Рейтинговые действия, 19.06.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Красноярска на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 19 июня 2024 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Красноярска (далее – город, муниципалитет) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и рынка труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая гибкость расходной части бюджета и исполнительская дисциплина бюджета, давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства).

Красноярск является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».

Обоснование рейтинга

Умеренно сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен высокими размерными характеристиками при негативной экономической динамике последние несколько лет: объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) по итогам 2023 года составил 778,5 млрд рублей, что ниже уровня 2022 года в сопоставимых ценах более чем на 14%. Снижение объема отгруженных товаров прежде всего обусловлено сокращением металлургического производства на фоне санкционного давления, в результате падения цен на алюминий также снизились показатели АО «РУСАЛ Красноярск», в связи с ограничениями поставки сырья и введением таможенных пошлин снизились объемы продаж золота и палладия на внешнем рынке от ОАО «Красцветмет». В результате указанных тенденций доля металлургического производства в структуре совокупных отгруженных товаров и услуг в 2023 году снизилось до 26,2%, однако данная концентрация по-прежнему является значимой, сохраняется определенная подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) на душу населения, по расчетам агентства, находится на высоком уровне и составил по итогам 2023 года 647,7 тыс. рублей, однако относительно 2022 год он снизился на 10,7%.

Сильный уровень демографического развития и рынка труда. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек, при этом за последний год численность населения выросла на 0,7% в связи с миграционным приростом. Уровень безработицы в городе находится на низком уровне, в 2023 году показатель снизился на 0,08 п. п. и на отчетную дату составил 0,39%. По итогам 2024 года безработица ожидается на уровне 0,40%.

Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год составил 133,1 млрд рублей, что на 0,8% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности за последние три года сложилось на низком уровне и составило 14,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года инвестиции в основной капитал городом ожидаются на уровне 151,1 млрд рублей.

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов городского бюджета в 2023 году составил 56,2 млрд рублей, из которых 53,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). Доля ННД за последний год выросла на 1,4 п. п. к уровню 2022 года в связи с позитивной динамикой поступлений ННД (+10,7%). В структуре налоговых поступлений выросли все бюджетообразующие налоги, за исключением земельного налога (-16,1% в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков по результатам переоценки в 2022 году). Наиболее позитивную динамику показали налог на прибыль организаций (+22,5%, в связи с восстановлением банковского сектора и увеличением поступлений от предприятий добывающей промышленности, а также транспортировки и хранения), НДФЛ (+14,5%, в связи с ростом заработной платы, ее индексацией и увеличением МРОТ) и налог на имущество физических лиц (+11,8% в связи с ростом количества налогоплательщиков, а также применением повышающего коэффициента согласно законодательству). Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 5,8% налоговых доходов. Межбюджетные трансферты в 2023 году выросли на 4,6%, в большей степени выросли иные межбюджетные трансферты (в 1,7 раза) в связи с увеличением финансирования мероприятий по модернизации систем отопления и мер социальной поддержки в сфере дошкольного и общего образования. По итогам 2024 года муниципалитет ожидает увеличение поступлений по ННД на 11,3% к уровню 2023 года, по межбюджетным трансфертам – на 12,2%, в результате чего доля ННД в доходах бюджета составит 53,3%.

Расходы городского бюджета в 2023 году увеличились на 8,3% по сравнению с 2022 годом и сложились на уровне 55,6 млрд рублей, из которых 65,2% это расходы социального характера. В структуре расходов в денежном выражении в большей мере выросли расходы на национальную экономику (+1,2 млрд рублей) и образование (+4,3 млрд рублей), что связано с увеличением расходов на реализацию АИП, включая увеличение количества строящихся (реконструируемых) общеобразовательных школ. Наибольшее снижение расходов в структуре расходов наблюдалось по ЖКХ (-1,2 млрд рублей) в связи с уменьшением средств, направляемых на реализацию региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае». Капрасходы в 2023 году сократились более чем на треть, их доля в расходах сократилась с 18,5% до 11,0%, – это значение по-прежнему соответствует высокому уровню гибкости расходной части бюджета, при этом на 2/3 капитальные расходы сформированы за счет целевых трансфертов из вышестоящего бюджета. Отмеченное снижение капрасходов обусловлено существенным снижением межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов по субсидиям на создание новых мест в общеобразовательных организациях, на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также по субвенции на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  По итогам года город ожидает рост расходов на 17,0% к уровню 2023 года, в том числе капрасходы увеличатся в 1,4 раза, и их доля в структуре расходов составит 13,1%.

С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года профицит бюджета составил 0,6 млрд рублей или 1,9% ННД. По итогам 2024 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом 2,4 млрд рублей или 7,1% ННД, за вычетом остатков денежных средств на счетах, направленных на его финансирование, дефицит бюджета составит 1,4 млрд рублей (4,1% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения рыночного долга.

Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на низком уровне, на 01.01.2024 долг города сократился на 6,9% к предыдущей отчетной дате в связи с погашением части облигационных займов и составил 6,1 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 3,8 п. п. и составила 20,4%. Структура долга по итогам 2023 года представлена банковскими кредитами (75,4%) и облигационными займами (24,6%). По итогам текущего года ожидается увеличением долга до 7,5 млрд рублей в связи с планируемым выпуском облигаций для финансирования дефицита, долговая нагрузка вырастет до 22,4%, но по-прежнему останется на низком уровне. Расходы на обслуживание долга также находятся на низком уровне, по итогам 2023 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,4%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года значение показателя может увеличиться до 2,5%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023