Москва, 30 апреля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности проектной компании ООО «ГДК Баимская» на уровне ruA+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности проектной компании ООО «ГДК Баимская» (ГДК) обусловлен умеренно низкими рисками проектирования и строительства, умеренно низкими финансовыми рисками, низкими корпоративными рисками и рисками управления проектом и умеренными рисками эксплуатационной стадии.
ГДК является проектной компанией, предметом деятельности которой является реализация инвестиционного проекта «Освоение Баимской площади в части разработки медно-порфирового месторождения «Песчанка», расположенного в Чукотском автономном округе, посредством строительства и эксплуатации Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) для промышленной переработки медно-порфировой руды объемом 70 млн тонн руды в год и производства около 1,2 млн тонн медного сульфидного 28% концентрата в год. Оценочные запасы с учетом доразведочных работ и уточнения границы разделения руд на технологические типы металлов по российской классификации составляют: медь – около 10 млн тонн, молибден – около 260 тыс. тонн, серебро – около 5,8 тыс. тонн, золото – около 560 тонн.
Проект является комплексным, включающим строительство 46 объектов с совокупным объёмом планируемых капитальных затрат около 1 трлн рублей. Среди ключевых его объектов можно выделить: горно-обогатительный комбинат, универсальный морской терминал у мыса Наглейнын (Чаун) мощностью грузооборота около 1,8 – 2 млн тонн в год, всесезонная автомобильная дорога протяженностью около 410 км от ГОК до нового морского порта и проходящая параллельно дорожному полотну одноцепная высоковольтная линия электропередач 330 кВ. Для энергоснабжения ГОК будут использоваться 4 (один из которых будет резервным) модернизированных плавучих атомных энергоблоков (МПЭБ) совокупной мощностью около 424 МВт, расположенных у мыса Наглейнын (Чаун), строительство которых осуществляет отдельно ГК РОСАТОМ за рамками бюджета проекта.
Инвестиционная фаза проекта началась в 2019 году и к 2029-2030 годам планируется запуск обогатительной фабрики в два этапа. На первом этапе (1-й квартал 2029 года) будет осуществлен запуск основной производственной линии, а на втором этапе (1-й квартал 2030 года) планируется завершить механомонтажные работы по второй линии производства с постепенным увеличением производственных мощностей фабрики к 2031 году. Согласно графику проекта первые поставки готовой продукции запланированы на 2029 год.
Обоснование рейтинга
Умеренно низкие риски стадии проектирования и строительства.
«Песчанка» является крупным комплексным золото-медным месторождением, расположенным в Билибинском районе Чукотского автономного округа. Проект характеризуются большим масштабом территории работ и изначально реализуется в условиях отсутствия инфраструктуры, с логистическими ограничениями ввиду непродолжительного периода навигации, а также в суровых климатических условиях.
Проект находится на начальной стадии строительства, общая строительная готовность составляет около 8%, в настоящий момент из 46 планируемых к строительству объектов 6 – введены в эксплуатацию, на 1-м объекте завершены строительно-монтажные работы и 19 – находятся в стадии строительства. Получение всей разрешительной документации находится на финальной стадии. Строительство осуществляется согласно ранее утвержденному в компании графику, что подтверждается результатами мониторинга проекта со стороны технических консультантов проекта. В соответствии с графиком строительства предусмотрен запас по срокам сдачи ГОК, равный 6 месяцам, ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры планируется осуществить до 2028 года, что обеспечивает запас в графике реализации проекта на случай сдвига сроков строительства.
Для поставки оборудования и проведения работ по строительству ГОК (приходится более 30% от капитальных затрат по проекту) в качестве генерального подрядчика выбрана российская компания, созданная крупной международной компанией, которая имеет опыт работы с командой проекта и опыт реализации схожих по технологиям проектов в Китае, Республике Казахстан, Иране и т.д., а также проектов в условиях геополитических ограничений. Агентство оценивает генподрядчика как критически значимого, но оценивает риски вероятности его замены как невысокие. Также для строительства инфраструктурных объектов привлечены подрядчики, имеющие значительный опыт в проектировании и создании подобных объектов. Заключаемые с подрядчиками контракты содержат условия о фиксированной стоимости, банковских гарантиях, банковском сопровождении целевого использования денежных средств, гарантиях возврата авансовых платежей, а также штрафных санкциях за нарушение сроков строительства.
По состоянию на середину 1-го квартала 2025 года законтрактовано более 50% от совокупного бюджета проекта с учетом резервов на непредвиденные расходы или более 60% без учета резервов.
В соответствии с заключением независимого финансово-технического консультанта бюджет проекта оценивается как достаточный и обоснованный для реализации проекта. Кроме того, бюджетом проекта предусмотрены резервы на непредвиденные расходы, совокупный объем которых составляет около 181 млрд рублей, в том числе 50 млрд рублей на курсовую разницу по валютным договорам по проекту, что частично нивелирует риски роста бюджета проекта в результате волатильности валютных курсов по части контрактов с подрядчиками, номинированных в иностранной валюте. В общий резерв (181 млрд рублей) также включены около 115,5 млрд рублей на проектные непредвиденные расходы, дополнительный резерв на курсовую разницу валютной части бюджета проекта, инфляцию и отдельно около 15,5 млрд рублей в качестве непредвиденных расходов по договору с генеральным подрядчиком.
Завершение строительных работ запланировано на 2029 - 2030 годы, при этом первые поставки готовой продукции запланированы на 2029 год.
Учитывая уровень строительной готовности и законтрактованности работ, надежность генерального и основных подрядчиков проекта, а также предусмотренный запас в графике и бюджете строительства на непредвиденные ситуации риски стадии проектирования и строительства оцениваются агентством как умеренно низкие.
Умеренные риски эксплуатационной стадии.
Реализация производимой ГДК готовой продукции будет осуществляться в рамках спотовой торговли и на основании долгосрочных контрактов в соответствующих среднерыночной практике пропорциях 40% на 60%, которые компания планирует заключить ближе к началу эксплуатационной стадии. При этом к настоящему моменту компанией уже получены письма о намерениях от китайских компаний о приобретении 100% готовой продукции. По оценкам привлекаемых к реализации проекта консультантов в период 2029 – 2041 годов в мире будет наблюдаться дефицит медного концентрата. Одновременно с этим отмечается, что добываемый ГДК медный концентрат содержит около 28 % меди, что превышает среднерыночные показатели и показатели тех проектов, которые планируют выйти на мировой рынок в указанный период, а также иные драгоценные металлы (золото и серебро). Перечисленные факторы, по мнению агентства, положительно отразятся на уровне спроса на готовую продукцию ГДК, в частности со стороны китайских компаний, являющихся одними из основных импортеров продукции медного концентрата в мире. Доставка готовой продукции ГДК будет осуществляться с помощью возведенной в рамках проекта инфраструктуры: автотранспортом по круглогодичной автодороге от «Песчанки» до морского терминала Наглейнын (Чаун) с дальнейшей транспортировкой водным транспортом по Северному морскому пути до потребителей из Китая.
Оператором проекта по управлению деятельностью ГОК будет являться сама компания (ГДК), команда которой имеет значительный опыт эксплуатации подобных объектов, в том числе с сопоставимой производственной мощностью.
Агентство отмечает зависимость своевременного запуска проекта от выполнения обязательств по обеспечению энергоснабжения ГК РОСАТОМ за счет создаваемых модернизированных плавучих атомных энергоблоков (МПЭБ). Соответствующее долгосрочное соглашение о поставке электроэнергии на 49 лет между ГДК и ГК РОСАТОМ в настоящий момент находится на стадии подписания. Строительство МПЭБ идет в соответствии с графиком на базе подписанного сторонами предварительного договора поставки электроэнергии, фиксирующего существенные условия основного договора (объемы и сроки поставки электроэнергии, тариф).
Финансовые риски оцениваются как умеренно низкие.
Умеренно низкая оценка структуры источников финансирования проекта. Отношение собственных источников финансирования проекта составляет 20% совокупного бюджета проекта, что соответствует требованиям со стороны кредиторов и оценивается агентством в соответствии с методологией как умеренно низкий уровень. Основная часть собственных средств компании была проинвестирована на стадии разработки и проектирования, ближайшие крупные привлечения акционерного финансирования запланированы с 2026 года с целью соответствия ковенантным требованиям договора синдицированного кредита, заключенного в конце февраля 2025 года, о доле собственного участия в соотношении 20% на 80%. Объем предоставляемого синдицированного кредита составляет 1,23 трлн рублей, из которых около 0,97 трлн рублей выделяются на капитальные расходы проекта. Планируется, что первая выборка заемных средств после выполнения компанией отлагательных условий, предусмотренных договором, должна состояться во 2-м квартале 2025 года, за счет которой в том числе будет погашен имеющийся валютный бридж-кредит.
Приемлемый уровень прогнозной ликвидности. Коэффициент прогнозной ликвидности на горизонте 18 месяцев с начала 2025 года, рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам и расходам на обслуживание долга, составил 1,05, что оценивается агентством как приемлемый уровень. На горизонте 18 месяцев в связи с инвестиционной стадией проекта не предполагается получение операционной выручки, источником обслуживания обязательств и финансирования капитальных расходов выступят кредитные средства, привлекаемые от синдиката банка (специальный транш на уплату процентов банкам-участникам синдиката).
Высокие показатели финансовой состоятельности проекта и умеренно низкая подверженность рыночным рискам. Показатели покрытия обслуживания долговых обязательств остатками на счетах, резервами и денежным потоком соответствуют комфортным уровням: прогнозное минимальное значение обоих показателей обслуживания долга DSCR и ISCR со старта эксплуатации до момента полного погашения долговых обязательств составит 1,3. Погашение обязательств по синдицированному кредиту начнется спустя 1 год после окончательного ввода ГОК в эксплуатацию, полное погашение обязательств по синдицированному кредиту должно состояться в 2040 году.
Значение показателя отношения прогнозных номинальных денежных потоков от проекта накопленным итогом к номинальным обязательствам (включающим обязательства по погашению основного долга и процентов) компании накопленным итогом составило 1,5, что оценивается положительно. При оценке показателей обслуживания долговых обязательств агентством не учитывались погашения займов, полученных от материнской компании, и выплата процентов по ним, поскольку в соответствии с отлагательными условиями договора синдицированного кредита планируется закрепить по таким займам (и задолженности материнской компании ГДК) их субординированный характер, критерии которого позволяют отнести его к квазикапиталу.
Показатели обслуживания долга компании имеют умеренно низкую подверженность рыночным рискам. Синдицированный долг номинирован в рублях и не предполагает переоценки. Синдицированный кредит имеет плавающую ставку с привязкой к ключевой ставке Банка России. При этом отлагательными условиями договора синдицированного кредита предусмотрено заключение договора о субсидировании процентной ставки в рамках Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ, в соответствии с которым в случае превышения ключевой ставки уровня, предусмотренного таким договором, установлена компенсация такого превышения в виде выплаты субсидии со стороны ВЭБ.РФ. Все необходимые решения для оформления такого договора и доведения средств субсидии до его получателя приняты. Также по расчетам агентства финансовая модель проекта позволяет компании исполнить свои обязательства (DSCR не ниже 1) при росте операционных расходов более чем на 35% и при снижении операционных доходов более чем на 17%, что оценивается положительно.
Низкие риски рефинансирования. Средства привлечены на весь срок реализации проекта, необходимость в рефинансировании обязательств компании отсутствует.
Низкие корпоративные риски и риски управления проектом.
Компания характеризуется высоким уровнем управления корпоративными рисками и конфликтом интересов. Агентство также отмечает высокий уровень качества управления проектом. При оценке учитывался значительный опыт руководства и акционеров компании в реализации сопоставимых проектов, привлечение консультантов с высокой репутацией и положительным (в том числе международным) опытом участия в подобных проектах, высокий уровень организации мониторинга проекта и отбора подрядчиков, высокую степень детализации финансовой модели, высокие требования к политике страхования рисков в рамках проекта, систематически осуществляемые PR и GR мероприятия, связанные с проектом.
Оценка внешнего влияния
Агентство выделяет сильный фактор поддержки со стороны государства. Проект является стратегическим в рамках партнерства России и Китая. Также в настоящий момент заключено соглашение в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», предусматривающее налоговые льготы прогнозным объемом около 23 млрд рублей за период 2025 – 2030 годов. Кроме того, планируется включение проекта в механизм СЗПК в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 года № 1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений», предусматривающий стабильность налогового режима для проекта. Финансирование проекта осуществляется с использованием механизма Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ, условия которой включают субсидирование процентных расходов по синдицированному кредиту в случае превышения ключевой ставкой установленного значения.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA-
Оценка внешнего влияния: +2 ступени к ОСК
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен ООО «ГДК Баимская» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные ООО «ГДК Баимская», ООО «Баимская Холдинг», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ГДК Баимская» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ГДК Баимская» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о компании:
Название | ООО "ГДК Баимская" |
ИНН | 7705825797 |
Тип проекта | Не является проектом ГЧП |
Стадия проекта | Проектирование и строительство |
Публичная сторона | Не применимо |
Период эксплуатации | 2029 - 2070 гг. |
Ключевые финансовые показатели по РСБУ:
Показатель, млн рублей | 31.12.24 | 31.12.23 |
Активы | 305 455 | 171 862 |
Капитал | -11 440 | -5 147 |
Выручка | 1 228 | 275 |
Чистая прибыль | -6 293 | -15 006 |
Источник: по данным ООО "ГДК Баимская"
Оценка блоков анализа
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru