Москва, 30 октября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА–, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Саратовской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем инвестиционного климата и демографического развития, умеренно сильным уровнем сбалансированности бюджета, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие значения ВРП и ВРП на душу населения, диверсифицированная структура экономики. Давление оказывает негативная динамика численности населения.
Саратовская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители химических и нефтепродуктов, пищевых продуктов, компьютеров и электронных изделий.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,3 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% выше уровня 2022 года. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+4,9%), строительства (+27,6%), розничным товарооборотом (+8,0%), платными услугами населению (+4,3%). По данным Саратовстата за 9 месяцев текущего года промышленный сектор также демонстрирует положительную динамику (индекс промышленного производства составил 106,1%), которая поддерживается преимущественно увеличением производства в обрабатывающей сфере (+8,4%). Кроме того, за 8 месяцев текущего года вырос оборот розничной торговли и платных услуг до 107,0% и 104,4% соответственно к аналогичному периоду прошлого года. При этом, по данным Саратовстата индекс производства продукции сельского хозяйства за 9 месяцев текущего года составил 99,7%. На 2024 год прогнозируется прирост ВРП в сопоставимых ценах на уровне прошлого года до 1,4 трлн рублей, в т.ч. прирост промышленного производства (+5,7%).
Положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам отчетного года вырос на 7,6% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,5 млн рублей. По итогам текущего года значение данного показателя превысит уровень 2023 года на 9,0% в действующих ценах. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 8,9% и составили 33,0 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,1 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчётный год сложилось на умеренном уровне и составило 2,7. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 12,4% до 37,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,0 тыс. рублей.
Приемлемый уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона находится на умеренно высоком уровне, по данным Росстата по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 2385,2 тыс. человек. За последний год на фоне естественной и миграционной убыли население уменьшилось на 0,8%. Среднегодовой уровень безработицы в области по итогам 2023 года составил 2,7%, что на 0,7 п. п. ниже, чем в 2022 году. По данным Росстата (по методике МОТ) безработица за июнь-август текущего года составила 1,6%. Сложившийся в регионе крайне низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что ограничивает дальнейшее развитие экономики. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,4%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 286,5 млрд рублей, что на 24% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Положительная динамика поддерживается реализацией ряда крупных инвестиционных проектов по ключевым видам экономической деятельности: сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, строительство, обрабатывающая промышленность. По итогам 1 полугодия текущего года объем инвестиций увеличился на 27,6% в сопоставимых ценах и составил 114,3 млрд рублей. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно низком уровне и составило 19,2%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как высокая. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал регионом ожидается на уровне 308,6 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов областного бюджета за отчетный год вырос на 7,2% и составил 175,4 млрд рублей в связи с ростом налоговых и неналоговых доходов бюджета (далее – ННД) на 16,2%. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год составила 64,4%, что выше предыдущего года на 5,1 п. п. По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика. По итогам девяти месяцев текущего года доходы приросли на 8,7% и составили 135,9 млрд рублей в связи с ростом как ННД (+12,1%), так и межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы (+6,9%). Доля ННД в доходах бюджета региона увеличилась на 2,1 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 67,9%, что свидетельствует об умеренно высоком уровне бюджетной автономии. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+19,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+38,6%) (далее – УСН). Рост НДФЛ связан с увеличением фонда заработной платы, а УСН – с улучшением финансового результата субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих данную систему налогообложения. Прирост межбюджетных трансфертов за девять месяцев текущего года поддержан ростом поступлений по всем видам трансфертов, кроме иных межбюджетных трансфертов. Снижение иных межбюджетных трансфертов связано с сокращением поступлений на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. По итогам 2024 года регионом ожидаются поступления ННД в областной бюджет с ростом на 9,2% к уровню 2023 года, межбюджетных трансфертов со снижением на 9,6%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков по итогам отчётного года приходилось 20,1% налоговых доходов бюджета региона, на крупнейшего налогоплательщика 2,5% налоговых доходов.
Расходы региона по итогам отчетного года выросли на 8,7% по сравнению с 2022 годом и составили 177,7 млрд рублей. В структуре расходов региона, как и ранее, преобладала социальная направленность с долей 60,1%. Доля капрасходов в общем объеме расходов снизилась на 2,3 п. п. и сложилась на уровне 7,2%, при этом 65,2% капрасходов профинансированы за счет межбюджетных трансфертов, в связи с чем гибкость расходной части бюджета региона оценивается сдержанно. По итогам девяти месяцев текущего года расходы увеличились на 8,8% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 132,2 млрд рублей. Существенный рост отмечен по расходам на национальную экономику (+8,0 млрд рублей) и образование (+4,6 млрд рублей). Рост расходов на национальную экономику обусловлен преимущественно увеличением расходов по созданию, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети и берегоукреплению Волгоградского водохранилища, а расходов на образование – в связи с выполнением указов Президента РФ. При этом снизились расходы на социальную политику (-0,8 млрд рублей в связи с передачей части полномочий Фонду пенсионного и социального страхования РФ) и ЖКХ (-4,4 млрд рублей из-за снижения ассигнований на переселение граждан из аварийного жилищного фонда). Доля расходов социального блока за девять месяцев текущего года снизилась на 2,0 п. п. до 62,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На 2024 год капрасходы прогнозируются регионом со снижением на 2,0% (г/г), расходы областного бюджета прирастут на 7,2% (г/г).
По итогам 2023 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2,2 млрд рублей или 2,0% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 10,5 млрд рублей или 8,5% от ННД. За вычетом ИБК и остатков денежных средств на счетах дефицит составит 1,9% от ННД и будет покрыт за счет коммерческих заимствований.
Сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона по итогам отчетного года увеличился на 5,4% и составил 62,5 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 5,7 п. п. и составила 55,4% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 48,5%) в связи с опережающим ростом ННД. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета. В структуре долга наибольший удельный вес занимали бюджетные кредиты из федерального бюджета – 96,8% доля облигационных займов – 3,2%. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 6,4% до 66,5 млрд рублей за счет привлечения банковских кредитов. Долговая нагрузка при этом снизится на 1,4 п. п. до 54,0% (без учета ИБК и СКК до 48,7%). По итогам 2024 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов будет составлять 86,7%, банковских кредитов – 13,3% от общего объема долгового портфеля.
Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание долга в 2023 году составили 0,4% от ННД, по итогам 2024 года показатель составит 1,5%. График погашения обязательств оценивается на высоком уровне, доля долга к погашению в ближайшие 12 месяцев с 01.10.2024 составляет 5,9% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 1,8%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Саратовская область |
Глава региона | Бусаргин Роман Викторович |
Основные отрасли экономики региона | обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
Площадь | 101,2 тыс. кв.км. |
Численность населения | 2385,2 тыс. человек на 01.01.24 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 145.33 | 163.66 | 175.45 | 179.94 |
темпы прироста | 13.2% | 12.6% | 7.2% | 2.6% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 141.3 | 163.4 | 177.7 | 190.5 |
темпы прироста | 6.7% | 15.7% | 8.7% | 7.2% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 86.3 | 97.1 | 112.9 | 123.3 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 4.7 | 0.2 | -2.0 | -8.5 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 55.0 | 59.3 | 62.5 | 66.5 |
темпы прироста | 6.6% | 7.8% | 5.4% | 6.4% |
Отношение долга к ННД, % | 63.7 | 61.0 | 55.4 | 54.0 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Саратовская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 1009.8 | 1194.0 | 1272.6 | 1375.0 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 100.6 | 105.3 | 102.8 | 102.8 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 413.1 | 493.8 | 531.3 | 579.2 |
темпы прироста | 19.0% | 19.5% | 7.6% | 9.0% |
Уровень безработицы, % | 4.5 | 3.4 | 2.7 | 2.4 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 2431.0 | 2404.9 | 2385.2 | 2362.8 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Саратовская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочности
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru