Рейтинговые действия, 12.05.2021

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Ульяновской области на уровне ESG-III
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 12 мая 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг ESG Ульяновской области на уровне ESG-III, что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение.

Блок E (Environmental, Окружающая среда) оказывает умеренно позитивное влияние на уровень ESG рейтинга региона.

Регион уделяет большое внимание сохранению природы и улучшению окружающей среды. Агентство позитивно оценивает влияние предприятий и транспорта области на состояние атмосферного воздуха. По итогам 2019 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, и объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта составили 53,4 тыс. тонн (0,1 тонн на 1 млн рублей ВРП), что почти в 3 раза ниже уровня 2018 года.

Давление на рейтинговую оценку оказывают умеренно низкое влияние предприятий региона на состояние почвы и умеренно низкие затраты на охрану окружающей среды. Область является промышленным регионом. Основной отраслью специализации является машиностроение, на долю которого приходится 56% объёма промышленного производства. В результате работы промышленных предприятий загрязняется почва. Так, территория на Нижней Террасе Заволжского района г. Ульяновска, ранее принадлежавшая федеральному государственному унитарному предприятию «Производственное объединение «Ульяновский машиностроительный завод», загрязнена отходами мазута. Территория природного комплекса памятника природы регионального значения «Винновская роща» и Куйбышевского водохранилища, загрязнены нефтепродуктами. Кроме того, полигон твердых коммунальных отходов в районе села Красный Яр Заволжского района г. Ульяновска на площади 5,8 га и с объёмом размещенных отходов 1,2 млн тонн представляет объект накопленного вреда окружающей среде. В то же время на территории области региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами прием из других регионов не осуществляется. Регион ведет работу по ликвидации несанкционированных свалок и нефтезагрязнения («Винновская роща» и полигон ТКО в районе с. Красный Яр включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде приказом Минприроды России 4 мая 2021 года), а также работу по раздельному сбору твердых отходов. В настоящее время региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами размещено около 300 контейнеров (сеток) для сбора пластика. Также областью ведутся работы по лесовосстановлению. В 2020 году на землях лесного фонда региона проведена посадка лесных культур и выполнена в полном объёме: при плане 1500 га искусственное лесовосстановление проведено на площади 1614 га, что составило 108% от запланированного объёма. Затраты на охрану окружающей среды по итогам 2019 года составили 2,7 млрд рублей, что на 16% выше уровня 2018 года или на 377 млн рублей, но все еще находятся на невысоком уровне.

Воздействие предприятий региона на водную среду оценивается агентством на умеренно комфортном уровне. Отношение объема оборотной и последовательно используемой воды к совокупному объему оборотной и последовательно используемой воды и использованию свежей воды составило в 2019 году 84,7%, что на 3,0 п. п. ниже уровня 2018 года. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты составил 94 млн куб. м, что соответствует уровню 2018 года и на 7 млн куб. м ниже уровня 2017 года.  На территории области реализуется региональный проект «Оздоровление Волги».

Агентство отмечает отсутствие у региона отдельной утвержденной и детализированной экологической стратегии, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. При этом, в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года есть раздел, посвященный экологии - Экологическая безопасность экономики и экология человека в Ульяновской области. В рамках реализации стратегии в регионе разработана и реализуется государственная программа «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», утвержденная в ноябре 2019 года, со сроком реализации 2020-2024 гг. Кроме того, на территории региона реализуется Экологическая доктрина, утвержденная в 2015 году.

Блок S (Social, Общество) оказывает умеренно негативное влияние на уровень ESG рейтинга региона.

Умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают невысокий уровень потребления алкоголя, высокий уровень численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, умеренно высокий уровень обеспеченности жильем. Продажа алкогольной продукции населению (водка и ликероводочные изделия, коньяк, винодельческая продукция, пиво и пивные напитки) по итогам 2019 года составила 7196,4 тыс. декалитров, что на 30,7 тыс. декалитров ниже, чем в 2018 году. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10 000 человек населения на начало учебного года 2019/2020 гг. составила 289 человек, что на 12 человек выше среднероссийского уровня. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя по итогам 2019 года, составила 29,1 кв. м и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 0,86 кв. м.

Давление на рейтинговую оценку оказывают низкий уровень доходов населения, отрицательная динамика численности населения, невысокая продолжительность жизни населения, низкий охват населения интернетом. По итогам 2020 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций составила 32,6 тыс. рублей, что значительно ниже среднероссийского уровня (в среднем по России среднемесячная заработная плата за 2020 год составила 51,0 тыс. рублей). Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2020 года в области установлена в размере 10 306 рублей (в Российской Федерации за 3 квартал – 11 606 рублей). Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на 01.01.2020 в регионе составила 15,5%, что на 0,2 п. п. выше уровня 2018 года и на 3,2 п. п. выше среднероссийского.  Численность населения региона на 01.01.2021, по предварительным данным, составила 1218,3 тыс. человек и за последние три года сократилась на 2,3% или почти на 30 тыс. человек. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 2020 год составила 71 год, что на 0,5 лет ниже, чем в среднем по России. Доля населения, использующего интернет в 2019 году, составила 76,3%, что соответствует уровню 2018 года.

Показатели, характеризующие развитие здравоохранения, дошкольного образования и уровень безработицы находятся на невысоком уровне и оказывают сдерживающее влияние. Численность врачей всех специальностей на 10 000 человек населения на 01.01.2020 составила 42,5 человек, что на 6,2 человека ниже среднероссийского показателя. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами составила 647,1 мест на 1000 детей, что на 17,6 мест меньше, чем в среднем по России. На фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусом в 2020 году вырос уровень безработицы на 1,1 п. п. и составил 4,9%.

Блок G (Governance, Качество управления) оказывает умеренно позитивное влияние на уровень ESG рейтинга региона.

Регион характеризуется умеренно низкой динамикой ВРП за последние три года. За период с 2017 года по 2019 год рост ВРП составил 3,9% в сопоставимых ценах, что на 2,4 п. п. ниже темпов роста ВРП по всем субъектам РФ за тот же период. ВРП на душу населения по итогам 2019 года составил 340,6 тыс. рублей, что на 9,4% выше уровня 2018 года. Дисциплина исполнения бюджета по итогам 2020 года оценивается агентством на умеренно высоком уровне, в 2019 году было выявлено одно нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в превышении доли иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета региона, замененной дополнительными нормативами отчислений. На территории региона реализуется Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 г. N 16/319-П. В рамках реализации стратегии в регионе действует более 20 государственных программ области. Агентством позитивно оценивается уровень детализации и качество реализации документов стратегического развития региона, разработанных в рамках целеполагания и программирования.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При присвоении рейтинга ESG Ульяновской области применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.02.2021).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Правительство решит, что делать с долгами региональных бюджетов

Ведомости

Минфин должен представить свои предложения в среду, 7 апреля
06.04.2021

Аналитики ожидают снижения дефицита бюджетов регионов и роста их долга

Российская газета

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" ожидает в 2021 году снижения совокупного дефицита бюджетов регионов и роста их долговой нагрузки, которая, однако, останется далека от максимумов и будет сопровождаться дальнейшим улучшением структуры долга.
06.04.2021

Интервью Гульназ Галиевой телеканалу Совета Федерации о ситуации в региональных экономиках

Старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева в программе «Актуальное интервью» на телеканале Совета Федерации 30.06.2020

«Эксперт РА»: дефицит региональных бюджетов по итогам года составит 200 млрд рублей

Banki.ru

Треть российских регионов продемонстрировала сокращение доходов бюджета за первые четыре месяца 2020 года, а падение налоговых и неналоговых доходов (ННД) коснулось более 2/3 регионов и составило свыше 200 млрд рублей. Об этом говорится в обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА» «COVID-19 поразил доходы регионов».
19.06.2020

Аналитики прогнозируют рост госдолга регионов до 2,3-2,5 трлн рублей

Российская газета

Дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года составит около 200 млрд рублей, на сопоставимую сумму вырастет госдолг регионов, прогнозирует агентство "Эксперт РА" в обзоре "COVID-19 поразил доходы регионов". В прошлом году разница между доходами и расходами регионов была близка к нулю (агрегированный профицит составил 4,7 млрд руб. против 510 млрд годом ранее).
18.06.2020