Рейтинговые действия, 02.07.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании ФГУП «Росморпорт» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 2 июля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ФГУП «Росморпорт» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ФГУП «Росморпорт» (далее – компания) – стратегическое, системообразующее предприятие, учрежденное в целях эффективного развития и эксплуатации объектов федеральной собственности в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Стратегия развития компании предполагает реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение транзитного грузопотока через отечественные порты, в том числе путем наращивания портовых мощностей. Компания находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), которое координирует ее деятельность от согласования стратегии развития до утверждения ежегодной программы деятельности. Рейтинг компании по-прежнему учитывает сильный фактор поддержки от государства в соответствии с методологией.

В хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» на федеральном уровне находится ряд уникальных объектов: подводные гидротехнические сооружения (каналы, фарватеры, акватории), наземные гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, волноломы), системы обеспечения безопасности мореплавания. Кроме того, компания управляет флотом дизель-электрических ледоколов, буксиров, лоцманских и дноуглубительных судов. Статус естественной монополии позитивно влияет на оценку риск-профиля отрасли, в связи с отсутствием конкуренции по большинству направлений деятельности.

Агентство позитивно оценивает устойчивость отрасли к внешним шокам. Снижение грузооборота в условиях введения ограничительных мер, принимаемых на национальном и международном уровне в целях предотвращения распространения неблагоприятной эпидемиологической обстановки, привела к уменьшению объема портовых сборов на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (19,9 млрд руб. в 2020 году и 22,3 млрд руб. в 2019). При этом развитие коммерческих услуг ледокольного, буксирного и дноуглубительного флота позволило компании компенсировать большую часть потерянного дохода: снижение выручки в 2020 году составило около 2% г/г. Несмотря на продолжающееся снижение количества судозаходов в 2021 году в пределах 3% г/г, агентство позитивно оценивает прогноз динамики доходов компании в текущем году.

Уникальная роль ФГУП «Росморпорт» в транспортной отрасли Российской Федерации обуславливает высокую оценку агентством рыночных позиций компании. Кроме того, бизнес-профиль компании поддерживается отсутствием в силу специфики деятельности зависимости от ключевых клиентов и контрагентов, а также диверсификацией линейки услуг. Поддержку рейтингу также оказывает отсутствие в деятельности компании материального валютного риска. Сдерживающее влияние на оценку рыночных и конкурентных позиций компании оказывает тарифный риск. Ставки портовых сборов, объем которых составляет около 70% выручки компании, устанавливаются ФАС. Агентство отмечает, что в последние годы портовые сборы не индексировались, что негативно влияет на рентабельность основных направлений деятельности и не позволяет компании финансировать инвестиционную программу без привлечения заемных средств. Маржа по EBITDA за 2020 год (далее - отчетный период) составила около 25%, что не является высоким значением для инфраструктурных компаний по бенчмаркам агентства, а показатель FCF margin находился в отрицательной зоне. Основные средства Группы характеризуются умеренной степенью износа, объем ее поддерживающих капитальных расходов составляет большую часть ее инвестиций, что оказывает давление на оценку фактора рентабельности.

Агентство умеренно позитивно оценивает ликвидность компании. Оценка прогнозной ликвидности компании отражает необходимость привлечения компанией дополнительных кредитных средств для реализации всех заложенных инвестиционных планов в этом году. Фактор качественной оценки ликвидности компании характеризует долгосрочный характер большей части долгового портфеля компании и ее широкие возможности по рефинансированию обязательств.  

На отчетную дату долговой портфель компании представлен остатками по кредитным линиям ПАО Сбербанк в объеме 6,4 млрд руб., облигационным займом на 4 млрд руб., который был размещен в октябре 2020 года, а также текущей задолженностью перед стивидорными компаниями в объеме 1,4 млрд руб., сформировавшейся в рамках совместных инфраструктурных проектов, которая по-прежнему трактуется агентством как квазикапитал, принимая во внимание отсутствие обязанности по уплате процентов, а также привязанность графика погашения задолженности к факту наличия доходных поступлений, источника погашения задолженности. Указанная задолженность перед стивидорными компаниями образовалась в результате реализации проектов государственно-частного партнёрства по так называемой «инвестиционно-подрядной» модели: такие программы подразумевают строительство объектов инфраструктуры, которые законодательно могут находиться только в федеральной собственности, за счет средств частного инвестора с последующей компенсацией затрат последнего за счет дополнительного дохода компании от эксплуатации этих объектов.

Агентство умеренно положительно оценивает фактор долговой нагрузки компании. По расчетам агентства, по состоянию на отчетную дату отношение долга к EBITDA LTM составило 1,3х, за аналогичный период прошлого года - 0,6х. Давление на оценку фактора оказывает отрицательное значение FCF компании. Уменьшение покрытия в отчетном периоде обусловлено существенным ростом долга на отчетную дату в связи с необходимостью реализации масштабной инвестиционной программы. По мнению агентства, ожидаемые поступления от портовых сборов и планируемая индексация тарифов, а также определенная степень гибкости в программе капитальных расходов позволят компании поддерживать комфортные, по бенчмаркам агентства, метрики по долгу. Низкий уровень процентной нагрузки оказывает положительное влияние на рейтинг.

Блок факторов по корпоративным рискам компании продолжает оцениваться агентством позитивно. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая степень транспарентности. В силу специфики организационно-правовой формы у компании отсутствует совет директоров и коллегиальный исполнительный орган. Агентство отмечает, что планируемое акционирование компании с преобразованием ее организационно-правовой формы в АО должно оказать позитивное влияние на деятельность, так как обеспечит более понятный инвесторам механизм операционного управления и облегчит привлечение финансирования. Сроки акционирования на текущий момент по-прежнему не определены, на данный момент компания ожидает рассмотрения законопроекта об акционировании Государственной думой в рамках осенней сессии 2021 года. Деятельность компании подчинена официально утвержденной долгосрочной стратегии развития до конца 2025 года. Основное имущество компании застраховано у страховщиков с высоким кредитным рейтингом. Компания осуществляет независимый контроль деятельности своих подрядчиков, в арендных договорах предусмотрены условия по минимальным объемам перевалки или судозаходов, при невыполнении которых стивидор (судовладелец) уплачивает компании штраф. При этом недостатком управления кредитными рисками компании являются недостаточно консервативные требования по минимальному уровню кредитоспособности к банкам-гаранторам по выдаваемым подрядчикам авансам.

По данным отчетности ФГУП «Росморпорт» за 2020 год по стандартам МСФО выручка составила 30,6 млрд руб. Объем активов на 31.12.2020 составил 110,8 млрд руб., собственный капитал – 86,4 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ФГУП «Росморпорт» был впервые опубликован 02.08.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.07.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ФГУП «Росморпорт», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ФГУП «Росморпорт» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ФГУП «Росморпорт» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Серое золото: почему алюминий рекордно дорог

Известия

За последние три месяца цены на алюминий подскочили почти на четверть, вновь приблизившись к историческим максимумам. На Лондонской бирже цена тонны алюминия достигла $3100 за 1 т. Это лишь немного не дотягивает до рекордных показателей, установленных в 2008 году. Рост цен на важнейший промышленный металл в целом совпадает с общим «суперциклом» сырья в последние год-полтора, но имеет и некоторые особенности, например проблему дефицита электроэнергии. Тем не менее в отличие от ситуации с литием и медью есть шанс, что алюминий удастся стабилизировать на нынешних высоких уровнях, чему поспособствуют в том числе новые металлургические проекты в России. Подробности — в материале «Известий».
07.02.2022

Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021