Рейтинговые действия, 01.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ставропольского края на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 1 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством электрооборудования, мебели, стекла, обуви, швейных и текстильных изделий.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объём ВРП за 2020 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 823,0 млрд рублей, что на 0,5% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. По итогам 2021 года прогнозируется рост ВРП до 850 млрд рублей. ВРП на душу населения в отчётном году по расчётным данным составил 293 тыс. рублей, снизившись на 0,7% относительно предыдущего года. На фоне коронавирусной пандемии в 2020 году в регионе вырос уровень безработицы до 6,2%, на 1,4 п. п. относительно 2019 года. По итогам 2021 года ожидается небольшая коррекция уровня безработицы до 6,0%. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает околонулевая динамика численности населения: за последние пять лет число жителей края сократилось на 0,3%, или на 8,8 тыс. человек. Численность населения по состоянию на 01.01.2021 составила 2792,8 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,761, увеличившись на 1,7% по сравнению с прошлым годом.

Последние несколько лет стабильно увеличиваются инвестиции в основной капитал региона (за исключением бюджетных средств), которые по итогам 2020 года составили 208,6 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 21,7%. Приоритетными направлениями инвестиций были проекты агропромышленного комплекса, а также химической промышленности и туристической отрасли. По итогам 2021 года объём внебюджетных инвестиций прогнозируется на уровне 230 млрд рублей. Среди ключевых проектов – строительство ветрогенерирующих установок и ветроэлектростанций на территории Ставропольского края, строительство и модернизация тепличных комплексов, а также жилых и санаторно-курортных комплексов.

Степень автономности регионального бюджета оценивается агентством сдержанно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 47,5%, что на 11,5 п. п. ниже уровня 2019 года. В абсолютном выражении ННД регионального бюджета за 2020 год составили 66,4 млрд рублей или 107,8% утвержденного годового прогноза. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности регионального бюджета, а также на финансирование мер профилактики и устранения последствий коронавирусной пандемии. По итогам 2020 года общие доходы регионального бюджета выросли на 19,7%, ННД снизились на 3,7% по сравнению с 2019 годом. Имело место снижение поступлений по налогу на прибыль (-17,4%), налогу на имущество организаций (-5,1%) и акцизам (-7,0%), вызванное спадом деловой активности в реальном секторе экономики в связи с распространением коронавирусной инфекции. С другой стороны, в результате роста фонда оплаты труда в 2020 году произошло увеличение поступлений по НДФЛ (+8,8% к 2019 году). По итогам девяти месяцев текущего года наблюдается восстановление по всем бюджетоформирующим налоговым поступлениям: ННД за указанный период выросли на 26,6% относительно аналогичного периода 2020 года, а наибольший рост произошёл по налогу на прибыль организаций (+59%) и НДФЛ (+12%). По итогам 2021 года регион ожидает увеличения поступлений ННД до 72,2 млрд рублей, или на 8,7% относительно отчётного года, а также на 4,7% относительно докризисного 2019 года.

Объём безвозмездных поступлений от других бюджетов РФ в 2020 году увеличился в полтора раза по сравнению с 2019 годом и составил 72,7 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом объём дотаций увеличился на 30% до 32,9 млрд рублей, субсидий – на 90% до 21,1 млрд рублей, субвенций на 62% до 10,8 млрд рублей. Треть общего объёма дотаций была выделена для компенсации недопоступления ННД из-за последствий коронавирусной пандемии. Значительная часть субсидий и субвенций в 2020 году была предоставлена в рамках реализации мер социальной поддержки граждан с детьми, безработных граждан, учащихся, медицинских работников.

В 2020 году расходы бюджета выросли на 20% по сравнению с 2019 годом и составили 140,4 млрд рублей. Две трети общего объёма бюджетных средств приходится на социальную сферу. Больше всего увеличились расходы на здравоохранение (прирост 56% по сравнению с 2019 годом), социальную политику (+37%), образование (+12%). В 2020 году расходы по указанным направлениям составили 92,6 млрд рублей, что на 31% больше прошлого года. Увеличение расходов социального блока было прежде всего обусловлено направлением бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ставропольского края, повышением оплаты труда «указным» категориям работников государственных и муниципальных учреждений, повышением минимального размера оплаты труда. Гибкость расходов регионального бюджета оценивается агентством сдержанно: доля капитальных вложений в расходах по итогам 2020 года составила 5,9%. По итогам девяти месяцев 2021 года расходы краевого бюджета были выше расходов соответствующего периода отчётного года на 2,5% (на 2,4 млрд рублей), при этом увеличение отмечалось по направлениям социальной политики (+8,9%) и образованию (+2,9%), а незначительное снижение – по расходам на здравоохранение (-5,0%). Общие расходы краевого бюджета на текущий год заложены в объёме 152,1 млрд рублей, что на 8,4% выше уровня отчётного года.

В 2017-2019 годах региональный бюджет исполнялся с профицитом. В 2020 году дефицит бюджета составил 0,85% от ННД. По последним данным региона, по итогам текущего года бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 5,5 млрд рублей, или 7,5% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах региона и банковские кредиты.

В условиях пандемии в связи с ростом объёма расходов на финансирование мероприятий по устранению последствий коронавирусной инфекции объём государственного долга вырос и составил 36,5 млрд рублей по состоянию на 01.01.2021. Долговая нагрузка региона оценивается агентством как комфортная и составляет 54,9% ННД. По итогам 2021 года ожидается снижение объёма заимствований на 10,5% до 32,7 млрд рублей, или до 45,2% ННД. Структура долга при этом останется почти неизменной по сравнению с отчётным годом, более половины долга по-прежнему будут составлять бюджетные кредиты, около 29% и 12% - облигационные займы и коммерческие кредиты соответственно. Почти весь долг региона носит долгосрочный характер, что позитивно сказывается на рейтинговой оценке. Доля краткосрочных долговых обязательств, подлежащих погашению в течение следующих 12 месяцев после 01.10.2021, в общем долге на указанную дату составила 7,2%. Агентство также позитивно оценивает уровень расходов на обслуживание регионального долга: в 2020 году они составили 0,92% ННД, почти не изменившись по сравнению с 2019 годом. Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается остатками средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 139,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 140,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023