Рейтинговые действия, 18.08.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Магаданской области на уровне ruВВВ+

Москва, 18 августа 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Магаданской области (далее – регион, область) обусловлен сдержанным уровнем развития экономики и приемлемым инвестиционным климатом, ограниченным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, приемлемым уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывает слабая диверсификация налоговой базы, положительное влияние оказывают высокие среднедушевые денежные доходы населения относительно величины прожиточного минимума, расходная гибкость бюджета.

Магаданская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.

Обоснование рейтинга

Сдержанный уровень развития экономики.  Регион имеет низкие размерные характеристики экономики: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 517,6 млрд рублей, что на 4,0% выше уровня 2024 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост объема промышленного производства (+5,8%), розничной торговли (+11,7%) и объема платных услуг (+1,5%). Промышленное производство в регионе выросло благодаря добывающему сектору (+7,9%) на фоне роста добычи золота и благоприятной цены на него. В текущем году позитивные тенденции сохраняются: за январь-май 2025 года промышленное производство выросло на 10,9% к аналогичному периоду 2024 года и было поддержано добычей полезных ископаемых (+13,7%) в части металлических руд (на 8,1%, в том числе золота на 12,8%) и угля (+7,4%). По итогам года регион ожидает объем ВРП в размере 571,1 млрд рублей (+0,4% к уровню 2024 года в сопоставимых ценах).

ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 3,9 млн рублей, что преимущественно обусловлено низкой численностью населения. По итогам 2025 года показатель составит 4,3 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году составили 125,9 тыс. рублей, что на 13,0% выше уровня 2023 года. По итогам 2025 года регион ожидает увеличения среднедушевых доходов населения до 141,4 тыс. рублей, при величине прожиточного минимума 30,9 тыс. рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,4, что оказало поддержку рейтинговой оценке.

Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Регион имеет низкую численность населения, которая по данным Росстата на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 134,5 тыс. человек и за последний год выросла на 0,9% (в предыдущие годы наблюдалось сокращение численности населения) за счет миграционного прироста, превысившего естественную убыль населения. Безработица находится на низком уровне: по итогам 2024 года показатель составил 2,6%, по итогам 2025 года регион ожидает показатель на уровне 2,0%. На рынке труда региона широко представлен вахтовый метод работы.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году составил 100,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах превысило уровень предыдущего года на 2,8%. За первый квартал текущего года инвестиции снизились на 13,6% к аналогичному периоду, что связано с завершением реализации ряда крупных проектов (в том числе завершением строительства нового терминала аэропорта Магадана, флотационной фабрики, завода по производству реэтифированного рыбного жира) и плановым снижением показателей добычи серебра, свинца и меди. По итогам года регион закладывает снижение объема инвестиций в основной капитал до 86,5 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 22,2%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается на умеренно низком уровне.

Приемлемый уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 72,1 млрд рублей, что на 30,3% выше показателя 2023 года в связи с ростом объема налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) (+46,6%) при снижении объема межбюджетных трансфертов на 5,0%. Доля ННД в доходах на этом фоне увеличилась на 8,5 п. п. и составила 76,0%. За 6 месяцев текущего года ННД увеличились в 1,8 раза к аналогичному периоду 2024 года, наибольший вклад в динамику дали налог на прибыль организаций (рост в 2,2 раза) и НДПИ (рост в 2,8 раза). Рост налога на прибыль и НДПИ обусловлен увеличением цен на реализуемые драгметаллы, увеличением добычи золота, особенностями налогообложения участников РИП, а также переходом отдельных крупных организаций с ЕСХН на ОСН (уплатой авансов по налогу на прибыль) и законодательными изменениями в сторону увеличения отчислений НДПИ. Межбюджетные трансферты снизились на 26,2% на фоне сокращения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ (входящих в состав ДФО), модернизацию инфраструктуры общего образования, на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных покрытий. По итогам года регионом ожидается рост доходов на 7,7% к уровню 2024 года до 80 млрд рублей, ННД вырастут на 17,2%, и их доля в доходах составит 82,7%.

Диверсификация налоговой базы оценивается умеренного негативно: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2024 году составила 14,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 60,0% налоговых доходов бюджета.

Объем расходов бюджета в 2024 году составил 70,7 млрд рублей, что на 16,5% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 49,7% расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на ЖКХ (+2,7 млрд рублей), национальную экономику (+2,2 млрд рублей) и образование (+3,8 млрд рублей), при этом значительно сократились расходы на физическую культуру и спорт (-2,7 млрд рублей). Объем капитальных расходов в 2024 году вырос на 16,4% к уровню 2023 года и составил 12,5 млрд рублей, их доля в структуре расходов составила 17,7% совокупных расходов бюджета (за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета профинансировано менее половины капрасходов). За 6 месяцев текущего года расходы выросли на 27,5% к аналогичному периоду 2024 года, в денежном выражении наибольший прирост показали расходы на национальную экономику (+3,8 млрд рублей в связи с предоставлением капитальных грантов на строительство объектов в рамках заключенных концессионных соглашений), ЖКХ (+2,6 млрд рублей за счет увеличения финансирования мероприятий по северному завозу), здравоохранение (1,3 млрд рублей в связи с выделение дополнительных средств бюджета на погашение просроченной кредиторской задолженности организаций). По итогам года регион ожидает увеличение расходов на 16,3% к уровню 2024 года до 82,2 млрд рублей, доля расходов капитального характера составит 18,3% всех расходов.

По итогам 2024 года региональный бюджет исполнен с профицитом, который составил 3,6 млрд рублей или 6,4% от ННД. На 2025 год регион закладывает дефицит бюджета 2,3 млрд рублей или 3,4% от ННД, который будет покрыт в основном за счет коммерческого долга.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2025 долг составил 17,9 млрд рублей, что на 11,3% ниже, чем на 01.01.2024, в связи с погашением части банковских и бюджетных кредитов. На фоне снижения долга и существенного роста ННД долговая нагрузка снизилась до 31,7% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов снизилась до 29,0%) или на 20,7 п. п. относительно предыдущей отчетной даты. По итогам 2025 года долг увеличится до 20,0 млрд рублей за счет привлечения банковских кредитов и выпуска облигаций на финансирование дефицита, однако долговая нагрузка на фоне опережающего роста ННД снизится до 30,3% (28,1% без учета инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов). Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 79,3% бюджетными кредитами, на 16,8% облигационными займами и 3,9% банковскими кредитами. По итогам 2025 года доля бюджетных кредитов снизится до 65,6%, а доли облигаций и банковских кредитов вырастут до 17,0% и 17,4% соответственно. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 1,5% от ННД, в 2025 году составят 1,2% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Магаданской области был впервые опубликован 11.04.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.02.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеМагаданская область
Глава регионаНосов Сергей Константинович
Основные отрасли экономики регионаДобыча полезных ископаемых; Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
Площадь462.5 тыс. кв. км
Численность населения134,5 тыс. человек на 01.01.25

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.47.457.074.380.0
темпы прироста-8.4%20.3%30.3%7.7%
Расходы бюджета, млрд руб.52.160.770.782.2
темпы прироста1.8%16.5%16.5%16.3%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.31.838.556.466.1
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД-14.9-9.56.4-3.4
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.18.020.217.920.0
темпы прироста47.6%12.3%-11.3%11.8%
Отношение долга к ННД, %56.652.431.730.3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей315.4403.9517.6571.1
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %92.3104.5104.0100.4
ВРП на душу населения, тыс. руб.2334.13017.53863.94256.3
темпы прироста-0.4%29.3%28.1%10.2%
Уровень безработицы, %4.13.42.62.0
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.134.3133.4134.5133.8

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Магаданская область

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A105NT6
RU000A106YE3

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Условия заботы: в приграничье расширили режим свободной экономической зоны

Известия

Как это отразится на бизнес-климате в регионах
10.07.2025

Регионы работают в плюс: бюджеты субъектов РФ обошлись без дефицита

Известия

Данные "Эксперт РА" показывают постепенное замедление экономики в большинстве регионов
04.06.2025

Доходы региональных бюджетов в I квартале выросли на 7,5%

АЭИ Прайм

"Эксперт РА": доходы региональных бюджетов в I квартале выросли на 7,5%
03.06.2025

В России выросли поступления по налогу на прибыль организаций

АЭИ Прайм

Поступления по налогу на прибыль организаций в ряде регионов выросли в I квартале
03.06.2025

Инвестиционное списание разгрузило регионы

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили состояние местных бюджетов
24.02.2025