Рейтинговые действия, 10.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Российские железные дороги» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 10 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Российские железные дороги» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) является компанией-субъектом естественной монополии, владеющей и управляющей железными дорогами общего пользования, находящимися на территории Российской Федерации, общей протяженностью более 85 тыс. км. Компания является фактическим монополистом по предоставлению услуг локомотивной тяги, владея порядка 99% эксплуатируемого парка локомотивов на сети, а также имеет значимое присутствие в транспортно-логистическом бизнесе. Дочерние компании РЖД являются крупнейшими игроками на рынке оперирования грузовым подвижным составом и логистических услуг, пассажирских перевозок дальнего и пригородного следования.

Присвоенный рейтинг в значительной степени обусловлен высокой системной значимостью компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства на деятельность компании. Оценка системной значимости обусловлена статусом РЖД как системообразующей организации, критической важности компании для обеспечения транспортной связанности регионов страны и обеспечения функционирования производственных цепочек. Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков и вместе с дочерними компаниями является крупнейшим работодателем в стране со штатом порядка 1 млн человек. Агентство оценивает влияние государства на компанию как сильное ввиду полного акционерного контроля, регулирования тарифов, а также участия в формировании стратегии и инвестиционной политики компании. Также тесная связь с государством проявляется в последовательной истории финансовой поддержки компании, выраженной в льготном режиме налогообложения, субсидиях, а также прямых инвестициях в проекты, реализуемые по поручению государства, в виде взносов в акционерный капитал и долгового финансирования через размещение средств под управлением ГУК ВЭБ.РФ и Фонда национального благосостояния в сверхдолгосрочные рублевые облигации компании. В 2020 г. компания зарегистрировала программу бессрочных облигаций объемом 370 млрд руб. с гарантией от Правительства Российской Федерации в лице Минтранса России на компенсацию купонного дохода инвесторам в случае предусмотренного программой и Федеральным законом №39 «О рынке ценных бумаг» отказа от выплаты со стороны эмитента, что открыло для компании дополнительные возможности по привлечению финансирования без ухудшения долговой нагрузки.

Бизнес-профиль компании по-прежнему оценивается агентством как устойчивый. Монопольное владение инфраструктурой, по которой за 1-ое полугодие 2021 г. было осуществлено около 88% грузооборота России без учёта трубопроводного транспорта, и доминирование на рынке локомотивной тяги во многом говорят о сильных конкурентных позициях. Фундаментальная потребность субъектов экономики в услугах РЖД при любых экономических условиях, а также сильное влияние государства делают компанию устойчивой к внешним шокам, позволяя агентству позитивно оценивать фактор риск-профиля отрасли. Грузовые перевозки и предоставление доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые являются основным источником выручки компании, в отдельных сегментах грузов подвержены определенной конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта. Оценка рыночных и конкурентных позиций сдерживается умеренным износом основных средств компании и ограниченными возможностями текущей тарифной системы финансировать капитальные затраты компании за счёт средств от операционной деятельности.

Положительная динамика пассажиро- и грузооборота в ходе 2021 года (+33,1% и +3,6% соответственно за 11 месяцев 2021 г.) оказала положительное влияние на восстановление финансовых результатов «РЖД». По данным консолидированной отчётности компании за 1 полугодие 2021 г. выручка компании выросла на 14% г/г, достигнув 1.2 трлн руб., превысив уровень докризисного 1-ого полугодия 2019 г. При этом, по расчётам агентства, рентабельность по EBITDA за 30.06.2020-30.06.2021 (далее отчетная дата) составила 20%, примерно сохранившись на уровне предыдущего года, что оценивается умеренно-негативно по бенчмаркам агентства.  Метрики долговой нагрузки также продемонстрировали улучшение: долг на 30.06.2021 (далее – отчетная дата) к EBITDA за отчетный период снизился с 4,2х до 4,0х (с 3.7х до 3,6х без учёта обязательств по вознаграждениям работникам по планам с установленными выплатами). Общий уровень процентной нагрузки оценивается агентством положительно благодаря исторически низкой стоимости фондирования компании – коэффициент покрытия процентов по EBITDA существенно превышает бенчмарк агентства в 4.2х.

Агентство ожидает сохранения позитивной динамики финансовых результатов в абсолютном выражении по итогу 2021 года, однако в качестве основного риска для дальнейшего роста выделяет неопределённость вокруг высокой волатильности уровня цен в мире на фоне послепандемийного восстановления мировой экономики при сохранении нарушения цепочек поставок и ограничительных карантинных мер. Стоимость металлов и стройматериалов, динамика которых может оказать существенное влияние на рентабельность деятельности компании и долговую нагрузку, резко росла в течение года, на уровне до 45% в зависимости от типа продукции металлургического комплекса. В таких условиях уровень инфляции производителей превысил темпы роста потребительской инфляции – по состоянию на октябрь 2021 г. индекс цен производителей вырос на 30% г/г, уровень инфляции за октябрь составил на 8% г/г. Принимая во внимание, что в качестве базы для расчёта тарифов компании выступает уровень потребительских цен, агентство видит определённые риски в увеличении затратной части компании без должной компенсации формируемыми доходами, что впоследствии может привести к снижению финансовых результатов, увеличению дефицита источников финансирования инвестиционной программы на фоне ее ожидаемого роста в период 2022-2023 гг.  и, как следствие, к увеличению долга. Тем не менее, агентство позитивно оценивает принятие Правительством мер по улучшению тарифной системы, при которой уровень базовой индексации увеличивается с 4,3% до 5,8% в 2022 г., предусмотрена надбавка на капремонт и доиндексация тарифа на контейнеры и антрацит, отмена льготы для инновационных вагонов на порожний пробег. Эти меры на фоне общего роста грузо- и пассажирооборота позволят сгладить последствия от роста цен на сырье. При анализе прогнозной долговой нагрузки агентство исходило из сценария о росте долговой нагрузки на фоне общего роста программы капитальных затрат и не ожидает роста чистого долга на 30.06.2022 к EBITDA за 30.06.2021-30.06.2022 выше 4,1х (3,7х без учёта обязательств по вознаграждениям работникам по планам с установленными выплатами). Поддержку показателю также могут оказать предоставляемые меры поддержки со стороны государства, которые, по данным компании, в 2021 году составили максимальные за последние 3 года 332 млрд руб. Улучшение операционных показателей, принятые тарифные решения и запланированные меры поддержки в виде субсидий и вкладов в уставный капитал в 2022 году, как ожидается, позволят сохранить прогнозный показатель чистый долг к EBITDA на уровне не хуже отчётного периода .

Компания по-прежнему характеризуется сильными позициями по ликвидности – РЖД обладает обширными возможностями рефинансирования долга на локальном и зарубежном рынках, достаточным запасом доступных кредитных линий, график погашения долга находится на комфортном для компании уровне. Для компании характерна умеренная доля валютных заимствований в структуре долгового портфеля около 27% на 30.06.2021. Компания стремится поддерживать валютную позицию близкую к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга. Кроме того, в отношении заимствований, номинированных в долларах США и фунтах стерлингов, компания управляет валютным риском путем заключения своп-контрактов в швейцарский франк – валюту естественного хеджирования.

В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности.

По данным консолидированной отчетности ОАО «РЖД» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2021 составляли 5,77 трлн руб., капитал – 3,05 трлн руб. Выручка по итогам первого полугодия 2021 года составила 1,24 трлн руб., чистая прибыль – 15,2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» был впервые опубликован 13.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.12.2020. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ОАО «Российские железные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ОАО «Российские железные дороги» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало ОАО «Российские железные дороги» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Серое золото: почему алюминий рекордно дорог

Известия

За последние три месяца цены на алюминий подскочили почти на четверть, вновь приблизившись к историческим максимумам. На Лондонской бирже цена тонны алюминия достигла $3100 за 1 т. Это лишь немного не дотягивает до рекордных показателей, установленных в 2008 году. Рост цен на важнейший промышленный металл в целом совпадает с общим «суперциклом» сырья в последние год-полтора, но имеет и некоторые особенности, например проблему дефицита электроэнергии. Тем не менее в отличие от ситуации с литием и медью есть шанс, что алюминий удастся стабилизировать на нынешних высоких уровнях, чему поспособствуют в том числе новые металлургические проекты в России. Подробности — в материале «Известий».
07.02.2022

Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021