Рейтинговые действия, 10.05.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Global Ports Investments Plc до уровня ruAA и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 10 мая 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Global Ports Investments Plc до уровня ruAA, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruAA- с развивающимся прогнозом.

Global Ports Investments Plc (далее – группа) – крупнейший в России холдинг, контролирующий ряд стивидорных активов по перевалке контейнерных и других видов грузов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Ключевые активы группы – «Восточная стивидорная компания» (ВСК) с пропускной способностью по контейнерным грузам в 700 тыс. TEU в год (здесь и далее пропускная способность терминалов указана исходя из пропускной способности площадок по хранению) на территории порта Восточный, «Первый Контейнерный Терминал» (915 тыс. TEU) в год  и «Петролеспорт» (350 тыс. TEU в год) на территории Большого порта Санкт-Петербург. Также группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским Контейнерным Терминалом» (235 тыс. TEU в год) на территории порта Усть-Луга. Группа управляет многофункциональным терминалом «Моби Дик» (275 тыс. TEU в год) в г. Кронштадт и логистическим парком «Янино» в Ленинградской области. Некоторыми активами группа владеет на условиях совместного контроля - двумя контейнерными терминалами Multi-Link Terminals в Финляндии совокупной пропускной способностью 420 тыс. TEU в год. Агентство продолжает основывать свой анализ на отчетности группы по МСФО. В структуре ее долгового портфеля отсутствуют субординированные долговые обязательства. В частности, остающиеся в обращении еврооблигации группы совокупным объемом порядка 81 млн долл. США, выпущенные Global Ports (Finance) Plc, обеспечены гарантиями ключевых операционных компаний группы и Global Ports Investments Plc. Биржевые рублевые облигации, выпущенные на уровне АО «Первый контейнерный терминал» и ООО «Восточная Стивидорная Компания», в свою очередь, обеспечены офертами от головной компании группы – Global Ports Investments Plc.

Повышение рейтинга группы обусловлено сильными финансовыми и операционными результатами группы по итогам 2022 года несмотря на структурные изменения импортных и экспортных грузоперевозок в РФ, а также последовательной реализацией консервативной финансовой политики на всем протяжении присвоения рейтинга группе. В конце 2022 года контроль (61.5%) над группой консолидировало ООО «УК «Дело» (ruAA-, стаб.), однако на момент актуализации рейтинга, по мнению агентства, отсутствуют основания для присвоения рейтинга группе с учетом внешнего влияния со стороны ООО «УК «Дело».

Агентство продолжает положительно оценивает профиль бизнес-рисков группы. Работая в сегменте транспортной инфраструктуры, группа функционирует в условиях высоких барьеров для входа на рынок. В 2022 году структура морской перевалки контейнерных грузов в РФ существенно изменилась: общий объем перевалки снизился на 24% г/г до 4.1 млн TEU, причем впервые упавший на 57.3% в объемах перевалки Балтийский бассейн уступил первое место Дальневосточному бассейну, которой нарастил объем на 9.3%. Азово-Черноморский бассейн, при этом, демонстрировал снижение на 8.8%. В связи с этими изменениями, агентство обращает внимание на рост концентрации операций в Дальневосточном бассейне – по итогам 2022 года на ВСК приходится 59% (годом ранее – 31%) от совокупного объема перевалки в группе, что ведет к умеренно негативной оценке фактора и зависимости финансового результата всей группы от условий в одном порте, но частично компенсируется страхованием активов. Присутствие на ключевых рынках положительно сказывается на рыночных позициях компании, однако по итогам 2023 года доля ВСК, как ожидается, увеличится за счет снижения объема контейнерной перевалки в Санкт-Петербурге из-за эффекта высокой базы первых трех месяцев 2022 года. Прежняя структура операторов морских контейнерных перевозок в России претерпела драматические изменения с отказом абсолютного большинства международных морских контейнерных линий осуществлять судозаходы в порты на территории РФ. С учетом обновленной структуры клиентов, агентство продолжает отмечать диверсифицированную структуру выручки и разнообразие номенклатуры контейнеризованной грузовой базы.

Агентство продолжает положительно оценивать финансовый профиль группы. Группа демонстрирует приверженность следованию консервативной финансовой политике и целей по снижению долговой нагрузки, которые были достигнуты уже по итогам 2021 года, когда соотношение чистого долга к EBITDA составило ниже 2х. Хороший финансовый результат 2022 года обусловлен высоким ростом выручки на TEU на Дальнем Востоке,  прежде всего в силу различных нерегулярных изменений  в структуре клиентов и услуг, что положительно отразилось на росте выручки и позволило превзойти объем выручки 2022 года. Упомянутые факторы также позволили продемонстрировать боле высокий уровень рентабельности по EBITDA по сравнению с уровнем 2021 года. По оценке агентства, выручка на TEU по итогам 2023 года ожидаемо снизится из-за нормализации структуры услуг, что приведет к снижению рентабельности, но оценка фактора по методологии продолжит оставаться высокой. Агентство обращает внимание, что по требованиям стандартов отчетности, существенный объем выручки и себестоимости приходится на услуги соисполнителей, перевыставляемые клиентам с невысокой маржой, в то время как рентабельность собственных операций группы более высока.

По итогам 2022 года долговая нагрузка компании характеризовалась крайне комфортными метриками - соотношение чистого долга на 31.12.2022 к EBITDA за год составило, по расчетам агентства, 1.0х. В 2022 году компания не распределяла дивиденды за 2021 год, хотя такая возможность, исходя из положений финансовой политики уже присутствовала, и продолжила погашать долговые обязательства, и направила часть FCF на расширение мощностей ВСК через приобретение 47 га земли на примыкающей к терминалу территории. Покрытие процентных расходов EBITDA на конец 2022г находилось на очень высоком уровне и составляло 7.1х. Качественную оценку ликвидности поддерживает долгосрочный характер заимствований и высокую диверсификацию кредиторов – абсолютное большинство долговых обязательств привлечено через размещение локальных облигаций с фиксированной ставкой – что также положительно сказывается на принимаемом компанией процентом риске. Агентство предполагает, что во второй половине 2023 года компания может обратиться к новым заимствованиям для финансирования инвестиционной программы, но отмечает, что даже в таком случае метрики по отношению чистого долга к EBITDA не превысят 2х даже при консервативных ожиданиях в отношении финансового результата.

В 2022 году вместе со сменой структуры клиентов претерпела изменения валютная структура выручки, и по состоянию на текущий момент абсолютное большинство контрактов номинировано в рублях, без привязки к валюте. С учетом погашения в 2023 году последних еврооблигаций, принимаемый компанией валютный риск, по мнению агентства, ощутимо снизится, что так же поддерживает рейтинговую оценку.

Блок корпоративных рисков по-прежнему оценивается положительно и характеризуется качественной системой корпоративного управления, высоким уровнем информационной прозрачности и стратегического обеспечения. На текущий момент компания находится в процессе редомициляции, и ожидает завершить этот процесс в 2023 году.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Global Ports Investments Plc был впервые опубликован 09.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.05.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Global Ports Investments Plc, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Global Ports Investments Plc принимало участие в присвоении рейтинга, лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, не принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Global Ports Investments Plc дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023