Москва, 18 апреля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Ставропольского края (далее – регион, край) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, приемлемым инвестиционном климатом, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и низкий уровень среднедушевых доходов, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, соотношения инвестиций в основной капитал к ВРП, гибкости расходной части, а также низкая безработица.
Ставропольский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством пищевых продуктов.
Обоснование рейтинга
Умеренной высокий уровень развития экономики региона обусловлен, в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона 1,2 трлн рублей, что на 2,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+2,2% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+14,3%), объема платных услуг населению (+4,4%), объема строительных работ (+14,2%). В структуре промышленного производства позитивное влияние оказывает прежде всего развитие обрабатывающих производств (+2,5%), в том числе производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 5,8 раза), электрического оборудования (в 1,7 раза), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 1,4 раза). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 0,7% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,4 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 1,3 трлн рублей, что на 2,6% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,4, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 13,9% и составили 31,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 3,3% до 12,9 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда. По предварительным данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 2887,1 тыс. человек, при этом за последние три года она снизилась на 0,6% преимущественно из-за естественной убыли населения. Безработица находится на рекордно низком для региона уровне: по итогам 2023 года, по оценке региона, безработица составила 3,8%, снизившись на 0,4 п. п. относительно уровня 2022 года. По итогам 2024 года регион ожидает безработицу на уровне 4,2%.
Инвестиционный климат оценивается на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 6,2% в сопоставимых ценах и составил 334,7 млрд рублей. Рост инвестиций поддерживался в том числе вложениями крупнейших организаций региона (ООО «Ставролен», АО «Невинномысский Азот», АО «Монокристалл», АО «Энергомера», АО «Арнест» и другие) в модернизацию и техническое перевооружение оборудования. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 25,2%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, однако рейтинг инвестиционного климата региона находится на умеренно низком уровне.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 187,0 млрд рублей, из которых 61,3% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует умеренной бюджетной автономии. ННД в 2023 году выросли на 6,8% к уровню 2022 года (бюджетные назначения перевыполнены на 23%), в том числе налог на прибыль организаций вырос на 6,5%, НДФЛ на 11,4%, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) на 11,0%, при этом налог на имущество организаций снизился на 2,4%. Основной причиной роста поступлений по налогу на прибыль организаций является рост уплаты налога всеми категориями налогоплательщиков, по НДФЛ – увеличением средней номинальной заработной платы, включая выплат военнослужащим, по УСН – увеличением налоговой базы. Сокращение налога на имущество обусловлено снижением налогооблагаемой базы по отдельным налогоплательщикам и зачета переплаты по налогу на ЕНП. Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 5,1% в налоговых доходах (при 10,0% в 2022 году), на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 22,9% налоговых доходов бюджета (при 23,8% в 2022 году). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились на 6,1% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдается по всем видам трансфертов, за исключением дотаций. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение объема ННД на 3,2% к уровню 2023 года из-за прогнозируемого снижения поступлений по налогу на прибыль организаций на 12,1%, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ожидается на 5,2%, в связи чем доля ННД в доходах вырастет до 63,1%.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 185,4 млрд рублей, что на 3,3% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 66,0% расходов бюджета. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+8,9 млрд рублей в связи с освоением средств инфраструктурных бюджетных кредитов), ЖКХ (+4,8 млрд рублей на фоне инвестиций в модернизаций сетей водо- и теплоснабжения) и образование (+5,3 млрд рублей в связи с модернизацией образовательных учреждений), при этом в большей мере сокращение наблюдалось по расходам на общегосударственные вопросы (-2,3 млрд рублей в связи перераспределением части расходов по функциональным разделам расходов). Объем расходов капитального характера в 2023 году вырос в 1,4 раза к уровню 2022 года, в результате чего их доля в общих расходах увеличилась с 8,6% до 11,0%, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. По итогам 2024 года регион ожидает увеличения объема расходов на 10,1%, в том числе в связи с началом строительства двух крупных объектов коммунального хозяйства вырастут капитальные расходы, и их доля в совокупных расходах достигнет 12,7%.
По итогам 2023 года профицит бюджета составил 1,7 млрд рублей или 1,5% от ННД. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 28,2 млрд или 25,4% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах на его финансирование и инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) дефицит бюджета составит 0,8 млрд рублей (0,7% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения банковских кредитов.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 26,9 млрд рублей, что на 9,4% ниже, чем на 01.01.2023 в связи с погашением части облигационных займов и завершением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 23,5% (без учета ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и специальных казначейских кредитов – 23,2%), что на 4,2 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг вырастет до 30,5 млрд рублей, долговая нагрузка – до 27,5% от ННД (до 23,6% без учета ИБК и специальных казначейских кредитов) в связи с ожидаемым привлечением ИБК. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 80,5% бюджетными кредитами и на 19,5% облигационными займами. По итогам 2024 года доля бюджетных кредитов составит 80,1%, доля облигационных займов снизится до 11,5%, а доля привлеченных на погашение текущих долговых обязательств банковских кредитов составит 8,4%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,5% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель составит 0,9% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.10.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.