Рейтинговые действия, 05.05.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ставропольского края на уровне ruА+

Москва, 5 мая 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством пищевых продуктов.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,1 трлн рублей, что на 0,8% ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Негативная динамика ВРП по итогам 2022 года была обусловлена снижением объема промышленного производства к уровню 2021 года (индекс промышленного производства в 2022 году составил 99,1%) и оборота розничной торговли (89,3%). В структуре промышленного производства наблюдалось снижение производства по всем подотраслям, включая обрабатывающую промышленность (-0,7%), добычу полезных ископаемых (-4,8%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (-1,0%), водоснабжение; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-2,2%). Негативная динамика в обрабатывающих производствах, формирующих промышленное производство региона на 77%, связана с падением индекса химического производства (индекс промышленного производства в 2022 году составил 96,9%) и производства пищевых продуктов (95,6 %). Отмеченное ухудшение показателей производства обусловлено введением санкций в отношении России. По итогам текущего года регион ожидает ВРП в размере 1,2 трлн рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 394,2 тыс. рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 2 891,2 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,4% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,5, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 9,9% до 28,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 24,3%, до 12,5 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 4,3%, что на 1,0 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 5%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом на 1,8% в сопоставимых ценах и составил 286,4 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 27,7%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал составит 311,5 млрд рублей.

Регион характеризуется умеренно низким уровнем бюджетной автономии: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 58,7%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2021 года в связи с опережающим ростом ННД на 24,9% при увеличении объема межбюджетных трансфертов лишь на 0,5% к предыдущему году. В налоговых доходах рост сложился по всем бюджетообразующим налогам, включая НДФЛ (+16,6%), налог на прибыль организаций (+24,7%), акцизы (+19,1%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+32,2%), налог на имущество организаций (+12,6%).  Положительная динамика по налогу на прибыль организаций обусловлена ростом прибыли прибыльных организаций и поступлений от участников консолидированных групп налогоплательщиков, по НДФЛ – в основном увеличением средней номинальной заработной платы, по акцизам –  индексацией в 2022 году ставок акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, а также увеличением норматива зачисления в бюджет Ставропольского края по нацпроекту «Безопасные качественные автомобильные дороги», по УСН и налогу на имущество организаций – увеличением налогооблагаемой базы. Диверсификация налоговой базы региона оказывает умеренно позитивное влияния на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 10,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 23,8% налоговых доходов регионального бюджета. В разрезе межбюджетных трансфертов наблюдалась положительная динамика по дотациям (+1,5%) и субсидиям (+15,4%) и отрицательная – по субвенциям (-22,9%) и иным межбюджетным трансфертам (-28,5%). По итогам 2023 года регионом ожидается снижение доходов на 16,6%, в том числе по ННД на 20,8% в связи с прогнозируемым уменьшением поступлений по налогу на прибыль организаций (прекращение действия договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков) и НДФЛ (увеличение суммы налоговых вычетов и сумм возвратов налогов).

Расходы регионального бюджета в 2022 году приросли на 14,9% и составили 168,8 млрд рублей, из которых 116,1 млрд рублей (68,8% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. В структуре расходов наибольший рост наблюдался по расходам на общегосударственные вопросы (в 1,8 раза), образование (+25,5%), физическую культуру и спорт (в 1,9 раза), культуру и кинематографию (+31,8%), а также межбюджетные трансферты (+20,5%). По ряду направлений рост расходов сложился по совокупности факторов, включающих повышение оплаты труда работников, выполнение национальных проектов и др. Расходы на общегосударственные вопросы приросли в основном за счет специальных расходов единовременного характера, обусловленных сложившейся экономической и геополитической ситуацией. Увеличение межбюджетных трансфертов из регионального бюджета связано с предоставлением местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов для финансового обеспечения дополнительных расходов местных бюджетов на обеспечение выплаты минимального размера оплаты труда. Вместе с тем расходы на жилищно-коммунальное хозяйство сократились на 24,2% в результате снижения капитальных вложений в объекты жилищно-коммунального хозяйства государственной и муниципальной собственности. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась умеренно позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 8,6%. По итогам 2023 года регионом ожидается рост расходов на 7,1%.

По итогам 2022 года бюджет региона сложился с профицитом 13,1% ННД. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 28,3 млрд рублей или 33,3% ННД. Без учета инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть прогнозируемый дефицит, исполнение бюджета будет бездефицитное.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на низком уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 29,7 млрд рублей, что на 2,8% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась на 6,0 п. п. и составила 27,7%.  На росте долга отразилось привлечение бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (71,6%), облигационных займов (27,6%) и гарантийных обязательств (0,8%). Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,6% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

По итогам 2023 года ожидается незначительное увеличение долга (на 0,4%) в связи с привлечением бюджетного инфраструктурного кредита, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) вырастит на фоне ожидаемого снижения ННД, но по-прежнему останется на комфортном уровне и составит 34,7%. В 2023 году регионом планируется привлечение банковских кредитов для погашения части имеющихся долговых обязательств, в связи с чем их доля в структуре долга по итогам года составит 13,4%, а доли бюджетных кредитов и облигационных займов снизятся до 69,0% и 17,6% соответственно. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета Ставропольского края по итогам 2022 года составил 182,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 168,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.11.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023