Рейтинговые действия, 18.11.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Главная дорога» на уровне ruA

Москва, 18 ноября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании АО «Главная дорога» на уровне ruA, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности АО «Главная дорога» обусловлен отсутствием у компании рисков проектирования и строительства в связи с началом эксплуатационной стадии, умеренно низкими эксплуатационными и финансовыми рисками, а также умеренными корпоративными рисками и рисками управления проектом.

АО «Главная дорога» выступает концессионером по концессионному соглашению с Российской Федерацией в лице ГК «Российские автомобильные дороги» (ruAA+, стаб.) на срок до 2041 г. Компания обеспечивает надлежащую эксплуатацию и обслуживание скоростной платной автомобильной дороги «Северный обход Одинцово» (СОО), введенной в эксплуатацию в 2014 г.

В сентябре 2023 г. начата эксплуатация магистрали «Проспект Багратиона» (наименование на этапе строительства «Северный дублёр Кутузовского проспекта») («Проспект Багратиона»), которая связала эксплуатируемую АО «Главная дорога» дорогу с ММДЦ «Москва-Сити» и третьим транспортным кольцом. «Проспект Багратиона» является проектом дочерней компании АО «Новая концессионная компания» (НКК) (ruA, поз.), являющейся концессионером в проекте по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации на платной основе данной дороги. Во избежание возможного эффекта консолидации НКК и АО «Главная дорога» агентство осуществляло рейтинговую оценку, опираясь на индивидуальную отчётность АО «Главная дорога» по стандартам РСБУ.

Обоснование рейтинга

Риски стадии проектирования и строительства отсутствуют.

В связи со стартом эксплуатационного этапа проекта в 2014 г. риски проектирования и строительства, по мнению агентства, отсутствуют.

Умеренно низкие эксплуатационные риски.

Агентство отмечает подверженность компании трафик - риску. Условия концессионного соглашения (КС) не предусматривают платы концедента и (или) страхующих механизмов для концессионера в формате минимальной гарантированной доходности или платы за доступность. При этом агентство положительно оценивает наличие положений КС о компенсации в случае досрочного расторжения соглашения и исторический прецедент получения компенсации от ГК «Российские автомобильные дороги» при наступлении особых обстоятельств по КС.

Введенный в эксплуатацию в сентябре 2023 г. «Проспект Багратиона» оказал умеренное влияние на увеличение трафика СОО, при этом выручка компании по итогам девяти месяцев 2024 г. выросла на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.

На основании принятого в компании долгосрочного плана ремонтов и по итогам проведенного комплекса технических экспертиз, в 2025 году запланировано проведение крупных ремонтов дорожного полотна. Расходы 2025 года на эти статьи более чем в 2 раза превысят осуществленные и запланированные до окончания 2024 г. Это станет основным фактором роста совокупных эксплуатационных расходов в 2025 г., что приведет к запланированному снижению уровня прогнозного операционного денежного потока проекта, но не повлияет на способность компании исполнять финансовые обязательства в полном объеме.

Агентство отмечает отсутствие рисков поставок сырья и материалов на эксплуатационной стадии.

Финансовые риски оцениваются как умеренно низкие.

Высокий уровень прогнозной ликвидности. Коэффициент прогнозной ликвидности на горизонте 24 месяцев с 4-го квартала 2024 г., рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам и расходам на обслуживание долга, составил 1,3, что оценивается агентством как высокий уровень. При оценке этого показателя агентство исходило из сценария умеренного темпа дальнейшего роста выручки за счет увеличения трафика, в том числе в следствии присоединения «Проспекта Багратиона» и индексации тарифов за проезд. Также в расчетах показателя прогнозной ликвидности агентство учло выплаченные компанией в 4-м квартале 2024 г. дивиденды и перенос уплаты процентов по договору займа, полученному от дочерней компании, на более поздний период в соответствии с условиями договора.

Горизонт длительностью в 24 месяца применяется для корректного соотношения доступной ликвидности к купонным выплатам, которые по выпуску облигаций осуществляются компанией один раз в год.

Умеренно высокий показатель финансовой состоятельности проекта и умеренно высокая подверженность рыночным рискам. Показатели покрытия обслуживания долговых обязательств остатками на счетах и операционным денежным потоком остаются на приемлемых уровнях: прогнозные минимальные значения показателей обслуживания долга DSCR и ISCR на период реализации проекта до момента полного погашения долговых обязательств составят 1,17 и 3,9 соответственно. Значение показателя отношения прогнозных номинальных денежных потоков от проекта накопленным итогом к номинальным обязательствам (включающим обязательства по погашению основного долга и процентов) компании накопленным итогом составило 1,4, что оценивается положительно. При оценке показателей обслуживания долговых обязательств агентством также учитывались погашение займа, полученного от дочерней компании, и выплата процентов по нему, при этом условия заключенного договора займа позволяют осуществлять капитализацию процентов и пролонгацию срока погашения займа.

Финансовая модель проекта, по расчетам агентства, предполагает низкий запас ликвидности для исполнения обязательств в случае снижения прогнозируемой выручки и (или) роста операционных расходов по причине влияния макроэкономических и внешних факторов. Учитывая, что купонная ставка по долговым обязательствам привязана к индексу потребительских цен и темпу прироста валового внутреннего продукта (ВВП), присутствует риск давления на денежный поток в случае их роста, частично компенсируемый механизмом, предусмотренным КС: на ежегодной основе тариф за проезд может быть проиндексирован на значение уровня потребительских цен за предыдущий год, являющийся максимальным уровнем допустимой индексации, потенциал которой компания полностью использует на ежегодной основе, а также за счет частичной амортизации облигаций, осуществляемой с 2021 г.

Агентством отмечается отсутствие валютных рисков в связи с тем, что доходы и расходы компании номинированы в рублях.

Риски рефинансирования отсутствуют. Обязательства по облигациям компании ежегодно амортизируются, согласно фиксированному графику, и подлежат полному погашению в 2028-2029 гг. Погашение облигаций происходит из операционного денежного потока компании, необходимость в рефинансировании обязательств отсутствует.

Умеренные корпоративные риски и риски управления проектом.

Компания характеризуется приемлемым уровнем управления корпоративными рисками и конфликтом интересов. Агентство умеренно позитивно оценивает качество управления проектом. При оценке учитывался значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства, умеренно высокий уровень мониторинга проекта, систематизированный подход к отбору контрагентов, в том числе с использованием конкурсных (тендерных) процедур, высокий уровень страхового покрытия, систематически осуществляемые PR и GR мероприятия, связанные с проектом.

Сдерживающим фактором является отсутствие регламентации формирования резервов, при этом текущая бизнес-модель компании предполагает резервирование свободного денежного потока для обеспечения выплат по долговым обязательствам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «Главная дорога» был впервые опубликован 09.12.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Главная дорога», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Главная дорога» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Главная дорога» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о компании:

НазваниеАО "Главная дорога"
ИНН7726581132
Тип проектаКонцессия
Стадия проектаЭксплуатация
Публичная сторона ГК "Российские автомобильные дороги"
Период эксплуатации2014 - 2041

Ключевые финансовые показатели по РСБУ:

Показатель, млн руб.30.09.2430.09.23
Активы32 77235 059
Капитал12 05611 919
Выручка3 9463 091
Чистая прибыль1 64237

Источник: по данным АО "Главная дорога"

Оценка блоков анализа

Оценка стадии проектирования и строительства
Оценка эксплуатационной стадии
Финансовый профиль
Оценка корпоративного управления и управления проектом

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023