Рейтинговые действия, 19.08.2021

«Эксперт РА» пересмотрел рейтинг «Холдинговой компании «Новотранс» по обновленной методологии и присвоил рейтинг на уровне ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 19 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ХК «Новотранс» по обновленной методологии и присвоило рейтинг на уровне ruA+, прогноз по рейтингу стабильный.

АО «Холдинговая компания «Новотранс»– головная компания Группы Новотранс, включающей в себя, помимо прочих, ООО «ГК «Новотранс» – частного оператора железнодорожного подвижного состава, оперирующего на территории РФ, СНГ и стран Балтии, а также контролирующего ряд стивидорных активов в порту Усть-Луга, и четыре действующих и один строящийся вагоноремонтных завода в Московской, Ленинградской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае. Единственным акционером компании является Гончаров Константин Анатольевич.

Изменение рейтинга обусловлено улучшением конъюнктуры на рынке оперирования полувагонами во второй половине 2021 г. и последовательным смещением в сторону перевозок металлургических грузов, которые позитивно отразятся на операционной статистике подвижного состава и снижению порожнего пробега, что поддержит рентабельность и характеристики долговой нагрузки.

ООО «ГК «Новотранс» является средним по размеру оператором. По состоянию на 31.12.2020 парк под управлением компании составлял 25.2 тыс. единиц и полностью состоял из полувагонов с нагрузкой на ось 23.5 тс. По итогам 2020 г. грузооборот компании составил 101 млрд т-км. Также компании Группы «Новотранс» представлены в вагоноремонтном бизнесе: общая производственная мощность вагоноремонтных заводов Группы составила по итогам 2020 г. 53.8 тыс. плановых ремонтов. По оценкам компании, к июлю 2021 г. Группа «Новотранс» занимает третье место на рынке ремонта вагонов среди частных компаний в РФ с общерыночной долей 15%, а на дорогах присутствия Московской, Западно – Сибирской и Восточно - Сибирской совокупная доля составляет 42 %. По итогам 2020 г. доля услуг по ремонту подвижного состава в структуре консолидированной выручки составила 26%. Стивидорные активы Группы «Новотранс» представлены преимущественно проектом строительства терминала LUGAPORT в составе Морского торгового порта Усть-Луга с мощностью грузооборота до 24.3 млн т (при выходе на полную проектную мощность к 2024 году), длиной причального фронта 1.5 тыс. м. и осадкой принимаемых судов до 15.5 м. В июне 2019 г. компания приобрела 100% долей в ООО «Глобал-Сервис», являющегося оператором Автомобильно-Железнодорожного Паромного Комплекса в порту Усть-Луга, обслуживая паромное сообщение с портом Балтийск в Калининградской области.

Агентство умеренно позитивно оценивает профиль бизнес-рисков компании. Грузовая база ООО «ГК «Новотранс» по итогам первого полугодия 2021 состояла на 32% из энергетических углей, 21% - коксующийся уголь и 40% - металлургические грузы. Клиентская база умеренно диверсифицирована, однако структура крупнейших грузоотправителей изменилась – по итогам первого полугодия 2021 г. доля группы EVRAZ снизилась до 18% (27% по итогам 1 пг. 2021), доля группы ММК выросла до 17% (3.6%), а группы Металлоинвест – до 28.9% (24.8%). С крупнейшими клиентами компания работает на условиях сервисных контрактов, фиксирующих минимальное количество вагоноотправок и подразумевающих обоюдную финансовую ответственность за невыполнение контрактных условий. По итогам 2020 г. и первого полугодия 2021 г. не менее 70% выручки от операторской деятельности приходилось на сервисные контракты и агентство учитывает сохранение такого соотношения в дальнейшем: контрактная база с подобной структурой обеспечивает достаточно высокую прогнозируемость объемов перевозок и, в несколько меньшей степени, денежных потоков, так как предусматривает регулярный пересмотр ценовых условий. Загрузка универсального парка примерно соответствует среднерыночным значениям – порожний пробег по итогам первого полугодия 2021 находился на уровне 45%. Расширение работы с металлургическими компаниями позитивно отразится на географии перевозок, так производства расположены в европейской части страны и на Урале, и повлияет на улучшение оборачиваемости парка и снижении порожнего пробега. Средний возраст парка находится на уровне одиннадцати лет и не накладывает на компанию требований по обновлению парка или повышенных затрат на его ремонт.

Последствия от структурного профицита подвижного состава на сетях РЖД начали проявляться в 2019 году, когда ставки доходности стали падать с пиковых значений – за вторую половину 2019 г. уровень спотовых ставок оперирования универсального парка подвижного состава – полувагонов – сократился почти вдвое. В 2020 году пандемия коронавируса привела к падению погрузки и грузообороту на сетях РЖД на 2,7% и 2,2% соответственно, что на фоне продолжающегося профицита подвижного состава и негативных ценовых условиях на основных сырьевых рынках способствовало дальнейшему сокращению спотовых ставок оперирования среди полувагонов до уровня в пределах 700-900 руб./ваг.-сутки. На этом фоне компания демонстрировала доходность оперирования на уровне выше среднего по рынку. В третьем квартале 2021 г. ставки оперирования начали демонстрировать ощутимый рост на фоне роста погрузки на сети РЖД (на 4.5% за 7 мес. 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.) и существенного роста цен на международных рынках на угли и металлургическую продукцию, что позволит компании улучшить финансовый результат по итогам 2021 г. Агентство при этом обращает внимание, что операторский рынок может вернуться к профициту полувагонов на сети на горизонте года.

В 2020 году компания перешла к активной стадии строительства терминала LUGAPORT, до этого завершив работы по созданию искусственных земельных участков общей площадью 47 га, полностью проинвестированные за счет собственных средств. Терминал спроектирован в универсальной конфигурации с пятью причалами, с возможностью обработки навалочных грузов (руда, уголь), генеральных грузов (трубы, металлопрокат, тарно-штучные грузы) и зерновых и пищевых грузов (с двумя группами силосов объемом единовременного хранения до 300 тыс. т и складами до 100 тыс. т). Компания ожидает запустить первую очередь терминала уже в начале 2022 г. Агентство положительно оценивает перспективы диверсификации бизнеса с учетом синергии с операторским и вагоноремонтным бизнесом на фоне подтвержденных международным консультантом в рамках расчетно-технического обоснования возможностей конкуренции за грузовую базу с портами Балтийского и Азовско-черноморского бассейнов. При этом присутствуют характерные риски строительства, возможного удорожания проекта на почве валютных и инфляционных рисков.

В начале 2020 г. компания анонсировала расширение вагоноремонтного предприятия в Прокопьевске со строительством собственного металлургического производства цельнокатаных колес. По состоянию на второй квартал 2021 г., проект по-прежнему рассматривается компанией, но претерпел изменения – компания сменила потенциальную площадку на расположенную в Липецкой области и отказалась от собственной электрогенерации. Проект стоимостью порядка 30 млрд руб. предполагает производство 400 тыс. цельнокатаных железнодорожных колес в год, которые буду направлены на обеспечение потребностей собственных вагоноремонтных мощностей. Стоимость колес является одной из крупнейших статей себестоимости ремонтов, и обеспечение собственными колесами позволит улучшить маржинальность на фоне существенного роста цен на колеса российского производства в последние два года. Проект находится на раннем этапе проработки и агентство предполагает возможность его отсрочки в случае существенного ухудшения условий на рынке оперирования.

Профиль финансовых рисков Новотранса определяется невысокой долговой нагрузкой. На 31.12.2020 отношение совокупного долга к EBITDA находилось на уровне 2.3, агентство предполагает его сохранение на уровне до 2.5 в предстоящие годы на фоне инвестирования собственных средств в инвестиционные проекты и положительной ожидаемой динамики рынка оперирования. Процентная нагрузка комфортная, отношение EBITDA по итогам 2020 г. к процентам к уплате за аналогичный период составило 5.2. Рентабельность по EBITDA по итогам 2020 г. хотя и находилась на высоком уровне с точки зрения принятых агентством бенчмарков – 29% - существенно, на 15 п. п., снизилась по сравнению с 2019 г., из-за снижения ставок, и агентство ожидает рост показателя по итогам 2021 года и далее. Компания по-прежнему не подвержена существенному валютному риску и осуществляет практически все операции, кроме платежей зарубежным железным дорогам, в рублях. Прогнозная ликвидность оценивается позитивно на фоне ожиданий восстановления операционного денежного потока и наличие согласованного банковского финансирования, преимущественно ПАО Банк "ФК "Открытие" (ruAA, стаб.), обеспечивающего возможность нести расходы на строительство портового терминала в текущем периоде.

Качественная оценка ликвидности также положительна – кредитный портфель диверсифицирован, по состоянию на июль 2021 г. крупнейшим источником (41%) фондирования являются два выпуска биржевых облигаций, крупнейший кредитор вне эмиссий – группа ВТБ Лизинг (ruAA-, стаб.), 22%. Период основных погашений долга приходится на 2024-2026 гг. Агентство предполагает отсутствие или минимальные дивидендные выплаты, которые согласно принятой компанией дивидендной политике не могут быть выше свободного денежного потока (FCF) на консолидированной основе.

Оценка блока корпоративных рисков находится на умеренном уровне. Агентство положительно оценивает проработку систем риск-менеджмента и концентрированную структуру собственности. Новотранс публично раскрывает финансовую отчетность, однако раскрывает операционную статистику деятельности в сжатом формате.

По данным консолидированной отчётности АО «Холдинговая компания «Новотранс» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 63.7 млрд руб., капитал – 31.7 млрд руб. Выручка по итогам 2020 года составила 30.7 млрд руб., чистая прибыль – 2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен АО «ХК «Новотранс» был впервые опубликован 22.08.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.08.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ХК «Новотранс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ХК «Новотранс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ХК «Новотранс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023