Рейтинговые действия, 24.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Вертолеты России» на уровне ruAA-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 24 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Вертолеты России» на уровне ruAA-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

АО «Вертолеты России» (далее – Компания) консолидирует большинство вертолетостроительных предприятий Российской Федерации (далее – Холдинг) и является одним из крупнейших холдингов в составе системообразующей Государственной корпорации «Ростех». Рейтинг Компании учитывает сильный фактор поддержки со стороны государства, что обусловлено её ключевой ролью на российском рынке военных вертолетов: Холдинг занимается исполнением контрактов в рамках гособоронзаказа (далее – ГОЗ), военно-технического сотрудничества (далее – ВТС). Государство оказывает поддержку Холдингу посредством бюджетного финансирования затрат на НИОКР по разработке вертолетной техники различного назначения и проектов технического перевооружения и реконструкции производственной базы в рамках государственных программ, а также субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным в рамках выполнения государственных программ.

В Холдинге организован весь цикл производства вертолетов от проектирования до сборки, а также действует производство запасных частей, послепродажное и сервисное обслуживание. Большая часть объемов производства Холдинга сосредоточена на операционных производственных предприятиях. Агентство отмечает, что по большей части долговых обязательств Компании, в том числе по облигационным выпускам, отсутствует регресс на денежные потоки Холдинга, что компенсируется отсутствием ограничений на движение денежных средств с уровня операционных предприятий на уровень Компании по экспортным контрактам в рамках ВТС и гражданским контрактам. Агентство позитивно оценивает высокий уровень диверсификации выручки, которая по-прежнему более чем на 50% сформирована экспортом в страны 5 регионов мира. Поддержку маржинальности экспортных контрактов в случае ослабления рубля оказывает снижение доли валютных затрат в структуре себестоимости, которое достигнуто благодаря реализованным мерам по импортозамещению.

Риск-профиль отрасли ОПК оценивается агентством как отрасль, характеризующуюся повышенной устойчивостью к внешним шокам по сравнению с другими промышленными предприятиями машиностроения. Во многом это обусловлено фактором государственной поддержки, что выражается в обеспечении относительно стабильного портфеля заказов на выпуск продукции вертолётостроения, позволяющий обеспечивать предсказуемое функционирование организации, вне зависимости от экономической ситуации. Несмотря на снижение объемов поставок военной продукции на экспорт из-за фактора пандемии, агентство наблюдало повышенный интерес со стороны государства на стимулирование государственных закупок продукции гражданского вертолётостроения для обеспечения экстренной эвакуации тяжелобольных граждан. Принимая во внимание устойчивость рыночных позиций компании на российском рынке как монопольного производителя военных вертолётов, так и лидера в поставках продукции гражданского вертолётостроения, общую фрагментированность рынка, появление новых конкурентов оценивается на минимальном уровне, что обусловило высокую оценку подфактора барьеров для входа. Риск от концентрации бизнеса оценивается как низкий благодаря умеренной диверсификации производственных активов при наличии достаточного страхового покрытия производственных активов. В структуре поставщиков, не аффилированных с Корпорацией Ростех, доля крупнейшего в структуре себестоимости оценивается как нематериальная.

Агентство положительно оценивает высокий объем контрактной базы, который по состоянию на 30.06.2021 оценивается на уровне около 1 трлн руб. Наличие достаточного объема контрактов для обеспечения стабильных объемов производства на горизонте ближайших 3 лет позитивно сказалось на оценке бизнес-профиля компании. При этом агентство позитивно оценивает расширение производства продукции гражданской авиации, что позволило Холдингу обеспечить большую диверсификацию в части поставляемой продукции.

В течение 2020 года темпы падения выручки компании замедлились несмотря на негативные рыночные условия в условиях пандемии, при которой правительства стран-заказчиков продукции Холдинга аллокировали бюджетные средства на меры обеспечения социальной стабильности и поддержание других секторов экономики в ущерб инвестированию в ОПК.  В таких условиях внутренние и внешние поставки продукции военного вертолётостроения сократились, в то время как число реализованных гражданских вертолётов, напротив, увеличились. Наращивание объемов поставок продукции гражданского вертолётостроения способствовали восстановлению объемов формируемой выручки Холдинга в 2021 году. По данным промежуточной МСФО отчётности за 6 месяцев 2021 года выручка компании продемонстрировала рост на 29% по сравнению с сопоставимым периодом за предыдущий год, превысив допандемийные значения за 6 месяцев 2019 года. При этом агентство высоко оценивает перспективы дальнейшего роста доходов Холдинга на фоне высоких объемов законтрактованной выручки. Тем не менее, производство и продажа гражданских вертолётов характеризуется меньшей маржинальностью. Этот фактор, а также негативные условия функционирования Холдинга в 2020 году способствовали снижению уровня EBITDA за 30.06.2020-30.06.2021 (далее – отчетный период). Соответственно рентабельность по EBITDA за отчетный период, рассчитанная по методологии агентства, также снизилась до 16% с 27% годом ранее. Увеличение доли продукции гражданского вертолётостроения в перспективе ближайших 2 лет от отчётной даты будет способствовать сохранению рентабельности на более низком уровне. На этом фоне негативное влияние на рейтинг кредитоспособности оказывает увеличение программы капитальных затрат Холдинга, которая способствовала существенному увеличению долговой нагрузки. По расчётам агентства в соответствии с методологией, показатель долг с учётом арендных и пенсионных обязательств к EBITDA вырос до 3.9х против 2.3х годом ранее. Агентство не ожидает существенного ухудшения показателя в перспективе ближайших 2 лет от отчётной даты при отсутствии значимых изменений в программе капитальных затрат в силу увеличения объемов поставляемой продукции в будущем и стабильному наличию высокого объема денежных средств, объем которых составлял более 70% от совокупного долга на последнюю отчётную дату. Процентная нагрузка оценивается положительно агентством, однако по причине снижения объемов субсидий на процентные расходы соотношение EBITDA к процентным расходам за отчётный период, по методологии агентства, составил 4.9х, что оценивается умеренно-позитивно агентством.

Финансовый профиль компании стабильно характеризуется наличием достаточного объема ликвидных активов и свободных кредитных линий, позволяющих оперативно управлять собственной ликвидностью и обслуживать краткосрочные кредиты и займы. По состоянию на 30.06.2021 объем денежных средств и их эквивалентов на 75% покрывал общий объем всех кредитов и займов. Однако на фоне увеличения объемов поставок в перспективе 12 месяцев от отчётной даты и, как следствие, больших потребностей в инвестициях в оборотный капитал, агентство допускает негативный CFO в период 30.06.2021-30.06.2022, что оказывает давление на показатели ликвидности компании.

В блоке корпоративных рисков агентство позитивно оценивает хорошо проработанную систему корпоративного управления с адекватным разграничением полномочий различных иерархий менеджмента Компании в части совершения сделок и наличием комитетов при СД для рассмотрения ключевых вопросов.  Сдерживающее влияние на общую оценку корпоративных рисков компании оказывает низкая информационная прозрачность ввиду отсутствия части информации в раскрываемых документах, а также отклонение объемов производства от плановых показателей, что негативно влияет на оценку стратегического обеспечения компании.

По данным консолидированной отчетности АО «Вертолеты России» по стандартам МСФО, активы Компании на 30.06.2021 составили 444 млрд руб., капитал – 184 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2021 года составила 76.1 млрд руб., чистая прибыль – 4.1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Вертолёты России» был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Вертолёты России», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Вертолёты России» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Вертолёты России» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023