Рейтинговые действия, 19.04.2022

«Эксперт РА» понизил кредитный рейтинг компании «Аэрофлот» до уровня ruA и изменил прогноз на развивающийся
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 19 апреля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Аэрофлот» до уровня ruA. Прогноз по рейтингу – развивающийся. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruAA- со стабильным прогнозом.

Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» – крупнейшая в РФ авиационная группа, объединяющий авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. 57.3% акций компании принадлежит РФ. По итогам 2021 года компания перевезла 45.8 млн пассажиров и с долей 39.1% занимала лидирующее положение на рынке РФ.

Снижение рейтинга обусловлено ухудшением перспектив восстановления авиационной отрасли после пандемии COVID-19 и сильно возросшими операционными рисками, связанными с закрытием множеством стран своего воздушного пространства, что может привести к снижению выручки и рентабельности компании и росту валютных рисков, а также с запретом на продажу воздушных судов и запчастей к ним российским авиакомпаниям, что приведет к возникновению дополнительных трудностей в эксплуатации и техническом обслуживании и усложнению ведения стандартной операционной деятельности. Развивающийся прогноз отражает риск как возможности усиления санкционного давления и более резкого падения покупательной способности населения, и, как следствие, дополнительном давлении на рейтинг, так и возможности стабилизации ситуации и/или оказания дополнительной государственной поддержки, что позволит дополнительно нивелировать действующие эффекты.

По итогам 2021 года Группа «Аэрофлот» (в сопоставимом контуре с учетом выбытия авиакомпании «Аврора») значительно восстановила операционные показатели после снижения объемов бизнеса в 2020 году: пассажиропоток (PAX) вырос на 56,0% по сравнению с 2020 годом до 45.8 млн пассажиров, предельный пассажирооборот (ASK) вырос на 38.1% до 124.6 млрд ккм, а выполненный пассажирооборот (RPK) увеличился на 49,6% до 100.1 млрд пкм. В 2021 году в месячном разрезе пассажиропоток внутренних линий превышал результаты допандемийного 2019 года каждый месяц, кроме января и февраля. В результате по итогам 2021 года внутренние перевозки Группы выросли на 15.3% по сравнению с 2019 годом (в сопоставимом контуре Группы). Совокупный уровень восстановления перевозок составил 77.6% от объемов до пандемии.

Агентство умеренно негативно оценивает риск-профиль отрасли, принимая во внимание низкую устойчивость к внешним шокам – так как доходность авиаперевозок сильно подвержена влиянию макроэкономических тенденций и валютных шоков на население. Агентство положительно оценивает конкурентные позиции компании: Аэрофлот на 31.12.2021 являлся крупнейшим российским перевозчиком с флотом в 356 самолетов (59 широкофюзеляжных, 221 узкофюзеляжных среднемагистральных и 76 региональных) и большой долей рынка, которая примерно в 3 раза больше, чем у второй по размеру компании на рынке. Компания обладает молодым и современным флотом, средний возраст парка воздушных судов Группы «Аэрофлот» – порядка 7 лет, что оказывает дополнительное позитивное влияние с учетом меньшей текущей потребности в ремонтах судов. В рамках действующей стратегии, головная авиакомпания, «Аэрофлот» фокусируется на перевозках по хабовой модели на дальне- и среднемагистральных маршрутах с повышенным спросом на бизнес-класс. «Победа» развивается как лоукостер, масштабируя модель и поддерживая высокий уровень заполняемости и использования судов. «Россия» фокусируется на региональных перевозках, являясь центром компетенции по эксплуатации флота российского производства.

Агентство оценивало блок финансовых рисков принимая во внимание количественные показатели на основе трехлетнего горизонта, с 2020 по 2022 год, предполагая, что компания сможет поддерживать достаточно высокий объем внутренних перевозок и сможет сохранить часть международных линий, не попавших под прямые ограничения. Ранее агентство рассматривало четырехлетний горизонт с сильными перспективами восстановления объема полетов в 2022 годе на фоне предполагавшихся к снятию ограничений с основных туристических направлений, что позволяло частично компенсировать влияние исключительно низких финансовых показателей 2020 года. Изменившаяся рыночная конъюнктура крайне сильно усложняет прогнозирование операционных и финансовых показателей, что оказывает негативное воздействие на уровень рейтинга. По итогам 2021 года компания демонстрировала существенное улучшение показателей по сравнению с 2020 годом, демонстрируя рост выручки на 63% до 491 млрд руб., и снижение чистого убытка по итогам года до 34.5 млрд руб. по сравнению с 123.2 млрд руб. годом ранее. EBITDA (по расчетам агентства) кратно улучшилась и составила 111 млрд руб. Отношение совокупного долга к EBITDA по итогам 2021 года составило 7.1, отношение долга к FFO за вычетом поддерживающих капиталовложений улучшилось до 13.2. Покрытие процентных расходов EBITDA составило по результатам 2021 года 2.7. Поддержку рейтингу оказывает позитивная оценка рентабельности – маржа по EBITDA по итогам 2021 года составила 23%.

Ключевым положительным фактором в блоке продолжает являться оценка ликвидности. Компания закончила 2021 год с 93.8 млрд руб. денежных средств и эквивалентов и располагает доступными кредитными линиями, что на фоне невысоких капитальных затрат и ожидаемого умеренно положительного операционного денежного потока обеспечивает достаточно высокий уровень прогнозной ликвидности на 2022 год.

Агентство при этом обращает внимание на возросшие валютные риски – по итогам предыдущих лет компания компенсировала валютные операционные затраты сравнимым объемом валютной выручки от международных направлений, однако по итогам 2022 года агентство предполагает существенный рост дисбаланса валютных расходов и поступлений. Компания в данный момент не использует производные финансовые инструменты для хеджирования валютного риска. Компания также подвержена рыночному риску через волатильность цен на авиатопливо, составляющим порядка трети совокупной себестоимости и значительно влияющему на рентабельность компании. Управление этим риском осуществляется в рамках структурирования контрактов на покупку авиатоплива, в том числе путем увеличения срока усреднения цены, а также компенсациями через механизм демпфера.

По совокупности факторов, агентство выделяет внешний фактор поддержки со стороны государства. Аэрофлот характеризуется сильной системной значимостью, и, при этом, высокой степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как сильного. Являясь системообразующей компанией, компания обеспечивает международные и межрегиональные связи, в том числе связь с удаленными регионами Дальнего Востока, предлагая билеты по плоским тарифам. Компания связывает более 60 городов страны своей магистральной сетью, что является важным для обеспечения связанности страны с учетом российских расстояний. Одновременно компания является крупнейшим эксплуатантом гражданского флота российского производства, в частности 76 самолета Сухой Суперджет, планируя увеличивать их парк в дальнейшем. Также компания планирует ввод в эксплуатацию нового типа российских самолетов МС-21. Степень влияния оценивается как сильная: государство контролирует более 50% в капитале и реализует управление компанией через большинство в Совете директоров. С точки зрения инструментов поддержки, в 2020 году помимо общеотраслевых мер, включая субсидии, компания получила индивидуальную поддержку: государство приняло участие в дополнительной эмиссии акций и обеспечило государственные гарантии для привлечения кредитов. На момент актуализации рейтинга правительством обсуждался ряд субсидий, которые могут существенно поддержать операционную деятельность компаний отрасли: по поручению Президента Российской Федерации Правительство выделит российским авиакомпаниям субсидии в размере 19.5 млрд рублей на возврат пассажирам стоимости билетов по маршрутам, которые были отменены из-за внешних ограничений, а также Президентом  одобрена программа компенсации (субсидирования) части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах на сумму до 110 млрд рублей.

Агентство положительно оценивает блок корпоративных рисков, принимая во внимание концентрированную структуру акционерной собственности и хорошую организацию и регламентацию управленческих механизмов.

По данным отчётности ПАО «Аэрофлот» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2021 составляли 1.1 трлн руб., капитал – -146.4 млрд руб. Выручка по итогам 2021 года составила 491.7 млрд руб., чистый убыток – 34.5 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ПАО «Аэрофлот» был впервые опубликован 23.04.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.04.2021

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Аэрофлот», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Аэрофлот» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Аэрофлот» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023