Москва, 2 июня 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона носит диверсифицированный характер с преобладанием в отраслевой структуре торговли, обрабатывающих производств и сельского хозяйства. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством электрооборудования, мебели, стекла, обуви, швейных и текстильных изделий.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2020 году, по оценке региона, составил 823,1 млрд рублей, или 97,0% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах. ВРП на душу населения в 2020 году по оценочным данным составил 293 тыс. рублей, снизившись на 0,7% относительно 2019 года. Уровень безработицы в регионе снижался с 2017 по 2019 год и впервые в 2020 году, на фоне развития коронавирусной пандемии, увеличился на 1,4 п. п. до 6,2%. По итогам 2021 года ожидается снижение уровня безработицы до 6,0%. Показатели численности населения региона и её динамика оказывают сдерживающее влияние на рейтинг: численность населения по состоянию на 01.01.2021 составила 2806,0 тыс. человек. За последние пять лет численность населения выросла всего на 4,4 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,761, что на 1,7% выше прошлогоднего значения.
Последние несколько лет стабильно увеличивается объём инвестиций в основной капитал региона (за исключением бюджетных средств), который по итогам 2020 года составил 208,6 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 21,7%. Приоритетными направлениями инвестиций были проекты агропромышленного комплекса, а также химической промышленности и туристической отрасли. По итогам 2021 года объём внебюджетных инвестиций прогнозируется на уровне 230 млрд рублей. Среди ключевых проектов – строительство ветрогенерирующих установок и ветроэлектростанций на территории Ставропольского края, строительство и модернизация тепличных комплексов, а также жилых и санаторно-курортных комплексов
Степень автономности регионального бюджета оценивается агентством сдержанно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 47,5%, что на 11,5 п. п. ниже уровня 2019 года. В абсолютном выражении ННД регионального бюджета за 2020 год составили 66,4 млрд рублей или 107,8% утвержденного годового прогноза. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности регионального бюджета, а также финансирование мер профилактики и устранения последствий коронавирусной пандемии. По итогам 2020 года общие доходы регионального бюджета выросли на 19,7%, ННД снизились на 3,7% по сравнению с 2019 годом. Имело место снижение поступлений по налогу на прибыль (-17,4%), налогу на имущество организаций (-5,1%) и акцизам (-7,0%), вызванное спадом деловой активности в реальном секторе экономики в связи с распространением коронавирусной инфекции. С другой стороны, в результате роста фонда оплаты труда в 2020 году произошло увеличение поступлений по НДФЛ (+8,8% к 2019 году).
Объём безвозмездных поступлений от других бюджетов РФ в 2020 году увеличился в полтора раза по сравнению с 2019 годом и составил 72,7 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом объём дотаций увеличился на 30% до 32,9 млрд рублей, субсидий – на 90% до 21,1 млрд рублей, субвенций на 62% до 10,8 млрд рублей. Треть общего объёма дотаций была выделена для компенсации недопоступления ННД из-за последствий коронавирусной пандемии. Значительная часть субсидий и субвенций в 2020 году была предоставлена в рамках реализации мер социальной поддержки граждан с детьми, безработных граждан, учащихся, медицинских работников.
В 2020 году расходы бюджета выросли на 20% по сравнению с 2019 годом и составили 140,4 млрд рублей. Две трети общего объёма бюджетных средств приходится на социальную сферу. Больше всего увеличились расходы на здравоохранение (прирост 56% по сравнению с 2019 годом), социальную политику (+37%), образование (+12%). В 2020 году расходы по указанным направлениям составили 92,6 млрд рублей, что на 31% больше прошлого года. Увеличение расходов социального блока было прежде всего обусловлено направлением бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ставропольского края, повышением оплаты труда «указным» категориям работников государственных и муниципальных учреждений, повышением минимального размера оплаты труда. Гибкость расходов регионального бюджета оценивается агентством сдержанно: доля капитальных вложений в расходах по итогам 2020 года составила 5,9%.
Последние три года региональный бюджет исполнялся с профицитом. В 2020 году дефицит бюджета составил 0,85% от ННД. По оценке региона, в 2021 году бюджет будет исполнен с дефицитом 6,1 млрд рублей, или 9,02% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах региона, банковские кредиты и облигационные займы.
В условиях пандемии в связи с ростом объема расходов на финансирование мероприятий по устранению последствий коронавирусной инфекции объём государственного долга вырос и составил 36,5 млрд рублей по состоянию на 01.01.2021. Долговая нагрузка региона оценивается агентством как комфортная и составила 54,9% ННД. По итогам 2021 года ожидается снижение объёма заимствований на 8% до 33,4 млрд рублей, или до 49,2% ННД. Также, в связи с неготовностью банков выдавать среднесрочные кредиты под низкую ставку, край продолжит наращивать объем облигационных займов в структуре долга, доля которых составила 29% в 2020 году против 17% в 2019, а в 2021 увеличится до 37%. Около половины долга по-прежнему будут составлять бюджетные кредиты. К началу июля регион планирует погасить оставшуюся часть полугодового кредита на общую сумму 5,7 млрд рублей, полученного от Министерства финансов Российской Федерации в декабре 2020 года (в марте 2021 года произведено погашение 0,7 млрд рублей). Данный кредит составляет основную часть краткосрочных долговых обязательств региона, подлежащих погашению в течение следующих 12 месяцев, доля которых в общем долге составила 21,1% на 01.01.2021. Агентство также позитивно оценивает уровень расходов на обслуживание регионального долга: в 2020 году они составили 0,92% ННД, почти не изменившись по сравнению с 2019 годом.
Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается остатками средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 139,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 140,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.12.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.