Рейтинговые действия, 14.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «ДелоПортс» на уровне ruAA-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 14 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «ДелоПортс» на уровне ruAA-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ООО «ДелоПортс» (далее – компания) владеет стивидорными активами российской Группы компаний «Дело» в порту Новороссийск и является одним из ключевых активов Группы. В структуру активов входят контейнерный терминал «НУТЭП», зерновой терминал «КСК» и Сервисная Компания «Дело». В соответствии с критериями методологии агентство использует для анализа кредитоспособности компании консолидированную отчетность по МСФО ООО «УК «Дело». 

ООО «УК «Дело» - головная компания Группы компаний «Дело», крупного транспортно-логистического холдинга, управляющего морскими терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. В августе 2022 года акционер группы, находящийся под контролем государства, увеличил долю участия в компании до 49%. Вырученные от сделки средства группа направила на снижение долговой нагрузки. Агентство выделяет по рейтингу умеренный фактор поддержки со стороны нового контролирующего акционера на основании оценки условного рейтингового класса акционера, которая соответствует наивысшему уровню кредитоспособности по национальной шкале РФ, а также мнения агентства о стратегической значимости группы для акционера. Представители акционера активно участвуют в проработке стратегических вопросов развития группы, входят в состав советов директоров операционных активов.

Транспортно-логистическое направление группы представлено ПАО «ТрансКонтейнер» и ООО «Рускон», которое занимается контейнерными перевозками, экспедированием и перевозкой негабаритных грузов. Стивидорное направление группы представлено ООО «ДелоПортс» (ruAA-, стаб.). Эта компания владеет контейнерным терминалом «НУТЭП», зерновым терминалом «КСК» и Сервисной Компанией «Дело», оперирующими в порту Новороссийска. В сентябре 2022 года группа закрыла сделку по приобретению 30,75% акций Global Ports (ruAA-, разв.) у APM Terminals (входит в A.P. Moller-Maersk), в результате чего стала владельцем 61,5% акций компании и приобрела контроль над активом. Ранее группа осуществляла совместное владение Global Ports и учитывала его в отчетности МСФО по методу долевого участия. Global Ports - крупнейший в России контейнерный стивидорный холдинг, ключевыми активами которого являются «Восточная стивидорная компания» на территории порта Восточный, «Первый контейнерный терминал» и «Петролеспорт» на территории Большого порта Санкт-Петербург. Для оценки блока финансовых рисков в целях сопоставимости показателей агентство применило допущение о том, что Global Ports консолидировался в отчетность группы в последней доступной финансовой отчетности по МСФО за 2021 год. Агентство ожидает, что в 2023 году доля транспортно-логистического сегмента в EBITDA группы будет составлять около 60%, а стивидорного – около 40%.

Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам транспортно-логистического сегмента группы как умеренно высокую. По мнению агентства, рынок контейнерных перевозок характеризуется меньшей волатильностью объемов, чем прочие сегменты транспортной отрасли. Это обусловлено высоким потенциалом роста контейнеризации грузов в России, которая отстает от показателей развитых стран, а также высокой диверсификацией грузов, которые перевозятся контейнерами. По итогам 9 месяцев 2022 года объем доходных перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» сократился на 5% г/г после роста на 15% по итогам 2021 года из-за отказа ряда клиентов от транзита грузов через территорию России, снижения экспортных перевозок по причине санкционных ограничений и импортных перевозок из-за ухода ряда международных импортеров потребительских товаров. Негативно на объемы повлияло также ухудшение эксплуатационной обстановки на сети ОАО «РЖД» на сухопутных погранпереходах и в портах Дальнего Востока. При этом в финансовых показателях это снижение было более чем компенсировано за счет роста средней ставки операторских услуг и увеличения операционной эффективности.      

Устойчивость к внешним шокам стивидорного сегмента группы оценивается на среднем по экономике уровне. В оценке заложены риски колебаний объемов перевалки контейнеров и зерна в целом, а также значительная неопределенность относительно операционных и финансовых показателей активов Global Ports в Санкт-Петербурге в 2023 году. По итогам 9 месяцев 2022 года контейнерооборот группы в Северо-Западном бассейне сократился более чем на 55% г/г при значительном снижении удельной выручки на TEU. За сентябрь 2022 года снижение контейнерооборота год к году составляло уже 81%. В финансовых показателях Global Ports за 9 месяцев 2022 года это снижение было полностью компенсировано за счет роста объемов перевалки контейнеров на Дальнем Востоке – на 17% г/г при существенном росте удельной выручки на TEU. При этом в 4 квартале 2022 года и в дальнейшем ожидается снижение финансовых показателей Global Ports: падение объемов в Санкт-Петербурге продолжится, так как в 2022 году существенная часть выручки приходилась на разовые операции по хранению контейнеров ушедших из России международных контейнерных линий. Группа находится в процессе замещения ушедших объемов перевалки за счет привлечения на терминалы неконтейнерных грузов. В Азово-Черноморском бассейне ООО «ДелоПортс» за 9 месяцев 2022 года продемонстрировало уверенную позитивную динамику: группе удалось избежать падения контейнерной перевалки и нарастить объемы зерновой перевалки на 18% г/г.      

Барьеры для входа в отрасль группы оцениваются агентством как очень высокие. Повышенные барьеры для входа на рынке контейнерных перевозок объясняются значимостью эффекта масштаба и преимуществами интегрированной бизнес-модели ПАО «ТрансКонтейнер», способной удовлетворить спрос разных категорий клиентов, а также наличием развитой терминальной сети. Барьеры для входа в стивидорной отрасли обусловлены очень высокими требованиями по капитальным затратам для строительства новых портовых мощностей и физическими ограничениями по расширению мощностей действующих игроков.  

Конкурентные позиции группы оцениваются агентством как сильные. ПАО «ТрансКонтейнер» является лидером на российском рынке контейнерных перевозок с долей по доходным перевозкам в 36% по итогам 9 месяцев 2022 года. Контейнерный парк группы характеризуется умеренно низкой степенью износа. Доля крупнейшей категории товаров в структуре контейнерных грузов, химической продукции, не превышает 18%. Стивидорные активы группы также являются лидирующими на российском рынке: по итогам 9 месяцев 2022 года на них приходилось порядка 75% объемов контейнерной перевалки в Азово-Черноморском бассейне, 45% - в Северо-Западном бассейне и 33% в Дальневосточном бассейне. Доля ООО «ДелоПортс» в перевалке зерновых в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна за тот же период составила 34%. Позитивное влияние на оценку оказывает умеренно низкая степень износа инфраструктурных активов, высокий уровень географической диверсификации и продуктовой диверсификация по переваливаемым грузам. Фактор концентрации бизнеса по группе оценивается позитивно: группа характеризуется диверсифицированной клиентской базой, отсутствием зависимости от труднозаменимых поставщиков и высокой диверсификацией по активам.

Фактор долговой нагрузки оказывает умеренно позитивное влияние на уровень рейтинга. На 31.12.2021 (далее – отчетная дата) отношение чистого долга к EBITDA группы (с учетом ретро-консолидации Global Ports) составило 3,2х, покрытие процентных затрат EBITDA – 3.6x. По итогам 2022 года агентство ожидает улучшения отношения чистого долга к EBITDA до 2,8х, благодаря устойчивой динамике EBITDA на всех операционных активах и сокращения объема долгового портфеля, однако покрытие процентных затрат EBITDA снизится до 2,5х по причине повышенных значений ключевой ставки Банка России до июля 2022 года. В 2023 году агентство допускает рост отношения чистого долга к EBITDA группы до 3,4х из-за ожидаемого падения показателей Global Ports и ограниченных возможностей по наращиванию EBITDA в текущих сложных макроэкономических условиях у других активов. Процентная нагрузка группы при этом может улучшиться до 2,7х на фоне нормализации процентных ставок в экономике. Агентство считает, что группа сможет контролировать рост своей долговой нагрузки при более значительном ухудшении рыночной конъюнктуры посредством гибкого управления своей инвестиционной программой. 

Фактор рентабельности группы оценивается позитивно. EBITDA margin группы с корректировкой выручки ПАО «ТрансКонтейнер» на услуги соисполнителей по итогам 2021 года составляла около 55%. Уровень валютных рисков группы оценивается агентством как умеренный. С переводом тарифов на контейнерном терминале «ДелоПортс» в рубли у группы фактически отсутствует материальная валютная выручка. Долговой портфель группы на отчетную дату на 89% также является рублевым. Незначительный объем валютной задолженности преимущественно представлен выпуском евроооблигаций Global Ports с погашением в 2023 году, который группа планирует рефинансировать в рубли, и долларовые облигации «ДелоПортс», обращающиеся на Московской Бирже, с погашением в 2025 году.  

Прогнозная ликвидность группы оценивается умеренно позитивно: на горизонте года от отчетной даты операционный денежный поток с учетом остатка денежных средств на счетах и невыбранных лимитов полностью покрывают все направления использования ликвидности. Ключевые направления инвестиционной программы группы – расширение терминальных мощностей на Дальнем Востоке, наращивание парка фитинговых платформ и контейнеров. Качественная оценка ликвидности высокая: агентство отмечает комфортный график погашения по долгу группы и высокий уровень диверсификации источников финансирования. У группы отсутствует формализованная дивидендная политика, однако агентство ожидает, что решения по объемам выплат акционерам будут приниматься исходя из объективной оценки возможностей группы с учетом уровня ее прогнозируемой долговой нагрузки.      

В блоке корпоративных рисков позитивное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень стратегического обеспечения и умеренно высокое качество корпоративного управления. В группе действует долгосрочная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная долгосрочная финансовая модель. При этом в совете директоров группы отсутствуют независимые члены, в структуре управления отсутствует коллегиальный исполнительный орган. Оценка фактора качества риск-менеджмента сдерживается отсутствием коллегиального органа по управлению рисками на уровне компании и неполным страхованием подвижного состава.  

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ДелоПортс» был впервые опубликован 19.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «ТрансКонтейнер», ООО «УК «Дело», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ДелоПортс», ООО «УК «Дело», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ДелоПортс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ДелоПортс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023