Рейтинговые действия, 22.02.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «РОЛЬФ» до уровня ruA+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 февраля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «РОЛЬФ» до уровня ruA+ и изменило прогноз по рейтингу на стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA с негативным прогнозом.

АО «РОЛЬФ» (далее – компания, РОЛЬФ) является крупнейшим автодилером на территории Российской Федерации. Портфель брендов компании представлен как в сегменте масс-маркета, так и в премиальном, и на текущий момент включает в себя 27 автомобильных марок. Помимо реализации новых автомобилей и автомобилей с пробегом в перечень предоставляемых услуг входит сервисное обслуживание, trade-in, продажа запчастей и аксессуаров, а также комиссионная реализация страховых и финансовых продуктов. Исторически ключевыми регионами присутствия компании выступают Москва и Санкт-Петербург, дилерская сеть в этих городах насчитывает 59 шоу-румов и 3 мегамолла авто с пробегом. Сильные конкурентные позиции в регионах с наиболее устойчивым спросом оказывают положительное влияние на уровень рейтинга.

Повышение рейтинга и установление стабильного прогноза связано с отменой сделки по приобретению региональным автодилером ГК «Ключавто» контроля над РОЛЬФом с использованием заемных средств. Ранее агентство ожидало, что погашение долговых обязательств, привлеченных для проведения сделки, объявленной в декабре 2021 года, будет осуществляться преимущественно за счет денежных потоков РОЛЬФа. Вследствие этого агентство прогнозировало значительный рост долговой нагрузки до 3,0х - 3,5х отношения долга к EBITDA объединенной компании, что существенно превышало текущий уровень долговой нагрузки РОЛЬФа. При этом за последние два года финансовые метрики самой компании существенно укрепились: в частности, долговая нагрузка по расчетам агентства улучшилась до 1,0х на 30.06.2021 и 0,9х на 30.06.2022 по сравнению с 3,6х на 30.06.2020.     

Риск-профиль отрасли автомобильного ретейла оценивается агентством умеренно негативно в силу слабой устойчивости к внешним шокам и невысоких барьеров для входа новых игроков, либо укрепления действующих. В период кризисных явлений в экономике, сопровождающихся падением реальных располагаемых доходов населения, спрос на новые автомобили снижается и, как правило, оказывает отрицательный эффект на деятельность автодилеров. При этом активное развитие продаж автомобилей с пробегом, сервисного обслуживания, сильные конкурентные преимущества, диверсифицированный портфель брендов и присутствие в регионах с наиболее устойчивым спросом отчасти минимизируют риск значительного уменьшения продаж компании.

В 2021 году для автодилеров складывалась благоприятная рыночная конъюнктура, начавшаяся в 2020 году и связанная с дефицитом новых автомобилей. Из-за задержек в цепочках поставок, вызванных пандемией коронавируса и временных приостановок производств на заводах автопроизводителей, значительно выросли цены на новые автомобили, и повысилась маржинальность каждой сделки для автодилеров. Однако, в 2022 году рынок авто продаж подвергся масштабным потрясениям. Так, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в 2022 году авторынок России сократился сразу в 2,5 раза. Резкое изменение геополитической ситуации и введение международных санкций привели к уходу многих иностранных автомобильных марок с российского рынка и проблемам с поставками комплектующих и запчастей. При этом резкое ухудшение макроэкономического фона также привело к стремительному росту цен на автомобили. В 2022 году автомобильный рынок в России изменился по своей структуре: на нем стали преобладать автомобили китайских и российских брендов, а автодилеры начали развивать ввоз ранее ушедших иностранных марок через параллельный импорт.

Бизнес-модель большинства автодилеров, в т. ч. РОЛЬФа, предполагает оценку кумулятивной маржи, а не маржинальности в разрезе каждого из сегментов по отдельности. Таким образом, при реализации каждого автомобиля учитывается бонус от автопроизводителя, доход от реализации и установки дополнительного оборудования и аксессуаров, а также комиссия автодилера за оказание финансовых услуг. В таком случае сегменты продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом выступают отправной точкой для привлечения клиентов и оказания других более рентабельных услуг. При этом бизнес-модель РОЛЬФа предполагает существенную гибкость в управлении сегментами и быструю адаптацию в случае изменения внешних условий. На фоне нестабильной макроэкономической ситуации активное развитие РОЛЬФом продаж автомобилей с пробегом, которое является в настоящее время одним из важнейших направлений стратегического развития, положительно повлияло на операционные и финансовые результаты компании. У РОЛЬФа также имеется ряд перспективных стратегических инициатив, связанных с активной цифровизацией бизнеса, развитием финансовых, сервисных и дополнительных услуг.

За период 30.06.2021 – 30.06.2022 (далее – отчетный период) выручка компании незначительно уменьшилась на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 315,6 млрд руб., однако показатель EBITDA по расчетам агентства увеличился на 12%, с 26,6 млрд руб. до 29,7 млрд руб., а рентабельность по EBITDA улучшилась с 8,2% до 9,4% за аналогичный период. На сокращение выручки в отчетном периоде повлияло главным образом падение объемов продаж в 2022 году в сегментах новых и поддержанных авто, при этом существенный рост цен положительно сказался на маржинальности и EBITDA компании.

Факторы долговой и процентной нагрузки оказывают позитивное влияние на уровень рейтинговой оценки. За отчетный период показатель отношения долга к EBITDA уменьшился с 1,0х на 30.06.2021 до 0,9х на 30.06.2022 (далее – отчетная дата) за счет роста EBITDA. В связи с ростом стоимости кредитов после повышения ключевой ставки ЦБ РФ в 1 пг. 2022 уровень процентных расходов компании возрос, но остался выше бенчмарков агентства. За отчетный период отношение EBITDA к годовым процентным платежам снизилось с 11,9х до 9,1х.

Агентство ожидает некоторое ухудшение финансовых метрик компании в следующие 12 месяцев от отчетной даты, связанное с негативным влиянием макроэкономических факторов в 2022-2023 годах, при этом агентство ожидает, что метрики компании восстановятся на горизонте следующих 2х лет от отчетной даты. 

Агентство умеренно оценивает обеспеченность компании в ликвидности. Агентство отмечает достаточный уровень прогнозной ликвидности: операционный поток вместе с денежными средствами и доступными кредитными линиями достаточен для покрытия процентных расходов, предстоящих погашений и капитальных затрат. Агентство сдержанно оценивает качественную оценку ликвидности в силу невысокой дюрации кредитного портфеля. Почти весь кредитный портфель компании состоит из краткосрочных обязательств, что может привести к увеличению затрат при рефинансировании. При этом агентство положительно отмечает наличие широких возможностей рефинансирования долга, а также консервативной политики размещения свободных денежных средств.

Агентство также положительно отмечает, что в августе 2022 года компания выплатила в полном объеме ранее зарезервированные на счетах компании 19,4 млрд руб. по иску генеральной прокуратуры без значительного ущерба операционным и финансовым результатам. При этом на текущую дату компании не было предъявлено новых исковых заявлений со стороны правоохранительных органов.

Риски корпоративного управления компании оцениваются агентством как невысокие. В компании функционирует совет директоров, который состоит из пяти членов, один из которых является независимым директором. В числе сдерживающих факторов агентство отмечает умеренный уровень риск-менеджмента. При этом агентство положительно отмечает, что в течение 2022 г. в компании было принято положение по управлению финансовыми рисками и утверждена методика оценки финансового состояния банков-контрагентов, а в настоящее время разрабатывается реестр ключевых рисков и программа их минимизации. На сайте компании раскрывается годовая и промежуточная консолидированная отчетность по стандартам МСФО, а также прочие сведения о деятельности компании, что способствует повышению информационной прозрачности.

По данным аудированной консолидированной отчетности АО «РОЛЬФ» по МСФО активы компании на 30.06.2022 составили 79,5 млрд руб., капитал – 23,8 млрд руб. Выручка за период 30.06.2021-30.06.2022 составила 315,6 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «РОЛЬФ» был впервые опубликован 04.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.03.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022)   https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «РОЛЬФ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «РОЛЬФ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «РОЛЬФ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023