Москва, 8 августа 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» на уровне ruA+ со стабильным прогнозом.
Рейтинг кредитоспособности АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» обусловлен умеренно положительной оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, сильными рыночными и конкурентными позициями, комфортными показателями маржинальности и долговой нагрузки, высоким уровнем ликвидности и высокой оценкой блока корпоративных рисков.
АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» - материнская компания Группы «АВТОБАН» (далее – Группа, «АВТОБАН», Компания), являющейся одной из крупнейших инфраструктурных строительных компаний, оперирующих на территории РФ, осуществляя преимущественно строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также сопутствующих развязок и мостовых сооружений. На текущий момент крупнейшими проектами Группы являются проектирование и строительство дублёра проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде, реконструкция М-3 «Украина» на участке км 86 – км 124, реконструкция обхода г. Богданович. Крупнейшие проекты за последние три года включают строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), работы на трассах М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-7 «Волга» и М-8 «Холмогоры», проектирование и строительство двух этапов скоростной автомагистрали М-12 Москва — Казань, а также строительство обхода г. Тольятти в составе международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай», а также работы на региональных автодорогах, преимущественно в Западной Сибири.
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН».
Обоснование рейтинга
Умеренно положительная оценка риск-профиля отрасли обусловлена невысокой устойчивостью сектора инфраструктурного строительства к внешним шокам и умеренно высокими барьерами для входа в отрасль. При этом агентство положительно оценивает последовательное развитие рынка инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства, что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в которой они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования. Строительная отрасль характеризуется высокой конкуренцией и, следовательно, небольшими барьерами для входа, что негативно сказывается на отраслевых рисках компании. При этом Компания входит в тройку крупнейших игроков инфраструктурного строительства, что свидетельствует о высоких рыночных позициях Компании и оказывает положительное влияние на рейтинг.
Сильные рыночные и конкурентные позиции. Контрактная база позволяет не снижать текущие масштабы бизнеса на горизонте следующих 3-5 лет с учетом эксплуатационной стадии реализации концессионных проектов. Бэклог компании на конец 2024 года по строительно-монтажным работам и по эксплуатационным работам эквивалентен выручке группы более 3 прогнозных лет, а также подтверждает лидирующие позиции на рынке автомобильного строения по объему контрактной базы. Доля крупнейшего заказчика ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.) около 30% в структуре портфеля заказов компании по итогам 2024 года. Контрактная база характеризуется комфортной диверсификацией проектов, что оказывает дополнительную поддержку рейтинговой оценке.
Комфортная долговая нагрузка. Для целей оценки агентство продолжает деконсолидировать заемное финансирование проектных компаний, работающих в рамках концессионных соглашений, с учетом отсутствия регресса по долговым обязательствам проектных компаний в каком-либо виде на операционные компании. Группа не выступает поручителем по обязательствам проектных компаний, финансирование проекта осуществляется за счет привлечения проектного финансирования исходя из требований концессионного соглашения. Оттоки средств операционных компаний на финансирование проекта ограничены: кроме участия в младшем долге проекта и предоставления поручительств по генеральному подряду по проекту для обеспечения требований банка-гаранта перед проектной компанией, финансирования Группы не предполагается. Агентство отмечает положительный ход реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства (ГЧП), что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в котором они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования, обеспечивая компании исключительную рыночную позицию и конкурентные преимущества. Мажоритарное участие Группы в проектных компаниях-концессионерах позволяет ей обеспечивать лучшие условия генерального подряда, нежели чем если Группа была независимым внешним подрядчиком. Это позволяет ей лучше контролировать уровень рентабельности и получать повышенную долю авансирования, что дает возможность не привлекать дополнительную долговую нагрузку.
На финансовые показатели Группы оказывает влияние волатильность, которая вытекает из-за длительной продолжительности выполняемых работ на объектах и отличающейся рентабельности разных этапов работ, а также особенности учета выручки и себестоимости по строительным контрактам. Агентство оценивает финансовые показатели за пять лет, включая прогнозные периоды, с 2023 по 2027 гг. Компания характеризуется комфортной долговой нагрузкой с учетом деконсолидации долговых обязательств, привлеченных в рамках концессионных соглашений. Отношение долга на 31.12.2024 к EBITDA остается ниже 1,0х и агентство ожидает сохранение показателя по итогам следующих 12 месяцев. Также Компания характеризуется комфортным покрытием процентных платежей, среднее значение EBITDA/годовые процентные платежи на горизонте 2023–2027 гг. составляет около 2,5х.
Высокий уровень ликвидности. Прогнозная ликвидность оценивается положительно, учитывая невысокий объем заимствований вне проектного финансирования и комфортный график погашения кредитных обязательств. Поддержку оказывает диверсифицированный портфель заимствований – портфель инструментов Компании кроме банковского финансирования включает эмиссии облигаций. Группа также имеет существенный объем свободных лимитов по кредитным линиям.
Комфортные показатели рентабельности. Среднее значение рентабельности по EBITDA на горизонте 2023–2027 гг. в составляет около 9%, что является комфортным уровнем с точки зрения методологии. Однако, этот показатель снизился с исторических 15-20% в связи со стартом новых менее рентабельных проектов.
Высокая оценка блока корпоративных рисков. Агентство высоко оценивает прозрачную структуру собственности Компании и информационную транспарентность Компании, связанную с публикацией значительного объема информации в отрытых источниках. В части корпоративного управления Агентство отмечает наличие совета директоров, а также наличие трех независимых директоров в совете директоров. Агентство учитывает последние изменения в структуре акционерного капитала (до 2024 года акционерный капитал был сконцентрирован у единственного собственника, в настоящее время акционерный капитал распределен между двумя акционерами).
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 30.06.2025) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.07.2025) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» принимало участие в присвоении рейтинга, лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о Компании:
Название | АО "Инвестиционная строительная компания АВТОБАН" |
ИНН | 9729278924 |
Отрасль | Строительство (помимо жилищного) |
Отчетность | МСФО |
Аудитор | АО "Кэпт" |
Ключевые финансовые показатели Компании:
Показатель | 2023 | 2024 |
Активы, млн руб. | 199 526 | 210 808 |
Капитал, млн руб. | 42 195 | 45 646 |
Выручка, млн руб. | 151 030 | 123 135 |
Долговые обязательства, млн руб. | 7 169 | 8 127 |
Долг/EBITDA | 0,9 | 0,8 |
EBITDA/%% | 1,2 | 2,2 |
EBITDA margin, % | 5,3 | 8,6 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным АО "Инвестиционная строительная компания АВТОБАН"
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты:
Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru