Рейтинговые действия, 22.12.2023

«Эксперт РА» пересмотрел и присвоил кредитный рейтинг АО «ЭРА Групп» на уровне ruAА и изменил прогноз на стабильный

Москва, 22 декабря 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело и присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «ЭРА Групп» на уровне ruАА и изменило прогноз на стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA+ с позитивным прогнозом.

Рейтинг кредитоспособности АО «ЭРА Групп» обусловлен умеренно высокой оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, умеренно сильными рыночными и конкурентными позициями, низкой долговой нагрузкой, сильными показателями рентабельности, максимальной оценкой уровня ликвидности и умеренно высоким качеством корпоративного управления.

Повышение рейтинга обусловлено преимущественно увеличением в обновленной методологии веса факторов ликвидности, а также улучшением оценок долговой нагрузки и процентной нагрузки на фоне позитивных значений показателей по бенчмаркам агентства за 30.06.2022-30.06.2023 (далее – отчетный период) и отсутствия ожиданий по их существенному ухудшению в будущем. Причина пересмотра рейтинга: плановый пересмотр, в связи с регуляторными требованиями.

АО «ЭРА Групп» (далее – «Компания») объединяет ряд предприятий, оперирующих пассажирской и грузовой транспортной инфраструктурой в международном аэропорту Красноярск. Аэропорт находится в непосредственной близости к г. Красноярск (ruA, позитивный), обладает взлетно-посадочной полосой длиной 3700 м и не имеет ограничений по принимаемым воздушным судам, включая сверхтяжелые транспортные суда. Предельная пропускная способность пассажирского терминала составляет порядка 5 млн пасс. в год, что подразумевает достаточную свободную мощность с учётом прогноза пассажиропотока в 3,7 млн пасс. в 2023 году.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО АО «ЭРА Групп».

Обоснование рейтинга

Умеренно высокая оценка риск-профиля отрасли. Отрасль транспортной инфраструктуры характеризуется очень высокими барьерами для входа новых игроков ввиду капиталоёмкости проектов, что объясняет ограниченную конкуренцию на рынке. Агентство в целом сдержанно оценивает устойчивость аэропортов к внешним шокам ввиду высокой зависимости финансовых результатов компаний от динамики пассажиропотока, который в свою очередь обусловлен динамикой располагаемых доходов населения и цен на авиабилеты. Последние в значительной степени зависят от наличия мер поддержки авиационной отрасли, которая нестабильна во времени. При этом агентство отмечает, что пассажирский сегмент Компании демонстрирует стабильные темпы роста, несмотря на падение международных перевозок. По итогам 9 месяцев 2023 года пассажиропоток Компании вырос на 25% к аналогичному периоду 2022 года. Агентство ожидает, что рост пассажироперевозок продолжится в следующем году благодаря запуску новых маршрутов внутри страны и росту международных перевозок в страны Азии. В тоже время, восстановление в сегменте грузовых авиаперевозок пока не наблюдается, доля в выручке Компании от данного направления за 9 мес.2023г. составила около 1% (около 8% годом ранее).

Умеренно сильные рыночные и конкурентные позиции. Компания является монополистом в своем регионе, ближайшие аэропорты сравнимого класса находятся в более чем 400 километрах. Износ основных средств Компании по бухгалтерским данным составляет порядка 30% по состоянию на 30.06.2023 (далее – «отчетная дата»), что соответствует умеренно позитивной оценке. В течение последних лет Компания провела реконструкцию пассажирского терминала, завершила строительство нового грузового комплекса и провела работы по техническому перевооружению воздушного пункта пропуска. Оценка рынка сбыта Компании немного улучшилась по сравнению с прошлым анализируемым периодом на фоне роста уровня среднедушевых доходов населения Красноярского края в 2022 году до 41,5 тыс. руб. по сравнению с 31,6 тыс. руб. в 2021 году.  Агентство отмечает, что выручка Компании зависит от регулируемых ФАС тарифов по основным статьям авиационной выручки. Действующие регулируемые и нерегулируемые тарифы позволяют покрывать все операционные и поддерживающие капитальные расходы. При этом динамика изменения тарифов не поддается точному прогнозированию в долгосрочном периоде, так как зависит от взаимодействия Компании и ФАС в каждом отдельном случае при необходимости повысить ставку тарифа. Повышение должно быть обосновано ростом затрат Компании, например, необходимостью компенсации понесенных капитальных затрат на модернизацию терминала.   

В результате открытия регионального хаба в аэропорту Красноярска с июня 2021 года крупнейшей обслуживаемой авиакомпанией является ПАО «Аэрофлот» (ruA+, стаб.).  Второе место занимает базирующаяся в аэропорте АО "АК «НордСтар» (дочернее общество ПАО «ГМК «Норильский никель», ruAAA, стаб.). Совокупная доля двух операторов составляет порядка 25% в выручке Компании. Крупнейшим клиентом с точки зрения грузовых операций является ООО «АК Авиастар-Ту» (менее 1% выручки за 9 мес. 2023 года). Компания осуществляет страхование ключевых операционных и имущественных рисков (в том числе от перерывов в деятельности), что частично нивелирует риски получения убытков в результате наступления форс-мажорных обстоятельств на единственном работающем активе.

Низкая долговая и процентная нагрузка. Отношение скорректированного на чистый оборотный капитал долга Компании на отчетную дату к EBITDA за отчетный период составило 1,3х, что ниже бенчмарков агентства для максимальной оценки. Долг Компании привлечен преимущественно с плавающей процентной ставкой и превышает EBITDA Компании за отчетный период. При этом процентная нагрузка также находится на низком уровне: в отчетном периоде покрытие процентных платежей показателем EBITDA составило 4,2х. Агентство ожидает сохранения низкой долговой и процентной нагрузки в будущем благодаря тому, что планируемая инвестиционная программа Компании полностью покрывается прогнозным операционным денежным потоком.

Максимальный уровень ликвидности. Прогнозная ликвидность находится на высоком уровне ввиду прохождения пика капитальных вложений и невысокого объема необходимых поддерживающих инвестиций, на финансирование которых у Компании достаточно собственного операционного денежного потока. Ключевым источником ликвидности на горизонте 12 месяцев от отчетной даты является остаток свободных денежных средств на депозитах в банках с высоким кредитным качеством. АО «ЭРА Групп» имеет комфортный график погашения долга по основному кредиту.

Сильные показатели рентабельности. В отчетном периоде рентабельность по EBITDA составила 43%, а рентабельность по FCF - около 17%. Агентство ожидает сохранения рентабельности на высоком уровне в ближайшие годы.

Умеренно высокий уровень корпоративного управления. В Компании действует Совет директоров с наличием независимых членов, качество проработки стратегии находится на высоком уровне. Компания составляет годовую и промежуточную финансовую отчетность по стандартам МСФО, но не публикует её в открытом доступе и минимально раскрывает операционную статистику. Система управления рисками соответствует профилю рисков, принимаемых на себя Компанией, страхуются ключевые имущественные риски, а также риски возникновения убытков, связанных с перерывами в деятельности.

Оценка внешнего влияния

Фактор внешнего влияния отсутствует

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «ЭРА Групп» был впервые опубликован 30.12.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.12.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ЭРА Групп», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ЭРА Групп» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ЭРА Групп» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023