Москва, 8 ноября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «ПСФ «Балтийский проект» до уровня ruBВВ+. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB со стабильным прогнозом.
АО «Промышленно-строительная фирма «Балтийский проект» - головная компания группы «АБЗ-1» (далее – «группа»), консолидирующая основные дочерние операционные компании группы, включая ОАО «АБЗ-1», АО «АБЗ-Дорстрой», ООО «ДСК АБЗ-Дорстрой», АО «Экодор» и ООО «АБЗ-Строймостпроект». Учитывая наличие централизованного корпоративного управления, созданного на основе рейтингуемого лица, и наличия кросс-поручительств по кредитам между операционными компаниями группы, агентство оценивало компанию на основе консолидированной отчетности группы по стандартам МСФО.
Повышение кредитного рейтинга обусловлено улучшением показателей прогнозной и качественной ликвидности. Агентство также положительно отмечает рост консолидированной выручки группы как результат увеличения контрактной базы и наличие большого объема перспективных проектов. Более того, группа принимает активное участие в дорожном строительстве в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (далее – «БКД»). Ввиду высокой значимости данной программы для развития региональной и федеральной дорожной сети планируется увеличение бюджетного финансирования БКД в 2024-2026 годах, что, по мнению агентства, позитивно повлияет на выручку группы в части проведения дорожно-строительных работ.
Группа компаний «АБЗ-1» осуществляет полный цикл работ от производства дорожно-строительных материалов до управления и ввода в эксплуатацию крупных инфраструктурных объектов. На текущий момент группа занимает долю 24% на рынке дорожно-строительных работы и инфраструктурного строительства в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также 27% регионального рынка по производству асфальтобетонных смесей. Исторически, крупнейшие проекты группы сосредоточены в г. Санкт-Петербург, в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской и Калининградской областях, а также в Республике Карелия. В рамках стратегии по географической экспансии бизнеса группа также вышла на строительный рынок Пермского края с проектом по строительству участка улицы Кирсанова в г. Пермь.
В 2019 году группа совершила успешный выход в сегмент рынка ГЧП проектов с социально-значимым для г. Санкт-Петербург концессионным проектом по созданию и эксплуатации трамвайной сети «станция метро Купчино – Шушары - Славянка» (далее – «КШС»). Группа контролирует 10% уставного капитала проектной компании-концессионера, ООО «Балтнедвижсервис», которое в октябре 2019 года заключило с г. Санкт-Петербург концессионное соглашение сроком на 30 лет, подразумевающее проектирование, строительство и эксплуатацию трамвайной сети протяженностью 21 км. Проект контролирует ООО «Балттехстрой» с долей 70%, еще по 10% владеют АО «Стройкомплектсервис» и ООО «Инфраструктура ГЧП», 100% дочернее общество Банка ГПБ (АО) (ruAA+, стаб.), который выступает кредитором проекта. Группа также выступает генеральным подрядчиком проектирования и строительства трамвайной сети. В конце апреля 2023 года группа осуществила финансовое закрытие проекта КШС по первому этапу, был заключен договор поставки подвижного состава. В состав кредиторов вошел институт развития СОПФ «ДОМ.РФ», обеспечивающий льготное финансирование проекта, что значительно снижает процентные риски группы по причине колебаний ключевой ставки. Также в 2023 году группа совместно с Банком ГПБ (АО) выступила с инициативой по строительству трамвайной линии, соединяющей КШС и аэропорт Пулково. Данная линия была внесена в Генеральный план г. Санкт-Петербург в части перспективных проектов наряду со строительством трамвайной линии до кампуса СПБГУ.
Агентство положительно оценивает участие группы в реализации крупного для региона концессионного проекта, который позволит группе наработать профильный опыт реализации ГЧП проектов, обеспечить дальнейшее присутствие на этом перспективном рынке и снизить зависимость от госзаказа. Также участие группы в капитале проектной компании позволяет ей лучше контролировать уровень рентабельности и получать повышенную долю авансирования, что дает возможность не увеличивать долговую нагрузку. Несмотря на то, что группа в лице всех операционных компаний является поручителем перед Банк ГПБ (АО) в рамках проекта КШС, агентство не учитывает это поручительство в долговой нагрузке группы, принимая во внимание крайне малую вероятность возникновения обязательств группы перед банком из-за высокой защищенности проекта от дефолта, а также наличие прямого соглашения с концедентом, что позволит компенсировать затраты в случае расторжения соглашения.
Оценка бизнес-рисков группы оценивается агентством умеренно негативно. Агентство учитывает обеспеченность группы контрактной базой – бэклог по состоянию на конец 3 квартала 2023 составлял около 5 размеров годовой выручки 2022 года по направлению дорожно-строительных работ. Деятельность группы характеризуется сильными конкурентными позициями, учитывая давнюю историю работ в регионах присутствия, значительное количество успешно реализованных проектов в роли суб- и генподрядчика, активную географическую экспансию бизнеса, а также преимущества в виде собственного производства асфальтовых смесей и большого парка собственной производственной техники. При этом группа подвержена рискам, связанным с дорожным строительством: невысокой устойчивостью к внешним шокам и относительно низкими барьерами входа в отрасль. Тем не менее, на данный момент рынок дорожного строительства в России характеризуется значительным превышением спроса над предложением, что создает достаточно комфортные условия для игроков, а также в значительной мере снижает уровень конкуренции на локальном рынке. Более того, на федеральном уровне принимаются активные меры поддержки строительной отрасли за счет введения плавающей схемы ценообразования и субсидирования отрасли за счет бюджетных средств, что позволяет снизить негативный эффект от ускорившихся темпов инфляции и падения операционной рентабельности участников рынка. Структура заказчиков группы диверсифицирована, группа не подвержена рискам концентрации активов: пять асфальтобетонных заводов расположены на четырех площадках и являются транспортабельными.
На финансовые показатели группы оказывает влияние ярко выраженная сезонность бизнеса, в результате чего в первом полугодии группа демонстрирует более низкую рентабельность при более высокой долговой нагрузке, связанной с необходимостью привлечения дополнительного заемного финансирования по проектам, где авансирование полностью не покрывает расходы. Тем не менее, рентабельность группы остается на уровне выше бенчмарков агентства для максимальной оценки и оценивается как высокая. За период 30.06.2022-30.06.2023 (далее – «отчетный период») маржа по EBITDA LTM выросла до 14% с 11% годом ранее. Основное влияние на рост доходности оказало расширение объема и географии дорожного строительства, а также увеличение количества крупных объектов строительства в портфеле контрактов группы. Также в отчетном периоде группой были получены средства в размере более 2 млрд рублей на основании постановления Правительства № 1315 от 09.08.2021, в рамках которого происходит возмещение части затрат при увеличении цен на строительные ресурсы. Агентство ожидает сохранения показателя EBITDA margin в ближайшие 2 года за счет начала активной фазы строительства ключевых проектов (включая проект КШС), а также роста доли сквозных проектов, в рамках которых предполагается проведение комплексных работ силами группы от производства асфальта до дорожного строительства.
В результате роста EBITDA LTM в отчетном периоде общий уровень долговой нагрузки снизился и оценивается агентством нейтрально. Коэффициент Долг/EBITDA LTM, рассчитанный в соответствии с методологией агентства, составил 2.6х по состоянию на 30.06.2023 (3.5х на 30.06.2022). В 1 полугодии 2023 года группа привлекла два облигационных займа на общую сумму 3 млрд рублей, что привело к росту объема долгового портфеля. Увеличение контрактной базы приведет к дальнейшему росту долговых обязательств группы, в результате чего долговая нагрузка возрастет на горизонте 12 месяцев от отчетной даты. Тем не менее, агентство ожидает, что показатель Долг/EBITDA LTM не превысит уровень 3.1х. Уровень процентной нагрузки за отчетный период продемонстрировал схожие динамики: коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA LTM, рассчитанным в соответствии с методологией агентства, за отчетный период составил 2.1х (против 1.6х за аналогичный период прошлого года). Рост показателя EBITDA LTM на горизонте 2 лет от отчетной даты обеспечит сохранение умеренного уровня процентной нагрузки, несмотря на рост долгового портфеля группы, а также роста стоимости заемных средств.
Прогнозная ликвидность группы оценивается позитивно. Планируемый операционный денежный поток с учетом остатков денежных средств на отчетную дату покрывает все направления ликвидности. Поддержку ликвидности компании оказывает наличие существенного объема невыбранных кредитных лимитов. Качественная ликвидность группы оценивается высоко. Агентство позитивно отмечает высокую диверсификацию долгового портфеля. Несмотря на существенную сумму плановых погашений на горизонте 1 года от отчетной даты, агентство не выделяет пиков погашений, принимая во внимание низкие риски рефинансирования.
Блок корпоративных рисков оценивается агентством позитивно. Качество проработки корпоративного управления находится на достаточно высоком уровне: в группе действует Совет директоров с независимым членом. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельности группы, координирует реализацию стратегии развития и контролирует исполнение решений Общего собрания акционеров. Агентство положительно оценивает стратегическое обеспечение группы. Предоставленная финансовая модель содержит исчерпывающую информацию по операционным и финансовым показателям. Качество планирования находится на достаточно высоком уровне – расхождения реальных и стратегических параметров являются объективными. В целом, группа выполняет плановые показатели, зафиксированные в своей стратегии. Гибкая инвестиционная политика группы оценивается позитивно. Проработка риск-менеджмента находится на достаточном уровне: действует служба внутреннего аудита и риск-менеджмента, отдельно зафиксирован регламент по управлению финансовыми и операционными рисками. В октябре 2022 года группа приняла дивидендную политику, согласно которой решение по размеру дивидендных выплат принимается в зависимости от достигнутых результатов, а также при условии достаточности свободного денежного потока с учетом потребности выплат по облигационным займам и иных выплат по кредитам и прочим займам в периоде.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг АО «ПСФ «Балтийский проект» был впервые опубликован 17.11.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.11.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ПСФ «Балтийский проект», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ПСФ «Балтийский проект» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ПСФ «Балтийский проект» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.