Рейтинговые действия, 17.12.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия биржевых облигаций АО «ИНК-Капитал» серии 001Р-01 критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике

Москва, 17 декабря 2024 г.

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) агентство «Эксперт РА» (далее – Агентство) подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 АО «ИНК-Капитал» (далее – Облигации) продолжает соответствовать принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (The Climate Transition Finance Handbook) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), критериям адаптационного финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 (далее – Таксономия), а также подтверждает соответствие проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в области устойчивого развития Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Облигации полностью соответствуют базовым критериям руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике и Таксономии, а именно:

Использование средств Денежные средства направлены на реализацию проекта, который способствует переходу к низкоуглеродной экономике, вносит вклад в достижение целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН и соответствуют национальным и международным принципам устойчивого финансирования.
Процедура отбора проекта и транспарентность Процесс отбора проектов прозрачен, состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком.
Обособленность учета Характер целевого использования привлеченных средств от выпуска Облигаций не подразумевает обособленности учета в связи с рефинансированием ранее понесенных затрат.
Раскрытие информации Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон.
Стратегия и научно обоснованные цели перехода к низкоуглеродной экономике, существенность бизнес-модели Минимизация выбросов парниковых газов в рамках «основной» деятельности Эмитента осуществляется в соответствии с Политикой в области устойчивого развития и ESG. В утвержденной Климатической стратегии учтены наиболее важные сферы деятельности Компании с экологической точки зрения, а также раскрыт подход к оценке климатических рисков и цели по обеспечению низкоуглеродного развития.

Также выпуск Облигаций соответствует требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019) об идентификации облигаций в качестве «адаптационных облигаций», в частности соответствие проекта целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов) в части адаптационных проектов, утвержденных Таксономией.

Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» предоставило всю необходимую информацию, включая отчет ООО «Энвайрон Консалт Си Ай ЭС» (Environ Consult CIS) (далее – Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4B02-01-43073-N-001P от 14.12.2021
ISIN RU000A104A39
Объем эмиссии 5 млрд руб.
Дата начала размещения 17.12.2021
Дата погашения 11.12.2026

Обоснование мнения

Использование средств. АО «ИНК-Капитал» (далее – Эмитент, Компания) – материнская компания Группы компаний ИНК (далее – Группа). АО «ИНК-Капитал» владеет долей в уставном капитале ООО «ИНК». Группа компаний осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Иркутской области, Республике Саха (Якутии) и Красноярском крае, осуществляет добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья.

В рамках минимизации негативного воздействия Группы на окружающую среду с 2010 года ООО «ИНК» реализует сайклинг-процесс (далее – Проект, адаптационный Проект) на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее – ЯНГКМ): Извлекаемый при добыче нефти попутный нефтяной газ (далее – ПНГ) утилизируется путем закачки в пласт вместо факельного сжигания. В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах.

Проект реализован в рамках политики Компании в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение ЦУР ООН, в том числе:

  • ЦУР 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;
  • ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;
  • ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».

Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:

  1. Реализация адаптационного Проекта;
  2. Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле.

Выбор подхода осуществлялся таким образом, чтобы минимизировать неопределенность итоговой оценки (принцип точности) и риск недооценки объема выбросов (принцип консервативности).

За период с ноября 2023 по октябрь 2024 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов сократились на 0,36 млн т СО2-экв (42,6%), общий валовой выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) сократился на 12,39 тыс. т (65,8%).

Прогнозные данные Фактические данные
2019 2020 2021 2022 2023 2024 2022 (нояб. 2021 – окт. 2022) 2023 (нояб. 2022 – окт. 2023) 2024 (нояб. 2023 – окт. 2024)
Выбросы парниковых газов, т CO2e 479 220 282 596 166 793 567 219 572 782 564 327 213 739 297 689 483 230
Выбросы парниковых газов для нулевой альтернативы, т CO2e 5 071 211 4 688 661 4 578 815 15 153 892 15 314 403 15 447 325 1 489 383 1 547 953 841 797
Экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов), % 90,55 93,97 96,36 96,26 96,26 96,35 85,65 80,77 42,60
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов за 2019-2024), % 95,63 89,44
Выбросы загрязняющих веществ, т 3 443 3 377 2 798 8 803 8 803 8 803 658 716,2 6420
Выбросы загрязняющих веществ для нулевой альтернативы, т 42 961 40 510 39 443 168 444 168 444 168 444 12 990 21 738,84 18813
Экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ), % 91,99 91,66 92,91 94,77 94,77 94,77 94,93 96,71 65,80
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ за 2019-2024), % 94,27 90,13

В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства был смещен на полгода, расчёт экологического эффекта был скорректирован. Входящая в состав Проекта установка комплексной подготовки газа-2 введена в эксплуатацию и вышла на проектную мощность в октябре 2022 года, дожимная компрессорная станция-3 введена в эксплуатацию в 2023 году. Достигнутые показатели экологического эффекта имеют тенденцию к улучшению после увеличения объёма ПНГ, закачиваемого через дожимную компрессорную станцию-3.

Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, что соответствует принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

В декабре 2023 года Компания утвердила Климатическую стратегию, составной частью которой стала утвержденная в декабре 2022 года детализированная Стратегия декарбонизации. В документах среди прочего раскрывается система управления климатическими рисками Компании, количественная оценка выбросов парниковых газов, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050). При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочных целевых показателей. С целью обеспечения своевременной и достоверной количественной оценки выбросов парниковых газов, а также их сокращения, Эмитентом утверждены и введены в действие Стандарт по управлению выбросами парниковых газов и схемы взаимодействия компаний Группы по вопросам управления выбросами парниковых газов и Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции Группы компаний ИНК.

В Компании функционирует эффективная система управления рисками, Советом директоров утверждена Политика в области управления рисками и непрерывностью бизнеса, определяющая цели, задачи и ключевые принципы. В рамках реализации Проекта были идентифицированы основные риски, влияющие на достижение экологического эффекта.

Риски нивелируются путем мероприятий, предполагающих понижение вероятности реализации риска, понижение последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов в части влияния на экологическую сферу, а также разработку мероприятий, направленных на переход к мировой тенденции по переводу экономики к низко углеродному и энергоэффективному способу развития бизнеса.

После использования кредитных средств от международного банка, полученных в 2009 году на реализацию Проекта, ООО «ИНК» продолжало реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных ООО «ИНК» в отношении Проекта, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе Эмитентом денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа, заключенного с ООО «ИНК».

Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, понесенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года.

Эмитент будет продолжать нести ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки, выпуска и размещения адаптационных облигаций.

Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать Облигации как «адаптационные облигации». Вследствие этого Агентство подтверждает соответствие указанного Проекта в качестве адаптационного, что необходимо для идентификации Облигаций как «адаптационных облигаций» согласно 706-П от 19.12.2019.

Агентство также подтверждает, что соответствие Проекта критериям адаптационных проектов Таксономии, что позволяет признать Облигации в качестве адаптационного финансового инструмента в соответствии с Таксономией и 706-П от 19.12.2019.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. За предварительное рассмотрение и согласование проектов в Компании отвечает специальная рабочая группа по выбору и оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована соответствующим положением. Оцениваются уже реализованные, текущие и (или) будущие проекты. Проекты оцениваются на соответствие требованиям национальным и международным принципам в области устойчивого развития, а также на наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021 рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций Эмитентом.

Помимо этого, в декабре 2021 года при Совете директоров Компании был создан Комитет по устойчивому развитию, ESG и ИСМ (далее – Комитет по УР), в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, и предоставление рекомендаций совету директоров Компании.

Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Обособленность учета. Эмитентом заявлено, что эквивалент полученных от размещения Облигаций средств будет направлен на рефинансирование части затрат, понесенных ООО «ИНК» в рамках Проекта в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года. Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.

Контроль за целевым использованием денежных средств от размещения Облигаций осуществляется Комитетом по УР согласно соответствующему положению.

Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта.

В 2024 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2023 год (далее – Отчёт) на сайте организатора торгов и на портале «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации». Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, о методологии и (или) допущениях, используемых при определении экологического эффекта, сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, а также информацию о стратегии выявления рисков возникновения возможных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта, и управления такими рисками.

Эмитент также будет продолжать раскрывать информацию в части достигаемого экологического эффекта от реализации Проекта.

Раскрытие информации о Проекте будет продолжать осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, правил листинга соответствующей биржи и (или) решения о выпуске.

Таким образом, раскрытие информации отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии долговых инструментов критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 07.08.2024).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).

Публикации по тематике


Ставка на персонал

Ведомости

Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
18.11.2024

"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024

IV Ежегодная конференция ESG-day, 10 октября 2024 года

10 октября 2024 года в Москве состоялась IV Ежегодная конференция ESG-day, организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 200 человек. Ключевыми темами для обсуждения стали тренды развития национальной ESG-повестки 2024 году, углеродное регулирование, раскрытие нефинансовой отчетности и другие актуальные вопросы. 10.10.2024