Москва, 7 апреля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Волгоградской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики, комфортным уровнем инвестиционного климата, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокая гибкость расходной части бюджета, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, доли налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.
Волгоградская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность). Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП, который за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 1,4 трлн рублей, индекс физического объема ВРП сложился в размере 101,2%. Поддержку ВРП оказал рост промышленного производства (+1,2% к уровню 2023 года), оборота розничной торговли (+6,7%) и объема платных услуг населению (+4,2%). В структуре промышленного производства позитивная динамика наблюдалась в обрабатывающем секторе (+1,9%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+6,2%).
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 1,8% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 572,8 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 16,4% и составили 41,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 7,5% до 13,3 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последний отчетный год составило 3,1, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. По предварительным данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 2434,0 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,4% за счет естественной убыли и миграционного оттока населения. Безработица опустилась до исторически рекордного для региона уровня и по итогам 2024 года, по оценке региона составила 2,4%. Сложившийся в регионе низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что будет ограничивать дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 15,5% в сопоставимых ценах и составил 364,6 млрд рублей. Основой роста инвестиций по итогам 2024 года выступили инвестиции в промышленном секторе, в особенности, в сфере обрабатывающих производств (рост в 1,7 раза). Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 21,0%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность оценивается агентством на умеренно высоком уровне.
Умеренно высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 182,9 млрд рублей, из которых 70,2% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2024 году выросли на 8,3% к уровню 2023 года, наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+26,1% в связи с ростом фонда оплаты труда) и УСН (+33,9% в связи с ростом налоговой базы), при этом поступления снизились по налогу на прибыль организаций (-9,5% в связи с осуществлением возвратов по уточненным декларациям и отсутствием поступлений по КГН) и налогу на имущество организаций (-16,8% в связи с осуществлением возвратов, связанных с признанием объектов движимым имуществом). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2024 году выросли на 2,6% к уровню 2023 года, в том числе вырос объем дотаций (+9,1%), субсидий (+16,9%), при этом снизился объем субвенций (-3,3%) и иных межбюджетных трансфертов (почти в 3 раза в связи с сокращением ряда трансфертов, в том числе на финансирование дорожной деятельности, создание комфортной городской среды и др.)
По оценке региона, в 2024 году 10 крупнейших налогоплательщиков формировали лишь 15,9% налоговых доходов регионального бюджета.
Объем расходов бюджета в 2024 году составил 183,6 млрд рублей, что на 4,9% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 59,9% расходов бюджета. В структуре расходов в большей степени выросли расходы на образование (+5,1 млрд рублей, в связи с повышением заработной платы «указных» категорий работников сферы и проведением капитального ремонта образовательных организаций). Наиболее существенное сокращение наблюдалось по расходам на национальную экономику (-2,1 млрд рублей в связи завершением национального проекта «Экология», и сокращением представленных средств из федерального бюджета по другим направлениям) и ЖКХ (-1,5 млрд рублей в связи с окончанием реализации мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда»). Капитальные расходы формировали только 6,0% всех расходов и были профинансированы в основном за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что негативно оценивается с точки зрения гибкости расходной части бюджета.
По итогам 2024 года региональный бюджет исполнен с дефицитом в размере 0,7 млрд рублей или 0,5% от ННД, который был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК).
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 56,2 млрд рублей, что на 1,0% ниже его размера на 01.01.2024 в связи с погашением облигационных займов и части бюджетных кредитов. Долговая нагрузка снизилась до 43,8% (без учета ИБК и специальных казначейских кредитов снизилась до 37,2%), что на 4,1 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 84,9% бюджетными кредитами и на 15,1% банковскими кредитами. Расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 0,7% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет средства для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.10.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru
Краткая информация о регионе:
Название | Волгоградская область |
Глава региона | Андрей Иванович Бочаров |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства; Торговля оптовая и розничная; Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
Площадь | 112,9 тыс. км2 |
Численность населения | 2434.0 тыс. человек на 01.01.2025 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 157.9 | 172.8 | 182.9 | 188.6 |
темпы прироста | 9.6% | 9.4% | 5.8% | 3.1% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 157.7 | 175.0 | 183.6 | 195.1 |
темпы прироста | 8.8% | 10.9% | 4.9% | 6.3% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 102.9 | 118.6 | 128.4 | 144.7 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 0.2 | -1.8 | -0.5 | -4.5 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 59.7 | 56.8 | 56.2 | 54.7 |
темпы прироста | 4.6% | -5.0% | -1.0% | -2.6% |
Отношение долга к ННД, % | 58.0 | 47.9 | 43.8 | 37.8 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 1208.2 | 1385.0 | 1400.0 | 1487.0 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 104.3 | 108.0 | 101.2 | 102.1 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 486.9 | 562.5 | 572.8 | 612.8 |
темпы прироста | 14.2% | 15.5% | 1.8% | 7.0% |
Уровень безработицы, % | 3.5 | 2.9 | 2.4 | 2.7 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 2470.1 | 2453.9 | 2434.0 | 2419.0 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Миграция населения в 2024 году: потоки ослабевают
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru