 тыс. человек и за последние три года снизилась на 1,5% на фоне естественной и миграционной убыли населения. Безработица находится на низком уровне: по итогам 2024 года регион оценивает значение показателя не выше 3,0%. На рынке труда региона широко представлен вахтовый метод работы.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году, по оценке региона, составил 97,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах превысило уровень предыдущего года на 0,2%. Сдержанная динамика обусловлена высокой базой 2023 года на фоне активной фазы реализации ряда крупных проектов, при этом в 2024 году сложившийся объем вложений также был поддержан инвестициями в такие проекты, как: внедрение традиционного флотационного обогащения на Наталкинской золотоизвлекательной фабрике, строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий международного аэропорта Магадан, строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 22,2%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается на умеренно низком уровне.

Приемлемый уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 72,1 млрд рублей, что на 30,3% выше показателя 2023 года в связи с ростом объема налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) (+46,6%) при снижении объема межбюджетных трансфертов на 5,0%. Доля ННД в доходах на этом фоне увеличилась на 8,5 п. п. и составила 76,0%. Рост ННД в 2024 году связан с позитивными результатами в ключевой для региона горнодобывающей отрасли на фоне роста цен реализации драгметаллов и добычи золото, которые в значительной степени обусловили прирост поступлений налога на прибыль организаций (+76,7%), НДПИ (+62,7%) и НДФЛ (+21,6%). В структуре межбюджетных трансфертов отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением субсидий, которые показали рост на 71,5% в связи с увеличением субсидий на модернизацию инфраструктуры общего образования, создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста.

Диверсификация налоговой базы оценивается умеренного негативно: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2024 году составила 14,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 51,0% налоговых доходов бюджета.

Объем расходов бюджета в 2024 году составил 70,7 млрд рублей, что на 16,5% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 49,7% расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на ЖКХ (+2,7 млрд рублей, в том числе в связи увеличением субсидии для организации завоза топливно-энергетических ресурсов), национальную экономику (+2,2 млрд рублей, в том числе в связи с увеличением расходов за счет средств федерального бюджета на строительство объекта «Морской туристический центр») и образование (+3,8 млрд рублей в связи с выделением дополнительных средств на выплаты работникам сферы, модернизацию и строительство школ), при этом значительно сократились расходы на физическую культуру и спорт (-2,7 млрд рублей в связи с завершением строительства ФОК «Президентский»). Объем капитальных расходов в 2024 году вырос на 16,4% к уровню 2023 года и составил 12,5 млрд рублей, их доля в структуре расходов составила 17,7% совокупных расходов бюджета, при этом в 2024 году почти половина капрасходов была профинансирована за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В 2022-2023 годах региональный бюджет исполнялся с дефицитом, по итогам 2024 года региональный бюджет исполнен с профицитом, который составил 3,6 млрд рублей или 6,4% от ННД.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2025 долг составил 17,9 млрд рублей, что на 11,3% ниже, чем на 01.01.2024 в связи с погашением части банковских и бюджетных кредитов. На фоне снижения долга и существенного роста ННД долговая нагрузка снизилась до 31,7% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов снизилась до 29,0%) или на 20,7 п. п. относительно предыдущей отчетной даты. Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 79,3% бюджетными кредитами, на 16,8% облигационными займами и 3,9% банковскими кредитами. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 1,5% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Магаданской области был впервые опубликован 11.04.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.09.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеМагаданская область
Глава регионаНосов Сергей Константинович
Основные отрасли экономики регионаДобыча полезных ископаемых; Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
Площадь462.5 тыс. кв. км
Численность населения133.9 тыс. человек на 01.01.25

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.47.457.074.369.5
темпы прироста-8.4%20.3%30.3%-6.4%
Расходы бюджета, млрд руб.52.160.770.771.3
темпы прироста1.8%16.5%16.5%0.9%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.31.838.556.456.5
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД-14.9-9.56.4-3.1
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.18.020.217.920.4
темпы прироста47.6%12.3%-11.3%13.9%
Отношение долга к ННД, %56.652.431.736.0

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель202220232024 оценка2025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей315.9406.6489.6522.4
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %92.3108.0101.5102.6
ВРП на душу населения, тыс. руб.2338.23038.03663.53935.0
темпы прироста-0.2%29.9%20.6%7.4%
Уровень безработицы, %4.13.43.03.1
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.134.3133.4133.9131.6

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A105NT6
RU000A106YE3

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Без лишних оков: снижение требований к инфраструктуре может удешевить перелеты

Известия

Какие именно изменения необходимы, чтобы сделать путешествия доступнее
02.02.2025

Водные данные: на модернизацию объектов водоснабжения выделят 1,4 млрд рублей

Известия

С чем связаны проблемы регионов и хватит ли этих средств
29.12.2024

Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024