Москва, 17 декабря 2024 г.
В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) агентство «Эксперт РА» (далее – Агентство) подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 АО «ИНК-Капитал» (далее – Облигации) продолжает соответствовать принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (The Climate Transition Finance Handbook) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), критериям адаптационного финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 (далее – Таксономия), а также подтверждает соответствие проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в области устойчивого развития Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).
Облигации полностью соответствуют базовым критериям руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике и Таксономии, а именно:
Использование средств | Денежные средства направлены на реализацию проекта, который способствует переходу к низкоуглеродной экономике, вносит вклад в достижение целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН и соответствуют национальным и международным принципам устойчивого финансирования. |
Процедура отбора проекта и транспарентность | Процесс отбора проектов прозрачен, состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком. |
Обособленность учета | Характер целевого использования привлеченных средств от выпуска Облигаций не подразумевает обособленности учета в связи с рефинансированием ранее понесенных затрат. |
Раскрытие информации | Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон. |
Стратегия и научно обоснованные цели перехода к низкоуглеродной экономике, существенность бизнес-модели | Минимизация выбросов парниковых газов в рамках «основной» деятельности Эмитента осуществляется в соответствии с Политикой в области устойчивого развития и ESG. В утвержденной Климатической стратегии учтены наиболее важные сферы деятельности Компании с экологической точки зрения, а также раскрыт подход к оценке климатических рисков и цели по обеспечению низкоуглеродного развития. |
Также выпуск Облигаций соответствует требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019) об идентификации облигаций в качестве «адаптационных облигаций», в частности соответствие проекта целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов) в части адаптационных проектов, утвержденных Таксономией.
Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» предоставило всю необходимую информацию, включая отчет ООО «Энвайрон Консалт Си Ай ЭС» (Environ Consult CIS) (далее – Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.
Параметры выпуска:
Тип ценной бумаги | биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01 |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4B02-01-43073-N-001P от 14.12.2021 |
ISIN | RU000A104A39 |
Объем эмиссии | 5 млрд руб. |
Дата начала размещения | 17.12.2021 |
Дата погашения | 11.12.2026 |
Обоснование мнения
Использование средств. АО «ИНК-Капитал» (далее – Эмитент, Компания) – материнская компания Группы компаний ИНК (далее – Группа). АО «ИНК-Капитал» владеет долей в уставном капитале ООО «ИНК». Группа компаний осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Иркутской области, Республике Саха (Якутии) и Красноярском крае, осуществляет добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья.
В рамках минимизации негативного воздействия Группы на окружающую среду с 2010 года ООО «ИНК» реализует сайклинг-процесс (далее – Проект, адаптационный Проект) на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее – ЯНГКМ): Извлекаемый при добыче нефти попутный нефтяной газ (далее – ПНГ) утилизируется путем закачки в пласт вместо факельного сжигания. В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах.
Проект реализован в рамках политики Компании в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение ЦУР ООН, в том числе:
- ЦУР 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;
- ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;
- ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».
Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:
- Реализация адаптационного Проекта;
- Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле.
Выбор подхода осуществлялся таким образом, чтобы минимизировать неопределенность итоговой оценки (принцип точности) и риск недооценки объема выбросов (принцип консервативности).
За период с ноября 2023 по октябрь 2024 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов сократились на 0,36 млн т СО2-экв (42,6%), общий валовой выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) сократился на 12,39 тыс. т (65,8%).
Прогнозные данные | Фактические данные | ||||||||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2022 (нояб. 2021 – окт. 2022) | 2023 (нояб. 2022 – окт. 2023) | 2024 (нояб. 2023 – окт. 2024) | |||||
Выбросы парниковых газов, т CO2e | 479 220 | 282 596 | 166 793 | 567 219 | 572 782 | 564 327 | 213 739 | 297 689 | 483 230 | ||||
Выбросы парниковых газов для нулевой альтернативы, т CO2e | 5 071 211 | 4 688 661 | 4 578 815 | 15 153 892 | 15 314 403 | 15 447 325 | 1 489 383 | 1 547 953 | 841 797 | ||||
Экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов), % | 90,55 | 93,97 | 96,36 | 96,26 | 96,26 | 96,35 | 85,65 | 80,77 | 42,60 | ||||
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов за 2019-2024), % | 95,63 | 89,44 | |||||||||||
Выбросы загрязняющих веществ, т | 3 443 | 3 377 | 2 798 | 8 803 | 8 803 | 8 803 | 658 | 716,2 | 6420 | ||||
Выбросы загрязняющих веществ для нулевой альтернативы, т | 42 961 | 40 510 | 39 443 | 168 444 | 168 444 | 168 444 | 12 990 | 21 738,84 | 18813 | ||||
Экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ), % | 91,99 | 91,66 | 92,91 | 94,77 | 94,77 | 94,77 | 94,93 | 96,71 | 65,80 | ||||
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ за 2019-2024), % | 94,27 | 90,13 |
В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства был смещен на полгода, расчёт экологического эффекта был скорректирован. Входящая в состав Проекта установка комплексной подготовки газа-2 введена в эксплуатацию и вышла на проектную мощность в октябре 2022 года, дожимная компрессорная станция-3 введена в эксплуатацию в 2023 году. Достигнутые показатели экологического эффекта имеют тенденцию к улучшению после увеличения объёма ПНГ, закачиваемого через дожимную компрессорную станцию-3.
Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, что соответствует принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
В декабре 2023 года Компания утвердила Климатическую стратегию, составной частью которой стала утвержденная в декабре 2022 года детализированная Стратегия декарбонизации. В документах среди прочего раскрывается система управления климатическими рисками Компании, количественная оценка выбросов парниковых газов, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050). При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочных целевых показателей. С целью обеспечения своевременной и достоверной количественной оценки выбросов парниковых газов, а также их сокращения, Эмитентом утверждены и введены в действие Стандарт по управлению выбросами парниковых газов и схемы взаимодействия компаний Группы по вопросам управления выбросами парниковых газов и Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции Группы компаний ИНК.
В Компании функционирует эффективная система управления рисками, Советом директоров утверждена Политика в области управления рисками и непрерывностью бизнеса, определяющая цели, задачи и ключевые принципы. В рамках реализации Проекта были идентифицированы основные риски, влияющие на достижение экологического эффекта.
Риски нивелируются путем мероприятий, предполагающих понижение вероятности реализации риска, понижение последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов в части влияния на экологическую сферу, а также разработку мероприятий, направленных на переход к мировой тенденции по переводу экономики к низко углеродному и энергоэффективному способу развития бизнеса.
После использования кредитных средств от международного банка, полученных в 2009 году на реализацию Проекта, ООО «ИНК» продолжало реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных ООО «ИНК» в отношении Проекта, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе Эмитентом денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа, заключенного с ООО «ИНК».
Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, понесенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года.
Эмитент будет продолжать нести ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки, выпуска и размещения адаптационных облигаций.
Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать Облигации как «адаптационные облигации». Вследствие этого Агентство подтверждает соответствие указанного Проекта в качестве адаптационного, что необходимо для идентификации Облигаций как «адаптационных облигаций» согласно 706-П от 19.12.2019.
Агентство также подтверждает, что соответствие Проекта критериям адаптационных проектов Таксономии, что позволяет признать Облигации в качестве адаптационного финансового инструмента в соответствии с Таксономией и 706-П от 19.12.2019.
Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. За предварительное рассмотрение и согласование проектов в Компании отвечает специальная рабочая группа по выбору и оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована соответствующим положением. Оцениваются уже реализованные, текущие и (или) будущие проекты. Проекты оцениваются на соответствие требованиям национальным и международным принципам в области устойчивого развития, а также на наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021 рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций Эмитентом.
Помимо этого, в декабре 2021 года при Совете директоров Компании был создан Комитет по устойчивому развитию, ESG и ИСМ (далее – Комитет по УР), в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, и предоставление рекомендаций совету директоров Компании.
Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Обособленность учета. Эмитентом заявлено, что эквивалент полученных от размещения Облигаций средств будет направлен на рефинансирование части затрат, понесенных ООО «ИНК» в рамках Проекта в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года. Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.
Контроль за целевым использованием денежных средств от размещения Облигаций осуществляется Комитетом по УР согласно соответствующему положению.
Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта.
В 2024 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2023 год (далее – Отчёт) на сайте организатора торгов и на портале «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации». Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, о методологии и (или) допущениях, используемых при определении экологического эффекта, сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, а также информацию о стратегии выявления рисков возникновения возможных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта, и управления такими рисками.
Эмитент также будет продолжать раскрывать информацию в части достигаемого экологического эффекта от реализации Проекта.
Раскрытие информации о Проекте будет продолжать осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, правил листинга соответствующей биржи и (или) решения о выпуске.
Таким образом, раскрытие информации отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Регуляторное раскрытие
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии долговых инструментов критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 07.08.2024).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).