Москва, 13 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Москвы на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Москвы (далее – город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики, инвестиционного климата, демографического развития, сбалансированности бюджета, развитым рынком труда и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.
Город Москва – город федерального значения и столица Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Москва является крупнейшей городской агломерацией и финансово-экономическим центром страны. В городе расположены крупнейшие коммерческие и кредитно-финансовые предприятия, представительства крупных российских и зарубежных организаций. На долю города приходится порядка 20% ВРП всех российских регионов. Экономика города высоко диверсифицирована, ключевые отрасли – оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики города обусловлен в том числе высокими размерными параметрами ВРП и его позитивной динамикой: объём ВРП в 2023 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 31,8 трлн рублей, что на 4,0% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Поддержку динамике ВРП оказал рост промышленного производства (+18,7% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+7,5%), объема платных услуг населению (+15,1%), объема строительных работ (+14,1%). В текущем году положительная динамика большинства экономических показателей сохраняется, за январь-сентябрь текущего года рост промышленного производства составил 14,2%, оборота розничной торговли – 6,5%, объема платных услуг населению – 5,5%, при этом объем строительных работ снизился на 3,2%. По итогам года город ожидает рост ВРП на 4,0% в сопоставимых ценах к уровню 2023 года до 36,5 трлн рублей.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 11,1% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 2,4 млн рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 2,8 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 13,5% и составили 115,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 5,5% до 21,7 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последний отчетный год составило 5,3, показатель оказал позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 13 149,8 тыс. человек, за последние три года численность выросла на 1,3% прежде всего на фоне миграционного прироста населения. По уровню безработицы город традиционно демонстрирует низкие значения показателя, в том числе за 2023 год безработица составила 1,8%, а по данным за июль-сентябрь текущего года безработица опустилась до 0,9%. По итогам года городом ожидается показатель на уровне 1,1%. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих регионов.
Инвестиционный климат находится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года показал рост на 3,8% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах и составил 6,8 трлн рублей. За первое полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал приросли еще на 8,4% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2023 года. За январь-июнь текущего года суммарно на инвестиции в профессиональной, научной и технической деятельности, ИТ и связи, финансах и страховании, транспортировке и хранении, операциях с недвижимым имуществом пришлось 71,5% всего объема инвестиций в основной капитал. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 20,9%, инвестиционная привлекательность города оценивается как высокая. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал прогнозируется городом в размере 8,2 трлн рублей, что на 6,0% в сопоставимых ценах выше уровня 2023 года.
Сбалансированность городского бюджета находится на высоком уровне, доходы бюджета имеют исключительно низкую зависимость от межбюджетных трансфертов. Объем доходов бюджета города по итогам 2023 года составил 4,2 трлн рублей, из которых 98,1% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. ННД в 2023 году выросли на 16,1% к уровню 2022 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам. За девять месяцев текущего года ННД увеличились на 17,1% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+23,1%, в связи с ростом заработной платы и поступлений с дивидендов) и УСН (+40,3%, на фоне развития МСП и низкой базы 2023 года из-за возврата переплаты). Диверсифицированная налоговая база города оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в 2023 году приходилось 8,7% налоговых доходов бюджета. Безвозмездные поступления в бюджет города снизились за 2023 год на 16,1% относительно аналогичного периода 2022 года, в том числе снижение по межбюджетным трансфертам составило 36,2%. За девять месяцев текущего года безвозмездные поступления выросли на 21,1%, в том числе межбюджетные трансферты на 17,2% – позитивную динамику сформировал прирост по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам. По итогам текущего года город прогнозирует рост доходов бюджета на 14,7% в связи с ростом ННД на 16,9%, в результате чего доходы городского бюджета практически полностью будут сформированы за счет ННД.
Расходы бюджета города выросли в 2023 году на 22,2% к уровню 2022 года и составили 4,4 трлн рублей, из которых более половины приходилось на социальный блок (расходы в рамках государственных программ «Социальная поддержка семей», «Образование», «Здравоохранение», «Развитие культурно-туристической среды», а также частично «Жилище» и «Развитие цифровой среды и инноваций»). На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 15,6% от суммарных расходов бюджета, при этом капитальные расходы городского бюджета финансируются в основном за счет собственных средств, что характеризует гибкость расходной части бюджета на высоком уровне. За девять месяцев текущего года расходы выросли на 6,0% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам на культуру, кинематографию (+66,6 млрд рублей, в том числе в связи с расходами на развитие киноиндустрии и реконструкцию объектов на территории парков культуры и отдыха), здравоохранение (+54,7 млрд рублей на фоне реализации программы модернизации поликлинического звена) и социальную политику (+65,6 млрд рублей в связи со спецификой отражения расходов и ростом взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения). По итогам 2024 года город ожидает увеличения расходов на 11,2% к уровню 2023 года, при этом капитальные расходы увеличатся на 22,7%, в результате чего их доля в структуре расходов прирастет до 17,2%. Ожидаемое увеличение капитальных расходов обусловлено ростом расходов в рамках реализации адресной инвестиционной программы.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 189,5 млрд рублей или 4,6% от ННД, за вычетом привлеченных в 2023 году инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) дефицит бюджета составил 148,9 млрд рублей (3,5% от ННД), который был покрыт за счет иных источников внутреннего финансирования дефицита. По итогам 2024 года город планирует исполнение бюджета с дефицитом 60,1 млрд рублей или 1,2% от ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах бюджета и ИБК.
Город имеет низкую долговую нагрузку. На 01.01.2024 долг города составил 196,8 млрд рублей, что на 26,2% выше, чем на 01.01.2023, который состоял на 58,8% из облигационных займов и на 41,2% из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 4,8% (без учета ИБК – 2,8%). По итогам 2024 года объем долга снизится до 167,5 млрд рублей, долговая нагрузка – до 3,5% (без учета ИБК – 1,7%) в связи с погашением части облигационного займа, в результате чего доля облигационного долга в портфеле снизится до 48,1%, а доля бюджетных кредитов вырастет до 51,9% (за счет привлечения ИБК). Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2023 году составили 0,2% от ННД (по итогам 2024 года показатель составит 0,4%), что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Город имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг г. Москвы был впервые опубликован 11.03.2004. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов города Москвы, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Москвы принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало г. Москве дополнительные услуги.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Москва |
Глава региона | Сергей Семенович Собянин |
Основные отрасли экономики региона | Оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность. |
Площадь | 2 561 кв. км. |
Численность населения | 13 149.8 тыс. человек на 01.01.24 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 3335.7 | 3654.4 | 4211.0 | 4831.5 |
темпы прироста | 16.3% | 9.6% | 15.2% | 14.7% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 3445.7 | 3601.2 | 4400.5 | 4891.6 |
темпы прироста | 14.6% | 4.5% | 22.2% | 11.2% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 3197.9 | 3561.0 | 4132.7 | 4831.4 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -3.4 | 1.5 | -4.6 | -1.2 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 145.4 | 156.0 | 196.8 | 167.5 |
темпы прироста | 384.8% | 7.2% | 26.2% | -14.9% |
Отношение долга к ННД, % | 4.5 | 4.4 | 4.8 | 3.5 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Москва
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 24265.8 | 28507.4 | 31843.9 | 36549.5 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 110.7 | 100.6 | 104.0 | 104.0 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 1867.0 | 2182.9 | 2425.8 | 2787.6 |
темпы прироста | 19.5% | 16.9% | 11.1% | 14.9% |
Уровень безработицы, % | 2.6 | 2.3 | 1.8 | 1.1 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 13015.1 | 13104.2 | 13149.8 | 13072.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Москва
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочности
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru