Рейтинговые действия, 03.07.2023

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ООО «Помощь интернет-магазинам» на уровне ruBB+

Москва, 3 июля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Помощь интернет-магазинам» на уровне ruBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «Помощь интернет-магазинам» (далее – компания, ПИМ) является поставщиком SAAS-сервисов на рынке электронной коммерции – специализируется на предоставлении посредством разработанного программного обеспечения различных услуг для интернет-магазинов, реализующих товары конечным покупателям через службы доставки.

Компания осуществляет свою деятельность в трех ключевых бизнес-сегментах: финансовые услуги, логистические сервисы и CPA-платформа. Финансирование интернет-магазинов предоставляется малым и средним компаниям, у которых доля оплат заказов при получении покупателями может составлять большую часть от общего объема. За счет долгосрочных договорных отношений и интеграции с крупнейшими службами доставки, компания предоставляет денежные средства своим клиентам сразу после передачи заказа в транспортную компанию, что позволяет интернет-магазинам получать быстрое финансирование на покрытие кассовых разрывов и оплату услуг контрагентов. Лимит выдаваемых клиенту денежных средств определяется на базе аналитики по истории отправленных через службы доставки заказов и собственных скоринговых моделей компании, при этом предоставляемые займы обеспечены будущим наложенным платежом и товарами в пути. Второй сегмент деятельности – логистические сервисы, которые представлены услугами по агрегации и интеграции интернет-магазинов со службами доставки через единое API при помощи собственной платформы Metaship. Агрегация предоставляет клиентам компании возможность работать с несколькими службами доставки одновременно, заключив единый договор с ПИМ, что позволяет им оптимизировать затраты, оперативно получать информацию о тарифах на отправку, использовать широкий спектр вариантов доставки и обширное географическое покрытие, что не доступно в случае заключения договора с одной определенной транспортной компанией. Услуга по интеграции представляет собой разработку IT-решений в том числе по модели White Label под индивидуальные запросы крупных клиентов без заключения договоров на отправку. Безлимитные интеграционные шлюзы позволяют отслеживать заказы в режиме реального времени и обновлять тарифы ежесекундно. Дополнительные логистические сервисы компании позволяют вести претензионную работу со службами доставки и получать аналитику по недобросовестным покупателям. Третье направление, CPA-платформа (Cost Per Action), предоставляет взаимодействие по рекламному сотрудничеству между клиентом и партнером, при котором партнер получает своё вознаграждение только за определенное целевое действие (CPA) привлеченного клиента. Все три направления обеспечивают ПИМ высокую степень интеграции по всей цепочке деятельности интернет-магазинов, при этом бизнес сбалансирован по выручке. Агентство учитывает синергетический эффект от сервисов и перспективы наращивания выручки и EBITDA компании не только за счет запуска новых продуктов и привлечения новых клиентов, но и за счет роста выручки на одного клиента, обеспеченного постоянным развитием комплекса предоставляемых услуг.

Бизнес-профиль компании оценивается сдержанно. Российский рынок e-commerce находится на стадии становления и последние годы растет двузначными темпами. По итогам 2022 года объем рынка достиг 5,7 трлн руб., показав прирост на 38%. Ожидается, что дальнейший рост рынка двухзначными темпами продолжится и в ближайшие годы, чему способствует развитие IT и логистической инфраструктуры и умеренно низкая доля онлайн-покупателей в России относительно развитых стран. При этом рынок является достаточно концентрированным – на маркетплейсы по итогам 2022 года пришлась практически половина заказов в онлайн-сегменте и общего размера рынка, также именно маркетплейсы являются ключевым драйвером роста рынка e-commerce, при этом ПИМ не представлен в данном сегменте. С одной стороны, это ограничивает потенциальный объем рынка для компании, так как крупнейшие маркетплейсы предоставляют собственные финансовые и логистические сервисы интернет-магазинам, с другой – малые и средние онлайн-поставщики находятся в поиске готовых решений, которые помогут обеспечить конкурентное преимущество, также появившаяся возможность отгрузки поставщиками маркетплейсов с собственных складов позволит большему числу компаний использовать агрегатор MetaShip. Устойчивость к внешним шокам оценивается агентством на среднем уровне. Оценка барьеров для входа несколько сдерживает оценку риск-профиля отрасли ввиду относительно низкой материальной капиталоемкости отрасли. Фактор рыночных и конкурентных позиций оценивается агентством ниже среднего ввиду низкой доли компании на рынке услуг для e-commerce. Диверсификация выручки по продуктам оценивается умеренно-позитивно ввиду присутствия в трех сегментах при фокусе компании именно на логистических сервисах. Риски концентрации бизнеса, по мнению агентства, являются минимальными. Отсутствие высокой концентрации на подрядчиках и покупателях, а также высокая надежность хранения баз данных и регулярное резервирование информации оказывает поддержку уровню рейтинга.

Блок финансовых рисков оценивается агентством умеренно-позитивно. По итогам 2022 года (далее – отчетный период) компания нарастила выручку на 20% относительно 2021 года до 1,06 млрд руб., рост чистой выручки (без учета тарифа на отправку почтовых посылок) составил 10%. EBITDA по расчетам агентства в отчетном периоде составила 93 млн руб., продемонстрировав снижение на 26% к 2021 году ввиду формирования существенного резерва по сервисам предоставления финансирования. Рентабельность по EBITDA в отчетном периода составила 18% при 27% годом ранее, что согласно бенчмаркам агентства соответствует максимальной оценке. В прогнозных периодах агентство ожидает сохранение рентабельности на уровне не ниже отчетного периода. В 2022 году совокупный долговой портфель компании снизился на 27%, что позволило сохранить уровень долговой нагрузки на низком уровне при снижении EBITDA в отчетном периоде. По расчетам агентства, отношение скорректированного долга на 31.12.2022 (далее – отчетная дата) к EBITDA за отчетный период составило 1,1х при 0,9х годом ранее. Компания планирует размещение нового облигационного выпуска, что по итогам 2023 года приведет к существенному росту кредитного портфеля, однако прогнозируемый рост EBITDA и планы компании по поддержанию остатков денежных средств на счетах до погашения первого выпуска облигаций в 2024 году  позволят компании сохранить значение показателя скорректированный долг/EBITDA по итогам 2023 года на уровне не выше 1,6х, что позитивно оценивается агентством. Компания планирует существенные инвестиции в развитие платформы Metaship, представляющие собой по сути затраты на персонал, агентство учитывает это при расчете итоговых оценок долговой нагрузки и рентабельности. Общий уровень процентной нагрузки оценивается агентством умеренно-негативно. По итогам отчетного периода, покрытие процентных платежей показателем EBITDA составило 2,6х при 2,7х годом ранее. По итогам 2023 года агентство ожидает сохранение показателя на сопоставимом уровне, что сдерживает итоговый уровень рейтинга. У компании отсутствуют валютные расходы и поступления, а также активы и обязательства. Риск волатильности процентных ставок оценивается как низкий.

Оценка прогнозной ликвидности является позитивной. Ожидаемый операционный денежный поток на горизонте года от отчетной даты достаточен для покрытия затрат на обслуживание и погашение долга и осуществление инвестиционных затрат. Также у компании имеются доступные к выборке кредитные линии. Качественная оценка ликвидности находится на среднем уровне ввиду планового погашения облигационного выпуска в размере 130 млн руб. в октябре 2024 года. Кредитный портфель представлен преимущественно облигационным займом (66% от долгового портфеля на отчетную дату), займом от связанной стороны (10%), банковской линией и займами от физических лиц. Дивидендная политика не утверждена, так как согласно стратегии развития компания планирует направлять свободные денежные средства на расширение бизнеса в перспективе ближайших двух лет от отчетной даты.

Блок корпоративных рисков оказывает умеренно-позитивное влияние на итоговый рейтинг компании. Агентство отмечает высокий уровень стратегического обеспечения и риск-менеджмента. Оценка информационной прозрачности является умеренно-позитивной ввиду того, что компания не раскрывает иные помимо обязательных данные на публичных ресурсах. Структура собственности прозрачна. В силу текущих масштабов деятельности в компании отсутствует Совет Директоров и формализированное Правление.

По данным отчетности МСФО выручка компании за 2022 год составила 1062,7 млн руб., чистый убыток – 5,1 млн руб., активы компании на 31.12.2022 составили 815,4 млн руб., собственный капитал – 396,1 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Помощь интернет-магазинам» был впервые опубликован 02.06.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.06.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/previous и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Помощь интернет-магазинам», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Помощь интернет-магазинам» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Помощь интернет-магазинам» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023