Рейтинговые действия, 29.04.2025

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг г. Казани на уровне ESG-АА-

Москва, 29 апреля 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг ESG Муниципального образования города Казани в связи с изменением методологии и подтвердило рейтинг ESG на уровне ESG-АА-, что означает очень высокий уровень реализации и планирования практик в области устойчивого развития. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АА-                 

Муниципальное образование город Казань (далее – Казань, Город) – столица Республики Татарстан, один из крупных экономических, научно-образовательных, культурных центров и древних городов России. По итогам 2024 года население Казани составило 1,32 млн человек – треть всего населения Республики Татарстан. Более 50% от общего объема промышленного производства Города приходится на четыре вида деятельности: производство химических веществ и химических продуктов, обеспечение электрической энергией, газом, паром и кондиционирование воздуха, производство резиновых и пластмассовых изделий, а также производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

Обоснование рейтинга

Блок Environmental (Окружающая среда) оказывает умеренно положительное влияние

E                 

Достаточно высокий уровень детализации и качества реализации экологической стратегии. Рациональное использование природных ресурсов является одной из стратегических целей «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года». В документе детально прописаны основные вызовы и риски, приоритеты, цели и задачи, раскрыты механизмы реализации, установлены целевые показатели по годам, а также дана оценка социально-экономической эффективности. Среди задач по повышению экологической эффективности – увеличение озеленения, охрана водных ресурсов, усиление экомониторинга, повышение ресурсосбережения и энергоэффективности, развитие малой локальной и альтернативной энергетики. Помимо этого, в своих подходах к минимизации негативного воздействия на окружающую среду Город руководствуется «Отраслевой стратегией экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017–2021 годы и на перспективу до 2030 года», а в 2025 году планирует принять стратегию в области устойчивого развития.

Существенное воздействие на атмосферный воздух. В 2023 году уровень загрязнения атмосферы в целом по Городу сохранился высоким. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, увеличились по сравнению с 2022 годом и составили 34,2 тыс. т.

Умеренное воздействие на водную среду. По данным за 2023 год, качество воды в большинстве крупных водных объектов сохранилось на уровне 2022 года: Куйбышевское водохранилище – 3 «б» (очень загрязненная), озеро Средний Кабан – 4 «а» (грязная) и р. Казанка – 4 «б» (грязная). Класс качества вод р. Волги в 4,7 км ниже Казани ухудшился до 3 «б» (очень загрязненная). При этом агентство позитивно оценивает реализацию мероприятий по ликвидации накопленного экологического вреда в части состояния водной среды: проведение завершившейся в 2024 году реконструкции биологических очистных сооружений, а также рекультивации иловых полей биологических очистных сооружений, которую планируется завершить в 2025 году. Кроме того, в 2023 и 2024 гг. 97,3% населения были обеспечены качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, что оказывает поддержку оценке фактора.

Высокий уровень озелененности. За 2022–2023 гг. площадь зеленых насаждений увеличилась на 1,5 п. п., составив 32,7% от общей площади Казани. Город продолжает реализацию программ озеленения, что положительно оценивается Агентством. За период существования внебюджетного муниципального проекта «Зеленый рекорд», стартовавшего в 2012 году, уровень озелененности повысился на 16,7 п. п. В 2024 году на территории Казани посажено 56,0 тыс. деревьев и 41,0 тыс. кустарников.

Приемлемая эффективность системы обращения с отходами. В Городе внедрена дуальная система сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). На сегодняшний день сбор ТКО в городе производится с 10 945 контейнерных площадок, на которых установлено 1 944 сетчатых контейнеров, предназначенных под раздельный сбор, а с 2024 года функционирует специализированный пункт приема 39 фракций. За 2024 год удалось увеличить долю ТКО, отправляемых на вторичную переработку, до 5,1%. Поддержку оценке фактора оказывает реализация программ по экологическому просвещению населения по раздельному накоплению отходов и снижению образования отходов.

Высокий уровень затрат на охрану окружающей среды. За период 2022–2023 гг. (далее также – отчетный период) затраты на охрану окружающей среды увеличились на 43,9% и составили 4,1 млрд руб. В 2023 году Город направил 112,8 млн руб. на охрану окружающей среды, что на 26,9% выше цифры 2022 года и составляет 0,26% всех расходов местного бюджета. Среди ключевых мероприятий, на которые были выделены средства, – содержание и ремонт очистных сооружений, техническое обслуживание станции очистки фильтрата Самосыровского полигона и разработка проектно-сметной документации в рамках расчистки русла реки Ноксы.

Блок Social (Общество) оказывает умеренно положительное влияние

S                 

Высокий уровень доходов населения и низкий уровень безработицы. В 2023 году среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в Казани составила 77,1 тыс. руб., что в 6,3 раза выше величины прожиточного минимума Республики Татарстан. За период 01.01.2023–01.01.2024 уровень безработицы снизился на 0,2 п. п. до 0,3%.

Высокий прирост населения. За отчетный период общий коэффициент естественного прироста населения увеличился на 0,3 п. п., составив 0,9%.

Низкий уровень развития системы здравоохранения. В 2023 году число лечебно-профилактических организаций в Городе сохранилось на уровне 2022 года – 0,7 на 10 тыс. человек населения, а общая численность врачей возросла до 8,0 тыс. (61 на 10 тыс. человек населения). Городом проводятся мероприятия по созданию и обновлению медицинской инфраструктуры, предпринимаются меры по обеспечению финансовой устойчивости системы здравоохранения, ведется подготовка и привлечение кадров.

Достаточно низкий уровень охвата дошкольным образованием. В 2023 году валовой коэффициент охвата дошкольным образованием детей в возрасте 1–6 лет продолжил расти и составил 73,8%. За 2021–2023 гг. коэффициент увеличился на 7,4 п. п. Уровень обеспеченности детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, на 01 января 2024 г. составил 678,8 на 1 000 детей, увеличившись за год на 7,1%. Улучшение показателя связано с вводом ряда дошкольных учреждений в эксплуатацию после капитального ремонта.

Умеренно высокий уровень обеспеченности населения жильем. По итогам 2023 года общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась на 3,3% по сравнению с 2022 годом и составила 28,4 кв. м.

Умеренный уровень развития спорта. В 2023 году число спортивных сооружений составило 2340 (17,8 на 10 тыс. человек населения), увеличившись на 98 единиц. За 2022–2023 гг. численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах снизилась до 195 человек на 10 тыс. человек населения, что обусловлено в том числе изменением критериев и алгоритма подсчета спортсменов, которые переходят с одного этапа спортивной подготовки на другой. В рамках стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2020-2024 годы и на период до 2030 года и муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2018–2024 годы» реализуются программы по устройству спортивных площадок, что оказывает поддержку оценке фактора.

Умеренное развитие сети розничной торговли и общественного питания. За отчетный период количество объектов розничной торговли и общественного питания незначительно снизилось и составило 12,2 тыс. (92,2 шт. на 10 тыс. человек населения). При этом, общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах Города, увеличился на 9,1%, составив 309,5 млрд руб.

Блок Governance (Качество управление) оказывает положительное влияние

G                 

Высокий уровень детализации и качества реализации стратегии социально-экономического развития. В стратегии социально-экономического развития Города до 2030 года (далее – Стратегия) представлен детальный стратегический анализ (конкурентные преимущества, риски, возможности, угрозы), раскрыты цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации, а также проведена оценка согласованности стратегии Казани со стратегией Республики Татарстан и определены имиджевые проекты Казани. Кроме того, агентство положительно оценивает успешное функционирование порядка 2,5 тыс. общественных объединений, обеспечивающих взаимодействие граждан, организаций и органов власти.

Высокий объем отгруженных товаров собственного производства (ООТ) и высокий уровень ООТ на душу населения. За период 2022–2023 гг. ООТ вырос на 8,9%, составив 701,5 млрд руб. ООТ на душу населения по итогам 2023 года достиг 532,8 тыс. руб., увеличившись за год на 8,6%.

Высокий уровень дисциплины исполнения бюджета. Фактическое значение налоговых и неналоговых доходов Казани за 2023 год составило 24,2 млрд руб., или 111,3% к плановым назначениям, что позитивно оценивается агентством. Исполнение расходной части бюджета Города за 2023 год составило 44,1 млрд руб., или 94% к плановым назначениям.

Регуляторное раскрытие

При присвоении рейтинга ESG муниципальному образованию городу Казани применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 20.03.2025).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Исполнительного комитета города Казани, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Инвестиционное списание разгрузило регионы

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили состояние местных бюджетов
24.02.2025

Без лишних оков: снижение требований к инфраструктуре может удешевить перелеты

Известия

Какие именно изменения необходимы, чтобы сделать путешествия доступнее
02.02.2025

Водные данные: на модернизацию объектов водоснабжения выделят 1,4 млрд рублей

Известия

С чем связаны проблемы регионов и хватит ли этих средств
29.12.2024

Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024