Рейтинговые действия, 27.12.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ППК «Российский экологический оператор» на уровне ruA+

Москва, 27 декабря 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ППК «Российский экологический оператор» на уровне ruA+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Кредитный рейтинг публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации (далее – государство), уменьшенного на 4 уровня.

Оценка собственной кредитоспособности ППК «Российский экологический оператор» обусловлена умеренно сильной оценкой бизнес-профиля отрасли, высокой долговой нагрузкой при комфортных показателях рентабельности и высоком уровне ликвидности, а также низким уровнем корпоративных рисков.

Публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (далее - ППК РЭО, РЭО, Компания) – находящаяся в 100%-ной государственной собственности компания, созданная в 2019 году по Указу Президента №8 от 14.01.2019 в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, с отходами, пригодными для дальнейшей утилизации (вторичными ресурсами), обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и изделий, использования таких отходов для изготовления новой продукции и получения энергии, в целях ресурсосбережения и обеспечения эксплуатации информационных систем в области охраны окружающей среды. Деятельность компании направлена на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Экология», сформированного в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018. С 2025 года в Российской Федерации планируется запуск нового национального проекта «Экологическое благополучие», который придет на смену национальному проекту «Экология», завершающемуся в 2024 году. В качестве одного из его основных направлений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определена задача по формированию экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья. В рамках своей деятельности ППК РЭО была разработана и согласована Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), позволяющая проводить анализ потребностей и планирование создания объектов ТКО в регионах.  Компанией была проведена инвентаризация технологий, используемых по обращению с ТКО в Российской Федерации, и были разработаны технологические решения для объектов обработки ТКО мощностью от 30 до 600 тыс. т в год.

Оценка внешнего влияния

Кредитный рейтинг ППК РЭО присваивается на уровне условного рейтингового класса ПС, уменьшенного на 4 уровня, по совокупности следующих критериев:

  • В оценке возможностей поддержки агентство учитывает, что государство оказывает сильное влияние на компанию, что подтверждается полным стратегическим и операционным контролем, а также высоким объемом получаемых субсидий в структуре финансирования компании. Деятельность компании в значительной степени определяется Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды". Высшим органом управления компании является наблюдательный совет, в который входят пять членов. Наблюдательный совет утверждает ключевые документы, определяющие характер деятельности компании, включая стратегию развития сроком на пять лет и ежегодный бюджет.
  • В оценке фактора ограничения поддержки агентство отмечает, что, ограничения могут выражаться в механизмах предоставления поддержки, которые представлены только предоставлением субсидий, которые должны быть предварительно оценены и внесены в бюджет. На текущий момент, ППК не имела опыта получения экстраординарной поддержки на фоне отсутствия прецедентов кризисных явлений в компании
  • Агентство принимает во внимание полный контроль со стороны государства как ПС и его способность влиять на ключевые решения в компании.
  • В рамках оценки системной и социальной значимости агентство учитывает функции ППК РЭО как института развития при реализации мероприятий национального проекта, и вовлечение в разработку и развитие законодательных и нормативных актов и сбор информации о ранее слабо контролировавшемся рынке обращения с ТКО. Кроме ведения работ с законодательной базой, просветительских и научных работ, Компания уполномочена на софинансирование на льготных условиях новых проектов по созданию объектов обработки, утилизации и захоронения ТКО и экономики замкнутого цикла, как в рамках участия в уставном капитале проектных компаний, так и непосредственно в рамках долгового финансирования проектов через приобретение облигаций или выдачу займов. В рамках постановления Правительства РФ №1727 предоставлялось софинансирование в проекты в 2021-2022 годах, при этом минимальная доходность РЭО по такому софинансированию определена на уровне 1/2 ключевой ставки Банка России. Вместе с тем, для ППК РЭО основным механизмом финансирования инвестиционных проектов является предоставление льготных займов по ставке 7.5%-9.5% годовых за счет средств, полученных от размещения облигаций в рамках постановления Правительства РФ №906. К концу 4 кв. 2024 г. Компания осуществила 13 эмиссий облигаций на сумму 49,59 млрд руб., средства от размещения которых направила в полном объеме в виде целевых инвестиций в проекты. ППК РЭО является получателем государственной субсидии, которая позволяет Компании компенсировать расходы на организацию облигационных займов и на выплату купонного дохода в размере 90% от ключевой ставки Банка России. Несмотря на то, что большинство рассматриваемых Компанией проектов будут реализовываться в условиях государственно-частного партнерства регионального уровня в регионах с невысоким кредитным риском  и с гарантированной минимальной доходностью (с компенсацией до необходимой валовой выручки) и заключением прямых соглашений с концедентом, такое структурирование проектов не полной мере снимает все риски, связанные с кредитным риском проектов и полным возвратом всех вложений компании. При этом по большей части долга предусмотрен опцион с держателями облигаций на переуступку прав требований к выданным займам на случай возникновения трудностей среди инвесторов по обслуживанию займов, выданных со стороны ППК РЭО.
  • В оценке поддержки бюджета агентство учитывает 5-летнюю историю деятельности Компании, которая длится с 2019 года. С точки зрения возможных ограничений поддержки, агентство обращает внимание на ограниченную этим сроком историю получения государственных субсидий, а также отсутствия прецедентов какой-либо экстраординарной поддержки на фоне отсутствия прецедентов кризисных явлений в компании. Также агентство учитывает возможный риск пересмотра приоритетов с точки зрения финансирования национальных проектов и, как следствие, риск возможного уменьшения объемов финансирования деятельности ППК РЭО.

Обоснование оценки собственной кредитоспособности

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ППК РЭО.

Умеренно сильная оценка бизнес-профиля обусловлена умеренной устойчивостью к внешним шокам – деятельность Компании зависит от успеха реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в которые инвестирует Компания. Окупаемость проектов зависит в том числе от тарифного регулирования и собираемости платежей инвесторами, которые реализуют проекты.  В случае возникновения макроэкономических шоков, социально-экономическое положение субъектов РФ и платежеспособность населения могут оказаться под давлением, что, в свою очередь, может негативно повлиять на способность предприятий исполнять долговые обязательства перед ППК РЭО. Агентство также учитывало высокую зависимость деятельности Компании от бюджетного финансирования. Параметры бюджета предопределяются макроэкономической ситуацией в стране, при неблагоприятном стечении экономических условий привлекать бюджетное финансирование может оказаться сложнее.

В своём анализе агентство отмечает, что ППК РЭО занимает особое положение в российской отрасли обращения ТКО в силу осуществляемых ею функций, определенных Указом Президента РФ от 14.01.2019 № 8. Компания создана в рамках проводимой в Российской Федерации реформы в сфере обращения с ТКО. Для реализации указанной реформы Компания осуществляет инвестиционную и координационную деятельность и является единственной подобной компанией в своём роде. Это обусловило высокие оценки барьеров для входа с учётом специфики деятельности Компании, а также сильную оценку позиций на рынках сбыта. Агентство также отмечает отсутствие привязки к какому-либо определенному региону в своей деятельности – по состоянию на конец 2024 года с участием ППК РЭО реализуются 19 проектов в 13 субъектах РФ.

Высокая долговая нагрузка. Деятельность Компании сопряжена с привлечением долгового капитала на развитие инвестиционных проектов с высоким сроком финансирования – до 12 лет. Такая форма операционной деятельности и такие темпы инвестиционной активности предполагают увеличенные уровни относительной долговой нагрузки, особенно на начальных стадиях инвестиционного цикла.  В результате этого у Компании небольшие финансовые результаты в силу специфики деятельности, что нашло отражение в негативной оценке среднего уровня общей долговой нагрузки за 2023-2026 гг. При расчёте общего уровня долговой нагрузки агентство также корректировало сумму долга на долгосрочные финансовые вложения. Агентство консервативно оценивало вложения в реализацию долгосрочных проектов, принимая во внимание невысокие финансовые показатели проектных компаний в силу того, что из 19 профинансированных проектов 12 начали операционную деятельность и находятся на начальном этапе промышленной эксплуатации. Прочие виды деятельности предполагают проведение строительных работ собственными силами с привлечением подрядных организаций за счёт субсидий с около нулевым уровнем рентабельности, что отражает специфику деятельности компании как государственного агента по развитию отрасли, для которого вопросы маржинальности не ставятся в целеполагании ППК РЭО на первый план. С учётом минимальной доходности по финансированию инвестиционных проектов процентные поступления незначительно покрывают процентные расходы с учётом субсидий на уплату купонных платежей. По расчётам агентства, за анализируемые периоды коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA не превышает 2.0х, что негативно оценивается по бенчмаркам агентства. Агентство не ожидает уменьшения долговой нагрузки в связи с наращиванием инвестиционной активности в будущем.

Высокий уровень ликвидности. Компания демонстрирует хороший уровень ликвидности, который поддерживают крайне высокая дюрация долгового портфеля, основное погашение которого начнётся не ранее 2029 года. Также по состоянию на отчётную дату Компания располагала высоким объемом доступных денежных средств, способный покрыть все потребности в финансировании операционных, инвестиционных и финансовых затрат. Агентство отмечает, что долговая нагрузка Компании полностью покрывается суммой выданных займов в адрес инвесторов в проектах в сфере обращения с ТКО, срок погашения которых начинается раньше даты погашения долговых обязательств. При этом по большей части долга предусмотрен опцион с держателями облигаций на переуступку прав требований к выданным займам на случай возникновения трудностей у инвесторов по обслуживанию займов, выданных со стороны ППК РЭО. 

Комфортный уровень рентабельности. В отчетном периоде Компания продемонстрировала значительное улучшение финансовых результатов. Рентабельность компании по EBITDA составила около 24% по расчётам агентства. Подверженность валютным рискам оценивается на низком уровне, все операции ведутся в рублях.

Высокий уровень корпоративного управления. В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, стратегического обеспечения и информационной прозрачности компании.   В 2024 году утверждена Политика управления рисками компании (утверждена Решением Наблюдательного совета ППК «Российский экологический оператор» от «03» мая 2024 г. (протокол от 03.05.2024 № 46)).

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ППК «Российский экологический оператор» был впервые опубликован 11.01.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.12.2023

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ППК «Российский экологический оператор»,

а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ППК «Российский экологический оператор» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало ППК «Российский экологический оператор» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о Компании:

НазваниеППК "Российский экологический оператор"
ИНН7703474222
Отрасль[прочие]
ОтчетностьМСФО
АудиторООО "Гринэкс"

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A105RW1
RU000A106169

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023