Рейтинговые действия, 23.05.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ставропольского края на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 мая 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством электрооборудования, мебели, стекла, обуви, швейных и текстильных изделий. 

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объём ВРП за 2021 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 884,7 млрд рублей, что на 1,5% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Увеличение объема ВРП по итогам 2021 года было поддержано ростом промышленного производства (+8,3%), а также положительной динамикой показателей розничной торговли и сельского хозяйства, относящихся к одним из ключевых отраслей экономики региона: оборот розничной торговли показал рост  на 5,9% относительно уровня 2021 года в сопоставимых ценах, а индекс производства продукции сельского хозяйства составил 127,4%. Увеличение промышленного производства сложилось по всем его отраслям, за исключением добычи полезных ископаемых, в том числе в обрабатывающих производствах (+5,8%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+27,2%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+19,9%). В соответствии с действующим прогнозом социально-экономического развития Ставропольского края на 2022 год и на период до 2024 года, индекс физического объема ВРП по итогам 2022 года ожидается в размере 102,0% в базовом сценарии и 101,2% – в консервативном.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос до 317,4 тыс. рублей с 308,5 тыс. рублей в 2020 году, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказала отрицательная динамика численности населения: численность населения региона сократилась за последние три года на 15,0 тыс. человек и составила 2 780,2 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент демографической нагрузки, по данным региона, составил 0,757 на 01.01.2021, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. На фоне послекризисного восстановления экономики региона наблюдалось снижение безработицы на 0,9 п. п. до уровня 5,3%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 228,4 млрд рублей, что на 9,4% выше уровня 2020 года в действующих ценах. В отчетном году наибольший объем инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) пришелся на обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 28,9%, сельское хозяйство – 19,1%, обрабатывающие производства – 13,1%, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение – 7,1%. Благодаря росту экономической активности в 2021 году отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года выросло до 23,8%, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года регионом ожидается объем внебюджетных инвестиций в размере 253 млрд рублей.

По итогам 2021 года бюджетная автономия Ставропольского края продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 53,8%, что на 6,3 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 29,3% при незначительном увеличении объема межбюджетных трансфертов на 0,1% к предыдущему году.  Положительная динамика ННД сложилась, преимущественно, за счет поступлений по налоговым доходам, которые в денежном выражении выросли на 8,9 млрд рублей относительно уровня 2020 года. Наибольший рост наблюдался по налогу на прибыль организаций (+77,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,8%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль произошло на фоне восстановительных процессов экономики и в основном связано с ростом в 2,1 раза налоговых отчислений от предприятий обрабатывающей промышленности, включая повышение поступлений от предприятий химической промышленности в 3,4 раза. По результатам обозначенной динамики в структуре налоговых доходов регионального бюджета в 2021 году лидирующую позицию занял налог на прибыль организаций с долей 35,2%, а налог на доходы физических лиц отодвинулся на второе место с долей 29,4%. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на высоком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 4,4%.

Несмотря на незначительный рост объема межбюджетных трансфертов в целом, в их структуре в 2021 году произошли значительные изменения. В частности, наблюдался существенный рост объема субсидий (+25,3% к уровню 2020 года) при снижении объема субвенций (-17,8%) и дотаций (-10,7%), в особенности, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета (-62,9%). Рост субсидий был обусловлен, в основном, увеличением объемов средств, поступивших для софинансирования расходных обязательств региона по реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, а таже капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках реализации мероприятий по социально-экономическому развитию региона. Снижение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета обусловлено восстановлением экономики и ростом ННД региона, а сокращение субвенций – уменьшением финансирования реализации полномочий РФ по осуществлению социальных выплат безработным гражданам. В результате указанной динамики доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов сократилась на 4,9 п. п. и составила 40,4%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Согласно данным закона о бюджете, в 2022 году снижение объема ННД и межбюджетных трансфертов составит 9,6% и 7,8% к уровню 2021 года соответственно.

В 2021 году расходы бюджета увеличились на 6,6 млрд рублей или на 4,7% относительно предыдущего года и составили 146,9 млрд рублей. Положительная динамика сложилась, в основном, за счет увеличения расходов на социальную политику (+2,8 млрд рублей), образование (+1,7 млрд рублей), ЖКХ (+1,5 млрд рублей) и национальную экономику (+1,0 млрд рублей), при этом финансирование общегосударственных вопросов, а также культуры и кинематографии было сокращено. По итогам указанной динамики доля расходов социального характера выросла на 0,5 п. п. и составила 68,4% общих расходов регионально бюджета в 2021 году. Гибкость расходной части бюджета находилась на умеренно высоком уровне: на долю капитальных расходов в общем объеме расходов регионального бюджета в 2021 году пришлось 7,6%. Согласно данным закона о бюджете, в 2022 году ожидается рост объема расходов на 9,2% к уровню 2021 года.

В 2021 году региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 12,7 млрд рублей или 14,8% ННД. В соответствии с данными региона, исполнение регионального бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 14,9 млрд рублей или 19,2% ННД, который будет покрыт преимущественно за счет остатков средств на счетах, а также привлечения бюджетных инфраструктурных кредитов.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем долговых обязательств на 01.01.2022 составил 28,9 млрд рублей или 33,6% к ННД за предыдущие 12 месяцев. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 66,0%, а остальной долг был представлен облигационными займами с долей 32,5% и гарантийными обязательствами – 1,5%. В 2022 году ожидается рост государственного долга на 0,5 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов. Кроме того, по итогам текущего года произойдет изменение структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов, так как помимо привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, в соответствии   с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов, в 2022 году регионы освобождаются от уплаты имеющихся бюджетных кредитов, вместе с тем  регионом планируется замещение коммерческих заимствований, подлежащих погашению в текущем году, бюджетными кредитами. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,95% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и открытые кредитные линии.

Объем доходов бюджета Ставропольского края по итогам 2021 года составил 159,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 146,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous/ (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023