Москва, 5 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «Аэрофлот» на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу стабильный.
Кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры, Российской Федерации, уменьшенному на 2 ступени.
Оценка собственной кредитоспособности ПАО «Аэрофлот» обусловлена сдержанной оценкой бизнес-профиля отрасли, приемлемой долговой нагрузкой при высоких показателях рентабельности и приемлемом уровне ликвидности, а также высоким качеством корпоративного управления и стратегического обеспечения.
Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» – крупнейшая в РФ авиационная группа, объединяющий авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. 73.8% акций компании принадлежит РФ. По итогам 9 месяцев 2024г компания перевезла 42,5 млн пассажиров (+18,7% к 9М2023г) и с долей около 43% продолжает занимать лидирующее положение на рынке РФ.
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ПАО «Аэрофлот».
Оценка внешнего влияния
Кредитный рейтинг компании присваивается на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации, уменьшенному на 2 ступени по совокупности следующих критериев:
- В оценке возможностей поддержки агентство принимает во внимание высокий финансовый потенциал поддерживающей структуры и предоставление регулярной системной поддержки со стороны ПС. В 2023г отрасли было предоставлено льготное государственное финансирование в беспрецедентном объеме на урегулирование отношений с иностранными лизингодателями. Успешное урегулирование обязательств по 83 воздушным судам компании (в дополнение к 10 воздушным судам, приобретённым в конце 2022г и рефинансированным в 2023г. в рамках предоставленной поддержки) позволило Группе «Аэрофлот» обеспечить разрешение юридических противоречий и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. Более того, около трети лизинговых обязательств компании в долл. США в 2023г – 1 полугодие 2024г были прекращены, а новые обязательства по лизингу формировались преимущественно в рублях под льготную ставку на длительный срок, что оказало значительную поддержку финансовому профилю компании и снизило процентную нагрузку.
Широкий набор инструментов поддержки, применявшийся к компании в последние годы, также включал в себя предоставление государственных гарантий по кредитным обязательствам и субсидий для поддержания операционной деятельности. Государство также учувствовало в дополнительных эмиссиях акций. Дальнейшие механизмы поддержки и субсидирования отрасли в рамках замещения иностранного парка окажет прямое воздействие на компанию;
- В ограничениях поддержки агентство принимает во внимание ограниченную гибкость бюджета для выделения средств для дальнейшей поддержки, а также определенную нормализацию операционной деятельности компании, что может приводить к удлинению сроков принятий решений о предоставлении новых инструментов поддержки;
- Поддерживающая структура контролирует 73.8% акций компании, и восемь из одиннадцати членов СД представляют интересы ПС. Также ПС в значительной степени влияет на операционную деятельность компании через значительное регулирование отрасли на внутристрановом уровне и международном уровне на уровне межправительственных соглашений;
- В рамках оценки системной и социальной значимости агентство отмечает размерные характеристики и системообразующий статус компании, однако принимает во внимание, что компания сможет продолжать операционную деятельность даже в случае реализации наиболее негативных сценариев, связанных с платежеспособностью;
- В оценке поддержки бюджета агентство учитывает историю и инструментарий предоставления поддержки, но предполагает, что объем поддержки может быть сокращен из-за бюджетных ограничений и нормализации ситуации на авиарынке.
Обоснование оценки собственной кредитоспособности
Сдержанная оценка бизнес-профиля обусловлена низкой устойчивостью к внешним шокам – доходность авиаперевозок сильно подвержена влиянию макроэкономических тенденций и валютных шоков на население. Ряд значимых статей затрат, включая керосин и аэропортовые сборы, находятся в зоне ограниченного контроля со стороны компании и также подвержены рыночным рискам. Однако, агентство положительно оценивает конкурентные позиции компании: Аэрофлот по итогам 1П2024 остается крупнейшим российским перевозчиком с флотом в 349 самолетов и большой долей рынка, которая примерно в 4 раза больше, чем у второй по размеру компании на рынке. Компания обладает молодым и современным флотом, средний возраст парка воздушных судов Группы «Аэрофлот» – порядка 10 лет, что оказывает дополнительное позитивное влияние с учетом меньшей текущей потребности в ремонтах судов. В рамках стратегии до 2030 года, Группа «Аэрофлот» сохранит мультибрендовую модель и присутствие в основных нишах авиационного рынка, развивая как хаб Группы в Москве, так и региональные хабы и базы. Авиакомпания «Аэрофлот» сохранит фокус на перевозках по сетевой модели по России и доступных направлениях международных перевозок, предлагая продукт высокого уровня в классах эконом и бизнес. «Победа» продолжит развиваться как лоукостер, поддерживая высокий уровень заполняемости и использования судов, «Россия» будет фокусироваться на региональных перевозках, предоставляя сбалансированный продукт.
Приемлемая долговая нагрузка. По расчетам агентства, показатель скорректированного на чистый оборотный капитал долга по состоянию на 30.06.2024 (далее – отчетная дата) к LTM EBITDA за 12 месяцев на конец 30.06.2024 год (далее - отчетный период) составил 2,3х. Коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA за отчётный период составил 3,5х. Улучшение метрик долговой нагрузки явилось следствием сильных финансовых результатов деятельности компании за период 12 месяцев до отчетной даты, в том числе в результате роста объемов международных перевозок. Однако, дальнейшее обслуживание лизинговых обязательств компании и кратно возросшие, в текущих условиях, капитальные затраты на ремонт воздушного флота и программу цифровой трансформации могут оказать давление на кредитные метрики. Агентство ожидает рост долговой нагрузки и незначительное ослабление процентного покрытия в прогнозных периодах, в связи с реализацией инвестиционной программы до 2026г, связанной с программой обновления парка ВС, дивидендными выплатами, а также давлением со стороны регулятора в части сохранения высокого уровня ключевой ставки.
Приемлемый уровень ликвидности. Компания продолжает демонстрировать хороший уровень ликвидности, который поддерживают достаточно комфортный график погашения обязательств, доступ к невыбранным кредитным линиям и запас ликвидности. Агентство отмечает изменившейся профиль валютных рисков, связанный со снижение валютных обязательствах по лизинговому портфелю. Долг компании на 30.06.2024 был диверсифицирован и преимущественно представлен валютными лизинговыми обязательствами, треть которых номинирована в рублях, рублевыми банковскими займами, облигационным выпуском.
Высокий уровень рентабельности. В отчетном периоде по итогам LTM 30.06.2024, компания продемонстрировала значительное улучшение финансовых результатов. Выручка компании выросла до 737 млрд руб (+52% г/г), EBITDA без учета положительного эффекта страхового урегулирования и других единоразовых эффектов составила 244 млрд руб (+88% г/г), что в результате привело к показателям рентабельности на уровне 33% (27% годом ранее). Компания превзошла уровни 2021г, когда российская авиационная отрасль работала без санкционных ограничений, но и показатели допандемийного 2019г.
Высокий уровень корпоративного управления. В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности компании.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен ПАО «Аэрофлот» был впервые опубликован 23.04.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.04.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Аэрофлот», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Аэрофлот» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Аэрофлот» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru..
Краткая информация о Компании:
Название | ПАО "Аэрофлот" |
ИНН | 7712040126 |
Отрасль | Транспорт |
Отчетность | МСФО |
Аудитор | АО "Технологии Доверия - Аудит" |
Ключевые финансовые показатели Компании:
Показатель | 30.06.2023 LTM | 30.06.2024 LTM |
Активы, млрд. руб. | 1 060 | 1 102 |
Капитал, млрд. руб. | -187 | -56 |
Выручка, млрд. руб. | 485 | 737 |
Долговые обязательства, млрд. руб. | 700 | 684 |
Чистый долг/EBITDA | 4,1 | 2,3 |
EBITDA/%% | 2,1 | 3,5 |
EBITDA margin, % | 26,7 | 33,1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ПАО "Аэрофлот"
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты:
Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальностьТранспорт: позитивные результаты, стабильный прогноз
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru