Рейтинговые действия, 01.07.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг ФГУП «Росморпорт» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 1 июля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ФГУП «Росморпорт» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ФГУП «Росморпорт» (далее – компания) – стратегическое, системообразующее предприятие, учрежденное в целях эффективного развития и эксплуатации объектов федеральной собственности в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Стратегия развития компании предполагает реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение транзитного грузопотока через отечественные порты, в том числе путем наращивания портовых мощностей. Компания находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), которое координирует ее деятельность от согласования стратегии развития до утверждения ежегодной программы деятельности. Рейтинг компании по-прежнему учитывает сильный фактор поддержки от государства в соответствии с методологией.

В хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» на федеральном уровне находится ряд уникальных объектов: подводные гидротехнические сооружения (каналы, фарватеры, акватории), наземные гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, волноломы), системы обеспечения безопасности мореплавания. Кроме того, компания управляет флотом дизель-электрических ледоколов, буксиров, лоцманских и дноуглубительных судов. Статус естественной монополии позитивно влияет на оценку риск-профиля отрасли, в связи с отсутствием конкуренции по большинству направлений деятельности.

Агентство позитивно оценивает устойчивость отрасли к внешним шокам. Снижение грузооборота в условиях введения ограничительных мер, принимаемых на национальном и международном уровне в целях предотвращения распространения неблагоприятной эпидемиологической обстановки, привело к уменьшению объема портовых сборов (без учёта инвестиционного портового сбора) по сравнению с допандемийным уровнем (20 млрд руб. в 2021 году, 19,9 млрд руб. в 2020 и 22,3 млрд руб. в 2019). При этом развитие коммерческих услуг ледокольного, буксирного и дноуглубительного флота позволили компании компенсировать недополученный доход, а также улучшить финансовые показатели: рост выручки в 2021 году составил около 20% г/г.

Уникальная роль ФГУП «Росморпорт» в транспортной отрасли Российской Федерации обуславливает высокую оценку агентством рыночных позиций компании. Кроме того, бизнес-профиль компании поддерживается отсутствием в силу специфики деятельности зависимости от ключевых клиентов и контрагентов, а также диверсификацией линейки услуг. Поддержку рейтингу также оказывает отсутствие в деятельности компании материального валютного риска. Сдерживающее влияние на оценку рыночных и конкурентных позиций компании оказывают умеренная степень износа основных средств и наличие тарифного риска. Ставки портовых сборов, объем которых составляет около 66% выручки компании, устанавливаются ФАС. До 2021 года портовые сборы не индексировались, что негативно влияло на рентабельность основных направлений деятельности и не позволяло компании финансировать инвестиционную программу без привлечения заемных средств. В ноябре 2021 ФАС согласовала индексацию ставок портовых сборов в два этапа: с 30 ноября 2021 - на 3,1% и с 1 января 2022 года - на 3,4%. Введение в 2021 году инвестиционного портового сбора, рост доли выручки по предоставлению коммерческих услуг привели к росту уровня рентабельности компании. Так, маржа по EBITDA за 2021 год (далее – «отчетный период») составила около 30%, по итогам прошлого года 25%. В текущем году в условиях снижения количества заходов судов в российские порты (в пределах 10% по оценке компании) вследствие действия санкционных ограничений и закрытия сложившихся логистических маршрутов ожидается снижение объема портовых сборов, что вкупе с всплеском инфляции обуславливает необходимость дополнительной индексации ставок портовых сборов, которая на текущий момент не была согласована ФАС. Агентство отмечает, что текущий уровень рентабельности не является высоким значением для инфраструктурных компаний по бенчмаркам агентства, что наряду с исторически низким уровнем показателя FCF margin из-за относительно высокой потребности в осуществлении поддерживающих капитальных затрат ограничивает оценку фактора рентабельности компании.

Агентство позитивно оценивает ликвидность компании. Оценка прогнозной ликвидности компании отражает необходимость привлечения компанией дополнительных кредитных средств для реализации всех заложенных инвестиционных планов. На текущий момент компания обеспечила финансирование своих капитальных затрат на ближайший год за счет подписания кредитного соглашения с одним из крупнейших российских банков. Фактор качественной оценки ликвидности компании характеризует долгосрочный характер большей части долгового портфеля компании и ее широкие возможности по рефинансированию обязательств.  

На отчетную дату долговой портфель компании представлен остатками по кредитным линиям в объеме 5,9 млрд руб., облигационным займом на 4 млрд руб., который был размещен в октябре 2020 года, а также текущей задолженностью перед стивидорными компаниями в объеме 0,9 млрд руб., сформировавшейся в рамках совместных инфраструктурных проектов, которая по-прежнему трактуется агентством как квазикапитал, в связи с отсутствием обязанности по уплате процентов, а также привязанностью графика погашения задолженности к факту наличия доходных поступлений. Указанная задолженность перед стивидорными компаниями образовалась в результате реализации проектов государственно-частного партнёрства по так называемой «инвестиционно-подрядной» модели: такие программы подразумевают строительство объектов инфраструктуры, которые законодательно могут находиться только в федеральной собственности, за счет средств частного инвестора с последующей компенсацией затрат последнего за счет дополнительного дохода компании от эксплуатации этих объектов.

Оценка долговой нагрузки оказывает умеренно положительное влияние на рейтинг. По расчетам агентства, по состоянию на отчетную дату отношение долга к EBITDA LTM составило 0,9х, за аналогичный период прошлого года – 1,4х. Снижение долговой нагрузки в отчетном периоде обусловлено, прежде всего, ростом рентабельности. Агентство ожидает существенного роста уровня долга в среднесрочной перспективе в связи с реализацией масштабной инвестиционной программы. Однако ожидаемые поступления от инвестиционного портового сбора, потенциальная индексация тарифов, а также определенная степень гибкости в программе капитальных расходов позволят компании поддерживать комфортные, по мнению агентства, метрики по долгу. Также позитивное влияние на оценку оказывает низкий уровень процентной нагрузки.

Блок факторов по корпоративным рискам компании продолжает оцениваться агентством позитивно. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая степень транспарентности. В силу специфики организационно-правовой формы у компании отсутствует совет директоров и коллегиальный исполнительный орган. Агентство отмечает, что планируемое акционирование компании с преобразованием ее организационно-правовой формы в АО должно оказать позитивное влияние на деятельность, так как обеспечит более понятный инвесторам механизм операционного управления и облегчит привлечение финансирования. Сроки акционирования на текущий момент по-прежнему не определены, законопроект об акционировании прошел первое чтение в Государственной думе, компания ожидает принятия законопроекта в рамках осенней сессии 2022 года. Деятельность компании подчинена официально утвержденной долгосрочной стратегии развития до конца 2025 года. Основное имущество компании застраховано у страховщиков с высоким кредитным рейтингом. Компания осуществляет независимый контроль деятельности своих подрядчиков, в арендных договорах предусмотрены условия по минимальным объемам перевалки или судозаходов, при невыполнении которых стивидор (судовладелец) уплачивает компании штраф. При этом отсутствие у компании отдельного подразделения по управлению рисками ограничивает оценку риск-менеджмента от максимального значения.

По данным отчетности ФГУП «Росморпорт» за 2021 год по стандартам МСФО выручка составила 36,8 млрд руб. Объем активов на 31.12.2021 составил 140,7 млрд руб., собственный капитал – 113 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ФГУП «Росморпорт» был впервые опубликован 02.08.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.07.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ФГУП «Росморпорт», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ФГУП «Росморпорт» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ФГУП «Росморпорт» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Серое золото: почему алюминий рекордно дорог

Известия

За последние три месяца цены на алюминий подскочили почти на четверть, вновь приблизившись к историческим максимумам. На Лондонской бирже цена тонны алюминия достигла $3100 за 1 т. Это лишь немного не дотягивает до рекордных показателей, установленных в 2008 году. Рост цен на важнейший промышленный металл в целом совпадает с общим «суперциклом» сырья в последние год-полтора, но имеет и некоторые особенности, например проблему дефицита электроэнергии. Тем не менее в отличие от ситуации с литием и медью есть шанс, что алюминий удастся стабилизировать на нынешних высоких уровнях, чему поспособствуют в том числе новые металлургические проекты в России. Подробности — в материале «Известий».
07.02.2022

Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021